Международные эксперты отмечают значительный прогресс в реализации прав человека в Казахстане. На прошлой неделе в Казахстане побывала делегация Европейского парламента, прибывшая, чтобы своими глазами увидеть, как обстоят дела с соблюдением прав человека в республике. |
Эта сфера является приоритетной во внутренней политике государства. Сказать, что в Казахстане живут по принципу «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь», нельзя – слабые места правозащитной системы выявляются и устраняются. Так, ранее в Министерстве иностранных дел презентовали доклад по ситуации с правами человека в Казахстане. Международные эксперты говорят о серьезных улучшениях в этой сфере. О целях и содержании документа «Литеру» рассказал один из его разработчиков, член комиссии по правам человека в Казахстане при президенте РК, лидер партии «Адилет» Максут Нарикбаев.
– Не так давно в Казахстане презентовали доклад о соблюдении прав человека. Не могли бы вы рассказать более подробнее, что это за документ?
– Этот информационно-аналитический документ называется «Доклад о ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2009 году». Доклад был подготовлен и составлен секретариатом Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан. Он посвящен анализу ситуации с правами человека за прошедший год и является своеобразным отчетом государства за этот период не только перед населением страны, но и перед мировым сообществом, так как одобрен резолюцией президента республики № 32-40,187 от 14 июня 2010 года.
Сам документ состоит из двух разделов и пятнадцати глав, в которых анализируются вопросы соблюдения гражданских, политических, социальных и культурных прав человека и гражданина, на факты нарушений в которых обращалось внимание со стороны неправительственных правозащитных организаций и Бюро по вопросам демократизации и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, других международных организаций.
Так, в первом разделе детально анализируются вопросы соблюдения прав человека на жизнь и неприкосновенность личной жизни, прав на свободу объединений, на свободу мысли, совести и религий, на проведение мирных собраний и митингов, на участие в управлении делами государства, на свободу слова и получение информации. Здесь отражены результаты специальных исследований Комиссии по правам человека, посвященные актуальным вопросам соблюдения прав человека и обеспечения законности в сферах трудовых и жилищных отношений, прав национальных меньшинств, правового просвещения населения.
Во втором разделе анализируется соблюдение прав человека и гражданина в ходе предварительного следствия и дознания по уголовным делам, в сфере отправления правосудия, в стадии исполнительного производства и в пенитенциарной системе. Отдельные главы доклада посвящены вопросам соблюдения и обеспечения прав человека на свободу от пыток и других жестоких и унижающих достоинство видов обращения и наказания, прав жертв торговли людьми.
– Что даст Казахстану этот отчет? Возможно, он позволит укрепить конкурентоспособность Казахстана?
– Это уже четвертый по счету доклад. То есть анализ состояния защиты прав человека в нашей республике уже приобрел регулярный характер, стал традицией. Этот факт, кстати, в ходе презентации с удовлетворением был отмечен зарубежными участниками мероприятия.
Такой отчет в первую очередь нужен нам самим, гражданам Казахстана. Ведь в нем делается не только анализ состояния защиты прав человека и гражданина в стране. Предлагаются конкретные меры по устранению причин и условий, способствующих таким нарушениям. То есть, ознакомившись с докладом, каждый интересующийся может убедиться в реальном положении защиты прав человека в стране, гражданином которой он является, о мерах, которые должны приниматься государством для устранения недостатков в этом вопросе. Во-вторых, доклад, как было сказано выше, являясь информационно-аналитическим документом с выводами и рекомендациями по каждому направлению защиты прав человека, может являться базовым, официальным – поскольку одобрен главой государства – материалом для руководства в своей деятельности не только государственных органов, но и представителей гражданского общества, политических партий, международных правозащитных организаций. И, в-третьих, разумеется, через доклад мы доказываем мировому сообществу, что мы нисколько не скрываем свои ошибки, упущения, недостатки в вопросах защиты прав человека и гражданина, а, выявляя и анализируя их, пытаемся принимать соответствующие меры законодательного, организационного характера для их устранения. Я нисколько не сомневаюсь, что такое действие неминуемо сыграет положительную роль в имидже государства. К слову, представители международных правозащитных организаций, участвовавшие в презентации, отметили прогресс в этом вопросе по сравнению с предыдущими годами.
– Проблемы с соблюдением прав человека имеются не только в Казахстане, но даже в странах развитой демократии. При этом у каждой страны своя специфика. В чем особенность нашей республики?
– Разница в одном: страны так называемой развитой демократии не только окончательно определили свои политические, экономические системы, но и имеют огромный практический опыт в становлении и укреплении этих систем. Менталитет их народов полностью адаптирован к системам государства своих стран. Основополагающие принципы, критерии прав человека, устоявшиеся в этих странах, сегодня являются правовыми ориентирами для других государств мира, избравших путь демократии и правового государства.
Наша республика, в отличие от них, переживает период трансформации от однопартийной, авторитарной системы с жесткой плановой экономикой к правовому, демократическому обществу с рыночной экономикой. Длина этого пути всего 19 лет, одна треть которого ушла на то, чтобы разгребать остатки развалин Советского Союза, от которого досталась наша независимость. То есть мы – страна, еще строящая (а не уже построившая) правовое, демократическое государство в соответствии со ст.1 Конституции РК. При этом мы доказываем не только свою приверженность к соблюдению международных норм по защите прав человека, а, подписывая конкретные нормативные акты по этим вопросам, берем на себя ответственность соблюдать положения этих актов. Казахстан является участником более 60 многосторонних универсальных международных договоров в сфере прав человека, в том числе Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о статусе беженцев и протокола к ней и т.д.
– Получается, у нас с правами человека все нормально?
– Разумеется, нет. Иначе не было бы сотни рекомендаций доклада, явившихся результатом анализа конкретных нарушений в области прав человека, выявленных в нашей стране. А ведь глава государства в одном из своих выступлений подчеркивал, что не должно быть никакого успокоения, пока в стране будет иметь место нарушение прав даже одного человека. При этом самое плохое состоит в том, что основными нарушителями законов в области прав человека являются представители власти. Причина этого, на мой взгляд, в отсутствии достаточных правовых механизмов ответственности нарушителей, особенно в вопросах прав человека и гражданина. Я уверен, что на этот доклад многие из власть имущих даже не обратят внимания, хотя, повторяю еще раз, он одобрен резолюцией президента страны. В связи с этим мне приходит мысль, что комиссия и впредь должна предоставлять доклад не только с рекомендациями, но и с конкретными предложениями о наказании тех или иных чиновников, допустивших грубые нарушения прав человека.
– Спасибо за интервью.
Подготовила Екатерина БОЛЬГЕРТ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 2.422 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |