В ходе этих мероприятий свою квалификацию смогли повысить региональные начальники департаментов образования. Однако самый внушительный пласт знаний был передан ректорам отечественных вузов. К слову эту уникальную инициативу МОН РК не все в стране восприняли однозначно. Еще бы, вытащить на свет пыльную аксиому, что рыба гниет с головы, да к тому же признать ее верной и демонстративно взяться переучивать «генералитет» системы отечественного образования! Этот проект добавил пылающему лету 2012-го немало лишних градусов. С позитивом и добровольно участие в обучающих семинарах, разработанных в тандеме специалистами МОН РК и Международной академии бизнеса, на базе которой, к слову, прошли в Алматы семинары для руководителей вузов, приняли немногие. Львиная доля слушателей-ректоров восприняла проект как обреченность. И еще примерно четверти предполагаемых участников впитать новые знания помешали, безусловно, объективные причины. В итоге вместо ста запланированных вузовских управленцев в Алматы на семинар прибыли только шестьдесят. Прогулы ректоров и их низкая посещаемость быстро стали самой популярной шуткой проекта. |
– Усадив за парты топ-менеджмент системы отечественного образования, в Министерстве образования и науки РК решили начать, прежде всего, с себя, – рассказывает ректор МАБ, доктор бизнес-администрирования Асылбек Кожахметов. – Так, в семинарах МЕТGov участвуют 50 человек разного ранга, включая вице-министров. Разумеется, мы не утверждаем, что этого курса семинаров будет достаточно для переобучения руководителей отечественного образования и тотального их перехода к новым методам работы. Однако обнадеживает тот факт, что в стране намечается разумная тенденция к личностному совершенствованию управленцев от образования. Люди понимают, что теперь это будет трендом образования Казахстана и частью его оценки, а постоянное развитие людей, задействованных в руководстве, становится фокусом развития. Задача нынешнего семинара MET-Uni – создать площадку для общения ректоров вузов, разных по форме собственности и размеру. Нам важно создать интеллектуальную «топку», где «дровами» станут обсуждаемые проблемы и позитивный опыт их решения. Однако совместное обсуждение проблем не должно превратиться в галдеж, в беспредметное обвинение друг друга. Важна правильная рамка, и, уверен, этот профессиональный разговор начался. «Ухватить» все названные четыре группы управленцев – важная инициатива, доказательство того, что процесс пошел. Помимо ресурсов, базы, востребованности нужно и личное развитие управленческой компетенции ректора. Это начинание уместно и в свете автономности вузов, ведь здесь важно знать, смогут ли имеющиеся ректоры распорядиться полученной свободой.
По масштабности проекта эта площадка – первая в Казахстане. Однако станет ли она системной, последовательной и долгосрочной – вопрос открытый. Аналогичные инициативы выдвигались и раньше, но не стали практикой. Нынешняя, безусловно, важна, ведь на новом витке развития экономики и мышления без реформации системы управления образованием далеко не уедешь. Но усилия прилагаются и на других участках. Так, создан центр переподготовки преподавателей вузов «Орлеу», имеется и центр переподготовки школьных учителей. То есть вопрос повышения квалификации, личностного развития персонала обретает сегодня все большее значение.
Спикерами этого уникального проекта стали лучшие преподаватели МАБ, а также видные специалисты в области управления образованием из Великобритании, Прибалтики и России. Кроме того, тенденции развития образования в проекте разделены на европейские и азиатские, что немаловажно для внедрения этого опыта в Казахстане. Лекции затронули также и инновационные подходы к управлению вузами, стратегии эффективного управления персоналом, внедрение принципов корпоративного управления, инструментов обеспечения качества высшего образования, финансового менеджмента. После завершения всем его участникам было предложено пройти тест личных управленческих компетенций. Стоит отметить, что одним из условий теста была тайна результатов тестирования. Поэтому насколько профессиональны отечественные ректоры по мнению международной программы тестирования, узнать никому так и не удалось – вердикт компьютера каждому ректору был выдан лично в руки. Вузовские управленцы могли по желанию прослушать и рекомендации специалистов в области делового стиля.
Цель, которую преследуют организаторы проекта, уникального для страны, – актуализация и углубление знаний в области менеджмента для эффективного руководства вузом в свете реализации Государственной программы развития образования страны на период до 2020 года. Согласно этому документу все руководители отраслевых организаций должны пройти повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента образования, в 90 процентов вузов должны быть внедрены принципы корпоративного управления, 100 процентов руководителей организаций образования должны пройти повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.
В ходе семинара не единожды звучала мысль, что вузы должны работать как бизнес-структуры, дабы повысить качество образования. И без оглядки на экономику сделать это невозможно. Имея сегодня экономику ресурсную, Казахстан движется к экономике инвестиционной. И в ближайших планах – переход к экономике, основанной на знаниях, где важнейшее значение приобретает социальный капитал. Повышение роли высшего образования – серьезный рычаг. «Страна, не способная развивать знания, в XXI веке обречена на провал», – сегодня слова нашего президента Нурсултана Назарбаева стали больше чем пророческими. Образцом компаний, которые строятся на знаниях, должны стать университеты, в которых знания и являются капиталом. Университет сегодня – не просто обучающая структура, это будущие ростки знаниевой экономики. Для построения инновационной экономики бизнес, власть и университет должны работать вместе. Однако есть ли это в Казахстане?
– Я бы сказал, что мы в начале пути, – отметил в своей лекции Асылбек Кожахметов. – Пока что отношения к университету как ресурсу экономики нет. Однако, чтобы стать структурой, распределяющей и накапливающей знания, университет должен сам иметь эффективную структуру менеджмента. В результате проведенных исследований выяснилось, что и спустя двадцать лет после отказа от советской системы управления остатки ее больше всего сохранились именно в вузах. По уровню ВВП, по данным Всемирного банка, Казахстан находится на одном уровне с Турцией, Россией, Малайзией, Чили. Однако по уровню применения знаний в экономике мы на одной горизонтали с Ямайкой и Монголией. А есть еще и индекс применения инноваций, и там мы также в не самой «приятной» компании государств. Но эти индексы должны быть ведущими при реализации индустриально-инновационной экономики.
Акцент на генерацию новых знаний – вот слабое место отечественных вузов. Увы, но казахстанские университеты, академии и институты в большинстве своем не поднимаются выше функций колледжа, предпочитая лишь транслировать знания. Высшее образование страны пока не может похвастаться уникальными разработками, интересными соседям, или выгодным сотрудничеством с бизнесом. Лекторы семинара затронули вопрос и профессионального роста управленцев высшего образования – большинство отечественных ректоров (свыше 70 процентов в возрасте выше 51 года), перешагнув 50-летний рубеж, перестали получать новые знания, несправедливо считая повышение профессиональных компетенций личностным ростом. Однако сегодня возраст ректора – не гарантия его авторитета и перспективности. Скорее, напротив, в свете трансформации экономики и растущей потребности в гибких, динамично развивающихся университетах к ректорам появляются совершенно другие требования. Кроме того, одним из самых важных был отмечен вопрос наличия экономического образования у ректора вуза, опыта работы в сфере управления и способов, с помощью которых реализуется им в вузе ротация управленческих кадров и создание резерва.
– Управлением системы образования нужно заниматься системно, – настаивает господин Кожахметов. – Если говорить о стратегии управления вузом, то сегодня ее имеют все университеты страны. Однако насколько соответствует она вызовам времени? Здесь нам важно видеть тренды, важно видеть, куда мы идем, и знать, куда бы хотели двигаться, и уже туда вбрасывать ресурсы. Вопрос этот непростой. Он не решается одним днем, и нельзя спустить решение проблемы сверху. Так, сегодня мы не имеем даже магистерской специальности «Менеджер управления образования». У нас ректоры и деканы назначаются просто потому, что человек был «хорошим» профессором. Но ведь управлять – это совершенно иная сфера. Здесь невозможно развитие без постоянного отсева. Стране необходимы инструменты продвижения и оценки управленцев образования. Однако и объективности этой системы люди должны доверять и не видеть вместо своей некомпетентности происки завистников. А, возможно, нам вообще стоит применить западную модель временных ограничений на занятие руководящих должностей. Словом, вопросов много. Одним этим проектом их не решить. Однако и он уже наметил болевые точки. Основная из них – отсутствие горизонтальных площадок для диалога среди вузов. Невозможно вырастить один сильный вуз в стране на фоне остальных, едва дотягивающих до среднего уровня. Крутой вуз делает конкуренция: Гарвард, Оксфорд, Кембридж поднялись над сильными соперниками. Чтобы создать это же поле битвы в Казахстане, важно перезагрузить систему мышления, подготовки управленческих кадров и оценки их деятельности.
Юлия ЗЕНГ, Алматы
справка
В рамках проекта MET Program (Management Education Technology Program) в Казахстане прошли обучающие семинары для высшего руководящего состава МОН РК – МЕТGov. Планируются повышение квалификации для региональных начальников департаментов образования – MET-Reg и обучение для директоров НИИ – MET-Sci. Однако самый внушительный пласт знаний планировалось передать ректорам отечественных вузов – их программа MET-Uni, прошедшая в Алматы, была самой продолжительной и, пожалуй, самой интересной для общественности.
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.234 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |