После трагедии в российском Крымске во многих городах, где протекают реки, вновь встает вопрос безопасности на воде. В Усть-Каменогорске он особенно актуален. Председатель Комитета водных ресурсов Ислам Абишев считает, что ни в городе, ни в области нет аварийных объектов, которые могли бы угрожать жизни людей. Экс-аким Усть-Каменогорска приехал в регион для того, чтобы побывать на самых проблемных водохозяйственных объектах, передает . Чиновник сообщил, что в этом году на восстановление гидроузлов и плотин нашего региона будет выделено более одного миллиарда тенге. Это почти в три раза больше, чем в прошлом году. |
Вот так сэкономили!
- В Восточном Казахстане нет таких водных объектов, которые бы требовали срочного ремонта. Острых моментов в этом отношении в регионе нет. Я приехал не один, со мной группа специалистов, которые детально обследуют проблемные водохранилища и каналы, требующие планового ремонта. Такое обследование мы проводим во всех областях страны, - сказал Ислам Абишев. - Например, в прошлом году по Казахстану мы проверили 30 объектов, в этом - уже 70.
Когда журналисты задали председателю Комитета водных ресурсов вопрос о безопасности Усть-Каменогорской ГЭС, Ислам Алмаханович сообщил, что в данный момент решается вопрос, какой именно государственный орган будет следить за такими крупными объектами.
- Что касается ГЭС, находящихся в руках частных компаний, то согласно закону обследования должны проводить хозяйствующие субъекты. Другое дело - государственный контроль. Раньше надзорные функции были возложены на специалистов Министерства чрезвычайных ситуаций. Сейчас их хотят передать в наш комитет. Но проблема в том, что у нас недостаточно большой штат для осуществления этих функций. В общем, этот вопрос решается, - сообщил господин Абишев.
Рассказал руководитель ведомства и о планах в отношении гидросооружений Рудного Алтая. В ближайшем будущем в план финансирования планируется включить восемь проектов реконструкции плотинных гидроузлов в Урджарском, Тарбагатайском, Жарминском, Зайсанском районах. Общая сумма работ по проектной документации - более 24 миллиардов тенге.
Сложно договориться
Среди самых важных проблем Рудного Алтая Ислам Алмаханович назвал маловодность Иртыша. В том числе и по причине забора воды из Черного Иртыша китайской стороной. Простой пример. Если в 2011 году среднемесячный расход воды предприятиями нашего региона из этой реки составил 421 кубометр в секунду, то в 2012 году этот показатель снизился до 340. Власти пытаются договориться с Китаем, но пока переговоры не приносят результата. Отстаивая свои экономические интересы, Китай отказывается уменьшать объемы водопотребления.
- Мы спорим. Китайцы говорят: давайте учитывать водопотребление по факту, на сегодняшний день, а мы требуем вернуться к тем нормам, которые сложились исторически, еще в 90-е годы прошлого века. Если руководствоваться их политикой - мы многое теряем, - продолжил господин Абишев. - К концу 2014 года мы должны подписать соглашение с Китаем о международном распределении водных ресурсов трансграничных рек между КНР и РК. Тогда все вопросы будут сняты.
Второй немаловажной проблемой Востока Ислам Абишев назвал маленькую площадь орошаемой пашни. Поливных земель в регионе - 205 тысяч гектаров, но фактически вода поступает только на 130 тысяч гектаров. Остальные земли не поливаются, потому что сети находятся в неудовлетворительном состоянии. По планам Комитета водных ресурсов, в ближайшие три-четыре года планируется увеличить эти цифры в разы.
Бородатая история
Намерен Ислам Абишев съездить на место предполагаемого строительства Булакской ГЭС (контррегулятор Шульбинской ГЭС). По данным главы Комитета водных ресурсов, сейчас решается самый важный вопрос - за чей счет будет строиться новая ГЭС. Несколько лет назад строительство контррегулятора стало предметом спора между международной компанией AES, владеющей ГЭС, и казахстанскими властями. По информации, ранее предоставленной специалистами департамента АРЕМ по ВКО, основным условием приватизации этого гидроузла в свое время было вложение со стороны AES инвестиций - 420 миллионов долларов - в Шульбинскую ГЭС. Но свои инвестиционные обязательства компания не выполнила. Иностранцы свое нежелание строить судоходный шлюз и контррегулятор ГЭС объясняли так «все мероприятия компанией AES выполняются с учетом целесообразности и эффективности».
Теперь же, как сообщают специалисты Комитета водных ресурсов, в качестве источника финансирования контррегулятора рассматривается государственный фонд «Самрук-Казына» или республиканская казна. По мнению Ислама Абишева, новый контррегулятор позволит использовать всю мощность Шульбинской ГЭС.
Ирина Кирилюк
Новостной сайт Усть-Каменогорска Время загрузки страницы 0.455 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |