С 1 июля 2012 года в Казахстане запретили продажу электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт и выше. Но в Кызылорде эти груши, которые нельзя скушать, как продавались, так и продаются – по 50 тенге |
за штуку. Как известно, такое решение было связано с политикой энергосбережения. Теперь потребители должны использовать световые приборы другой конструкции, потребляющие электроэнергию в несколько раз меньше, чем традиционная «лампочка Ильича». Насколько готовы мы использовать такой способ экономии? Тема актуальная, много приводится аргументов как «за», так и «против». Но в этом деле лучший советчик – практика.
Жительница Кызылорды Акмарал Оспанова первую люминесцентную лампу купила несколько лет назад.
– Экономия, конечно, есть, – говорит женщина. – Но дело в том, что если эти лампочки один раз включил и выключил, потом сразу опять нельзя включать. Это очень неудобно. Поскольку люстра у меня включается одним выключателем, поставила туда вместе с энергосберегающими и обычные лампы.
Обычные использует постоянно, не опасаясь включать их и выключать на короткое время. Что касается энергосберегающих, то она их слегка выкручивает, чтобы можно было зажигать только при длительном пользовании люстрой. Для сравнения: обыкновенная лампа накаливания 100 ватт стоит в среднем 50 тенге. А вот ее экономичная последовательница в разы дороже – от 200 до 700 тенге. И для многих, в частности для пенсионеров, «лампочка Ильича» вне всякой конкуренции.
– Все-таки эти лампы для пенсионеров очень дорогие, – говорит Адель Таканаева. – Несколько лет назад я ездила к сыну в Самару и там купила одну такую лампу. Если перевести в тенге, то обошлась она в 600 тенге, но почти сразу перегорела. Сейчас смотрю, на рынке у нас есть дешевле – 200–300 тенге, но они плохого качества.
Кусающиеся цены – не единственный недостаток. Например, при снижении напряжения в сети, что в Кызылорде очень часто бывает, энергосберегающие лампы просто не зажигаются. Поэтому обычные лампы, несмотря на запрет их реализации, до сих пор пользуются у горожан спросом. В некоторых магазинах, которые мы обошли, нас заверили, что о запрете ничего не слышали. Но дело здесь, думается, не в этом, а в другом – раз товар пользуется спросом, то его будут продавать.
Увидев, как в одном из магазинов мужчина купил пару запрещенных ламп, спросила: почему он решил купить именно их, а не те, что мало потребляют энергии?
– Они привычнее, к тому же – безвредны. В микрорайоне постоянно происходят скачки электроэнергии. В энергосберегающих лампах ртуть, и хотя ее там мало, но как это скажется на здоровье – еще неизвестно. Куда девать потом эти лампы, когда они сгорят? – объяснил он.
Действительно – проблема. В Кызыл-орде нет ни одного пункта утилизации. Есть они в Алматы, но везти туда одну лампочку накладно потребителю. Как быть? Думаю, согласятся многие, что условия для утилизации ламп, принятых от населения, нужны особые. Главное – не создавать лишних сложностей и сделать это экономически выгодным и для людей, и для предприятия, которое станет этим заниматься. Только кто должен заниматься этими вопросами? Обзвонив разные кызылординские инстанции, которые хотя бы немного могут быть причастны к этому делу, ничего конкретного узнать не удалось. И что теперь делать горожанину с энергосберегающей лампой, которая отслужила свой срок? Хранить в квартире в ожидании открытия в городе пункта приема? Не выход. Понятно, что закон есть закон и его надо исполнять. Только как?
Наталья ЧЕРНЕЙ, Кызылорда
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.562 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |