В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства Нурсултан Назарбаев особое внимание уделил развитию института медиации. «Обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации, инициировать проведение Национальной конференции медиаторов в целях развития данного механизма внесудебного урегулирования споров и конфликтов», – говорится в статье Лидера Нации. |
И это объективно и востребовано временем, так как при развитии общества социальные конфликты неизбежны и выступают не только как возмутители спокойствия, но и в большинстве случаев – как двигатели развития социальных отношений, поднимающие на качественно новый уровень социум. Между тем само понятие «медиация» происходит от латинского mediare – посредничать. Медиация традиционно относится к альтернативному методу разрешения споров, в котором третья, нейтральная сторона – медиатор – оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор, в поиске взаимовыгодного решения. На сегодня медиация воспринимается как метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить переговорный процесс и проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы стороны сами смогли выбрать тот вариант решения, который удовлетворил бы интересы и потребности участников конфликта. В отличие от общепринятого судебного или арбитражного процесса, во время медиации стороны достигают соглашения сами – медиатор не принимает решение за них.
Есть медиаторы-профессионалы и медиаторы-любители. Как правило, медиатор-любитель – скорее всего, уважаемый в определенной среде человек, авторитет которого у конфликтующих сторон бесспорен. Совет старейшин на Кавказе является одной из форм коллективной медиации. Безусловно, что все эти проверенные временем прототипы посреднических услуг должны соответствовать требованиям Закона о медиации, которые исключают возможность сопряжения медиации с классическим судопроизводством. Что же касается медиатора-профессионала, то им может быть член только одной организации медиаторов. При приеме в члены такой ассоциации медиаторов-профессионалов к кандидатам в посредники могут быть предъявлены дополнительные требования, связанные с осуществлением конкретных видов будущей деятельности медиатора.
Во многих странах мира система альтернативного разрешения споров (институт медиаторов) получила свое признание и широкое распространение и сегодня активно развивается и находит все больше сторонников во многих цивилизованных странах. Основными плюсами медиации являются, во-первых, низкие финансовые издержки по сравнению с судебными; во-вторых, сокращение временных затрат. Судебная медиация широко применяется в европейских странах и США. Процедура примирения с привлечением института медиаторов очень популярна и в Великобритании. Так, благодаря только медиаторам, не доходя до суда, разрешается до 87 процентов конфликтов. В Китае во внесудебном порядке решается около 30 процентов споров. Однако в нашей стране соответствующий закон «О медиации» вступил в силу совсем недавно (5 августа 2011 года), поэтому и развитие института медиаторов, равно как и его популярность, находится на начальной стадии.
Вместе с тем надо сказать, что в стране уже много сделано для внедрения института медиаторов. Так, 10 лет назад, 20 сентября 2002 года, Главой государства Нурсултаном Назарбаевым был издан указ «О концепции правовой политики Республики Казахстан», в котором одним из акцентов в последующей гуманизации уголовной политики стало «более широкое внедрение института примирения путем расширения перечня преступлений, подпадающих под возможность освобождения от уголовной ответственности через процедуру медиации, возмещения потерпевшему имущества и морального вреда, а также причиненного вреда здоровью». Это стало первым упоминанием о медиации в нормативно-правовом словаре Казахстана.
Проведенная отечественными законодателями и правотворцами научно-исследовательская работа, включающая изучение международного опыта медиации, а также адаптирование его с учетом казахстанского многонационального социума, перед которым была поставлена задача – построить правовое государство, социально ориентированное, с конкурентоспособной экономикой, охватила не один год. Ведь все понимали, что условия в Европе – одни, в нашей же республике при внедрении института медиаторов надо учитывать реальное состояние общества.
В результате 28 января 2011 года был принят и 5 августа введен в действие закон «О медиации». Сегодня, когда данный нормативно-правовой акт уже действует, необходимо придать ему дополнительный импульс с целью более широкого его применения в казахстанском обществе. Отметим, что одновременно с этим законом приняты и вступили в действие изменения и дополнения в Административный, Гражданский, Уголовный, а также Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан, в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». В свою очередь необходимо отметить, что Казахстан является пока единственной страной в СНГ, которая включила процедуру медиации в уголовное судопроизводство по делам, связанным с преступлениями небольшой и средней тяжести.
Вместе с тем и здесь есть много подводных течений. Так, в соответствии с принятым законом «О медиации» дознаватели и следователи по уголовным делам небольшой и средней тяжести теперь обязаны официально уведомлять потерпевших, подозреваемых и обвиняемых о возможности примирения, в том числе в порядке медиации. Однако существующая оценка эффективности деятельности криминальной полиции, основанная на статистической отчетности по раскрытию преступлений, а для дознания и следствия – количество дел, направленных с обвинительным заключением в суд, не способствуют действиям полицейских в сторону примирения сторон.
Но и в данном случае предпринимаются меры по популяризации деятельности отечественных медиаторов. Так, для дальнейшей регламентации деятельности института медиаторов в Казахстане постановлением правительства республики от 3 июля 2011 года были утверждены «Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов». В соответствии с принятым документом, подготовка медиаторов является исключительной компетенцией организаций медиаторов. И если вы захотите стать профессиональным медиатором, то для получения на это права вам необходимо последовательно освоить три учебные программы, по каждой пройти итоговую аттестацию, получить соответствующий сертификат и зарегистрироваться в реестре профессиональных медиаторов. Возраст профессионального медиатора должен быть не менее двадцати пяти лет, также обязательно наличие высшего образования. Таким образом, предполагается, что на переговорном процессе помимо конфликтующих сторон примет участие и профессионально подготовленный незаинтересованный медиатор.
На сегодня уже известны неправительственные организации, занимающиеся медиацией в различных регионах нашей страны. Так, например, на базе областного общественного объединения «Синергия» был сформирован Центр медиации и права «Достасу» (в переводе с казахского языка – «Примирение»), он имеет два филиала – в городах Караганда и Темиртау, оборудованных для проведения процедуры медиации, а также для подготовки профессиональных медиаторов. В Алматы действует общественное объединение «Единый центр медиации и миротворчества «Медиация» и др. Вместе с тем процесс только начал набирать обороты, и вполне вероятно, что в республике в краткосрочной перспективе появятся другие организации, способные оказывать услуги медиаторов, решая, таким образом, возникающие противоречия в нашем обществе.
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.718 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |