В Астану в ходе турне по странам Центральной Азии прибыл глава оборонного ведомства Франции Жан-Ив ле Дриан. До этого высокопоставленный гость посетил Таджикистан и Узбекистан. Но Казахстан занимает особое место в рамках поездки. Наша республика демонстрирует стабильный экономический рост, находится в центре Евразии и расположена близко к нестабильному Афганистану. Все это усиливает влияние Казахстана на региональную безопасность и снижает риски для Европы. |
Впрочем, далекая Франция также имеет огромное значение в рамках устойчивого развития Казахстана. Это одна из немногих стран Европы, которая вносит свой вклад не только в укрепление сотрудничества с Казахстаном, но и в усиление инновационного потенциала нашей республики. Достаточно сказать, что в данный момент при участии крупного французского бизнеса реализуется несколько проектов, связанных с авиацией, космосом и атомной энергией.
Приведенный выше перечень сфер недвусмысленно говорит о стратегическом партнерстве, которое, по обыкновению, затрагивает не только широкий спектр проблем, но и такие чувствительные области, как космос или ядерная энергия. Впрочем, данный тезис подтверждает и партнерство в оборонной сфере, тем более что национальная безопасность всегда рассматривалась в качестве «священной коровы» государства.
«Наш визит (французской делегации. – Ред.) придаст дополнительный импульс качественному развитию двусторонних отношений, в первую очередь в военно-технической области», – отметил в Астане глава оборонного ведомства Франции Жан-Ив ле Дриан.
Еще в рамках прошедшей в мае этого года военной выставки KADEX-2012 было подписано соглашение о поставке 45 вертолетов ЕС145. Особенностью сделки стало то, что аппараты будут не завезены в нашу страну, а собраны на совместном предприятии (Eurocopter и Kazakhstan Engineering) в Астане и адаптированы к нашим реалиям.
«Участвуя в выставке KADEX-2012, Eurocopter акцентирует внимание казахской авиационной промышленности на существующих производственных мощностях компании и создает базу для создания нового высокоспециализированного промышленного сектора в Казахстане», – сообщил вице-президент компании Eurocopter по продажам и работе с клиентами Оливье Ламбер.
В ходе военной выставки было заключено несколько контрактов с иностранными партнерами, и большинство из них предусматривало организацию производства военной техники на территории республики. О масштабности говорят прежде всего цифры.
«За время проведения выставки АО «Kazakhstan Engineering» подписало ряд меморандумов о долгосрочном сотрудничестве до 2020 года… на общую сумму 1,8 млрд долларов», – сообщили в пресс-службе Kazakhstan Engineering.
Однако возможности и потребности Казахстана не ограничиваются только выставкой KADEX-2012. В последнее время в Астану зачастили представители военных миссий иностранных государств. В ходе визитов, естественно, обсуждалось партнерство между странами в оборонной сфере. Так, с 9 по 11 июля Казахстан посетил министр военно-морских сил США Рэй Мэйбус, который расставил приоритеты Америки в нашем регионе. Естественно предположить, что Афганистан занимает первое место в повестке дня США. Но более интересно, что на второй позиции у Америки оказался Каспий.
«Он (министр военно-морских сил США. – Ред.) обсудил планы Казахстана в области развития безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации в зоне Каспийского моря», – сообщили американские дипломаты.
Во-первых, на Каспии сосредоточены самые крупные американские инвестиции в нашем регионе – 38 млрд долларов. Во-вторых, в США повышенное внимание уделяют энергетическим ресурсам. Для Америки не важно, кто станет их получателем – «союзная Европа» или Китай, главное, чтобы Казахстан смог осуществлять стабильные поставки нефти и газа на внешние рынки. Особенно на фоне обострения геополитической ситуации вокруг ядерной программы Ирана.
Однако, как показывают итоги встреч и переговоров, обмен мнениями является важной, но не приоритетной для нашей страны задачей. Куда больше внимания Астана уделяет совместному производству военной техники, электроники и средств связи. Подобные темы фигурировали в ходе переговоров с министром обороны Польши Томашем Семоняком, который 11 июля прибыл в Астану.
«Мы хотели бы выйти из уровня межправительственного диалога на уровень диалога между нашими компаниями. В Польше есть предприятия, которые хотели бы работать с вами», – сообщил польский министр.
Таким образом, польские власти намерены дать полную свободу действий своим компаниям. Подобное положение, учитывая пикантность оборонной сферы, указывает на высокий уровень политического доверия, который сложился между странами за 20 лет партнерских отношений. Как заверил Семоняк, сотрудничество в военно-промышленной сфере «имеет огромный потенциал и хорошие перспективы». Со своей стороны головная компания АО «Kazakhstan Engineering» выразила готовность «инвестировать средства в проекты по выпуску перспективных видов вооружения, военной и специальной техники».
На аналогичной мажорной ноте прошел в июле визит и заместителя министра обороны Японии Хиронори Канадзавы в нашу страну. В ходе него министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков озвучил интересы Астаны в рамках сотрудничества в военной сфере.
«Один из них – в настоящий момент в Казахстане действуют или готовы к открытию совместные предприятия, производящие системы связи, оптико-электронные приборы, авиационную технику», – сообщил министр обороны РК.
Очевидно, что Казахстан стремится одним выстрелом убить сразу двух зайцев: провести модернизацию оборонно-промышленного комплекса и перевооружение армии. Проблема в том, что на территории республики с советских времен остались предприятия оборонной отрасли, при этом многие из них переживают далеко не лучшие свои годы. И даже сегодня приходится сталкиваться с подобными рецидивами. К примеру, в южной столице рассматривают планы закрытия завода им. Кирова.
«Завод не способен серьезно модернизировать существующее оборудование. Я не хочу входить в компетенцию Министерства обороны и говорить, какими должны быть современные торпеды, но тут уже речь о высоких цифровых технологиях», – сообщил в апреле заместитель акима Алматы Ербол Шорманов.
Очевидно одно: глобальный рынок вооружения, объем которого в прошлом году достиг 71,7 млрд долларов, предъявляет повышенные требования к предприятиям. И здесь необходимо не только своевременно проводить модернизацию, например степень обработки металла, но и обновлять ассортимент выпускаемой продукции. Тем более что с крахом биполярного мира изменилось традиционное представление о войне, а значит, и об оружии. И в данном случае организация совместных предприятий выступает хорошей панацеей от ликвидации предприятий. Кроме того, такое решение усиливает промышленный потенциал нашей страны и является хорошим подспорьем казахстанской индустриализации.
Во всех случаях Казахстан находит понимание своих «боевых партнеров». И этому тоже есть свое логичное объяснение. Прежде всего – внешняя политика страны, которая выстраивает гармоничные и доверительные отношения с другими государствами. В итоге дипломатия не только снижает внешние риски, но и стимулирует промышленный рост. А также благодаря устойчивому росту экономики с Казахстаном хотят дружить именитые оружейные компании. Поскольку страна выступает вполне платежеспособным клиентом в их глазах.
Что же до политиков, то для всех очевидно, что в условиях глобализации в мире размываются границы, в итоге риски и угрозы в сфере безопасности распространяются на сопредельные страны и регионы. Это обстоятельство, даже на подсознательном уровне, усиливает чувство коллективной ответственности. И в данном случае сильный и крепкий Казахстан – это гарантия стабильности на пространстве Евразии. Тем более что страна расположена под боком у неспокойного Афганистана и одновременно с этим является поставщиком энергоресурсов для Европы и Китая.
Марат МАМАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.360 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |