В эксклюзивном интервью «ЭК» великий поэт, постоянный представитель Казахстана при ЮНЕСКО Олжас Сулейменов сообщил, что он обещал студентам Аграрного университета написать тоненькую книжку, посвященную кодексу чести и морали молодого человека. А также о том, что пишет книгу мемуаров, в которой подробно расскажет о своем отношении к людям, обладавшим властью. – Олжас Омарович, в этот приезд вы побывали на празднике в Астане. Какие новые впечатления вы получили? |
– К этой дате город ежегодно делает как бы очередной рывок. Прибавляются новые знаменательные объекты, новые дороги прокладываются, улицы. В этот раз завершено строительство гигантской мечети, способной летом вместить до 10 тысяч молящихся. В республике за 20 лет построено более трех тысяч мечетей. Понятно, что это ответ на атеистическое прошлое. В советское время закрывали храмы, открывали школы. В некоторых республиках СНГ впали в другую крайность. Например, в Таджикистане число мечетей уже превысило количество школ. Цифры статистики говорят, что в Кыргызстане среди пятнадцатилетних только 16,3% умеют читать и писать. Остальные 83,7% умеют только молиться? Разве таким хотел увидеть поколение независимости Чингиз Айтматов?
В Казахстане подобные исследования, конечно, дали бы другой результат. Но и нам, вероятно, следует постоянно помнить о том, что истинная культура нации зиждется на благородном сочетании Знания и Веры, а не только на знании, и не только на вере.
– Вы замечаете, что Астана даже за год заметно выросла. И население выросло. Ни в одном городе Казахстана нет такого процента молодежи, как у нас.
– Да, президент на приеме по случаю Дня столицы назвал Астану городом молодых. За четырнадцать лет областной центр Акмола с населением 260 тысяч превратился в столичный град с 800 тысячами жителей. И понятно, что этот прирост происходит в основном за счет приезжей молодежи из перенаселенных южных областей, из сельских районов, где для них нет работы. Казахстан переживает еще один этап урбанизации. Молодежь заполняет университеты и стройки. Потребуются годы, чтобы они стали истинными горожанами. Но что уже бросается в глаза: Астана – один из самых чистых городов, которые мне встречаются. Я прошел по нескольким улицам. Ни окурка на тротуаре, ни бумажки. Может, не по тем улицам ходил? Или к празднику почистили? Скорее всего, думаю, уже дает себя знать недавний призыв президента брать пример с Сингапура. Если городские власти и сами горожане будут и дальше соблюдать предписанное правило, это скажется на общей культуре. Чистота на улице, в доме и чистота человеческих отношений взаимосвязаны. Я сейчас пишу программу для «Невады – Семипалатинска» с общим названием «Чистая страна». Мы будем ее пропагандировать, объяснять, чтобы люди поняли – добиться чистой воды, чистого воздуха и очистить землю от отходов производства (почти 30 млрд тонн душит нашу землю) нам удастся, если будет умножаться число людей с чистой совестью, чистыми руками и помыслами.
18 мая, встречаясь со студентами Аграрного университета, я пообещал им написать тоненькую книжку, посвященную кодексу чести и морали молодого человека, родившегося в стране, где уже не знали пионерского и комсомольского воспитания. Молодым моего поколения внушалось, что главное для тебя – это родная страна, ее благополучие, успех и безопасность. Слово «социализм» происходит от латинского «социум» – «общество». Поэтому для пионера и комсомольца интересы общественные выносились на передний план сознания.
От этих постулатов веры необдуманно отказались, вступая в капитализм. Приоритеты изменились. На первый план выступили собственная личность, собственный успех и процветание. Опыт этот продолжается 20 лет. Результаты уже можно описывать и обобщать.
В своей книжке я хочу найти баланс общественного и индивидуального. И эпиграфом хочу сделать слова: «Вступая в жизнь, думай не о том, что тебе должна дать страна, но о том, что ты можешь сделать для нее». Так, вполне «по-социалистически» сказал, обращаясь к молодежи, не Ленин, а Джон Кеннеди, президент Соединенных Штатов, в 1962 году. Эти слова сегодня можно адресовать не только студентам, но и большинству наших чиновников. Они тоже из недавних молодых.
Хочу сделать эту книжку простой, как цитатник. Мир для нас был населен товарищами, а для внуков, получается, господами? Не могу согласиться.
– Да, в обществе исчезает духовность. Мы стали более циничными, разобщенными. Как вы думаете, это – неизбежная плата за наше поклонение золотому тельцу или издержки переходного периода?
– На переходный период мы столько уже списали собственных ошибок, промахов и грехов, что пора забыть про этот термин. Так долго переходить куда-то можно, если точно не знаешь куда. А мы пока окончательную дорожную карту не начертали в своем сознании. Общий ориентир – «капитализм» недостаточно четок, чтобы стать «великой целью». Особенно в наше время, когда самые передовые капиталистические государства все больше похожи на социалистические, но, конечно, не советского толка, а по Марксу.Ведь поклонение золотому тельцу – это характерная черта не истинного капитализма. Она присуща феодализму и первобытно-бандитскому строю. Когда ценится личный успех любой ценой, право самого сильного, а не самого правого. Мы все эти признаки переживали и еще не избавились. Американские миллиардеры отдают чуть ли не большую часть своего состояния на общественные нужды. И об этом надо говорить молодежи, просто объясняя, что такое хорошо, что такое плохо, совмещая общечеловеческое с национальным и личным. Эту заботу об идеологии молодежи должны добровольно взять на себя писатели. Помочь воспитывать государственное сознание.
– Поэт и власть в историческом плане чаще представлялись антагонистами, нежели союзниками. Так ли это в вашей поэтической реальности?
– Это старый вопрос, на который я отвечаю давно. И словами, и делами. Всегда подчеркиваю, что «поэтическое» и «политическое» рифмуется не случайно. Хорошие поэты и хорошие государи всегда мыслили общими категориями. Общественными, общечеловеческими. Если художники и властители обладали планетарным сознанием, им легче было понять друг друга. Противоречия легко преодолевались. Образовывался союз, основанный на общем понимании задач и решений во благо людей.
Лично мои отношения с властью начиная с 60-х годов были не очень простыми, но в итоге вырабатывалось взаимопонимание, которое мне помогало оставаться в профессии, то есть писать, и это, смею надеяться, помогало стране. Сначала – СССР, а далее – Республике Казахстан.
В книге мемуаров, которая потихоньку пишется, я расскажу подробно о своем отношении к людям, обладавшим властью, с которыми встречался и работал. Это, прежде всего, Кунаев и Назарбаев. Но и Гейдар Алиев, Горбачев, Шеварднадзе, Шаймиев, Дудаев…
К слову, за два десятка лет правления у Нурсултана Назарбаева определились свои двенадцать поступков-подвигов. Один из самых впечатляющих – создание новой столицы Казахстана. Очень расчетливое размещение ее в самом центре страны. Есть города, похожие на толстые романы, другие – на повести, на маленькие рассказы. Но Астана подобна сборнику стихотворений. Собрание архитектурных стилей Запада и Востока. Форум колоритных идей. И все это – за полтора десятка лет. Ни одна столица в мире так быстро и ярко не росла.
Центральное положение столицы помогает лучшей коммуникации, связи с областями.
Если бы Алма-Ата оставалась столицей, то новые управленческие функции, потребовавшие создания сотен, а то и тысяч новых офисов, загромоздили бы, задавили прекрасный город, который теперь занят самим собой.
Опыт Казахстана с переносом столицы порождает сходные идеи и в России. Набирают силу голоса, предлагающие построить новую столицу Федерации в центре страны. Столица уже не вмещается в мегаполис. Предложенное правительством расширение Москвы за счет земель Московской области сделает многие проблемы этого супергорода вовсе не разрешимыми. Уже сегодня мэр часами стоит в пробках. Жителей большой Москвы больше, чем населения Казахстана. Идея новой столицы в центре России с каждым днем обретает авторитетных сторонников. И Астана приводится как пример.
– Вы говорите Алма-Ата, хотя уже давно официально принято – Алматы.
– В казахских СМИ правильней применять древнеказахское название Алматы, равное общетюркской форме Алмалы. То есть «место, богатое яблоками». Так называли поселение, рядом с которым возникло укрепление Верный. После революции возродили прежнее казахское название. Но в городе преобладало русскоязычное население, для которого Алматы звучит как в родительном падеже. И говорящий невольно восстанавливал именительный – Алмата. Ораз Джандосов, в начале 20-х годов руководивший Алматинской областью, нашел в обессмысленном имени интересное значение, для этого добавив звук: Алма-Ата. Получилось сложное слово, которое перевели не очень корректно – «Отец яблок». На самом деле следовало перевести «Яблоко – Отец», даже «Яблоко – Дед». Но к такому пониманию тогда еще не были готовы. С годами эта семантика обрела основательность. В 30-е годы академик Вавилов предположил, что первые яблоки произошли именно в наших предгорьях. И отсюда распространились по планете. Казахстанские биологи, а недавно и английские ученые доказали правильность гипотезы Вавилова. В прошлом году французы об этом сняли научно-популярный фильм и показали его в Париже, в главном зале ЮНЕСКО. Мы можем гордиться тем, что Алматы (Алма-Ата) – родина яблок. Изображение этого плода должно стать гербом города, который имеет на такую эмблему больше прав, чем Нью-Йорк, называемый американцами Большим Яблоком.
В двуязычной среде надо применять обе формы имени. Примеров двуязычных названий городов в мире много. Да и у нас в республике такие примеры есть: Караганды – казахское название. А в русскоязычной среде «восстанавливается» именительный – Караганда. Точно так же могут сосуществовать Алматы и Алма-Ата.
– Вы, конечно, следите за нашей внутренней жизнью. Недавние события на границе, когда жестоко были убиты 14 пограничников и егерь, потрясли всех здравомыслящих людей. Как вы считаете, почему произошла эта трагедия и кто в этом может быть повинен?
– Прежде всего, такие события свидетельствуют о неблагополучии в погранвойсках. Когда-то в Советской армии это был элитный род войск, куда отбирали с особой тщательностью. Потому что пограничнику доверялась страна. А судя по газетным информациям, этот несчастный взвод был собран наспех из разных групп и заброшен в глухое место, где практически ничем не был занят. Весь взвод во главе с командиром в ту ночь непробудно спит, доверив ключи от оружейного склада часовому. Тот будит сменщика, который спросонья оскорбляет Челаха. И так оскорбляет, что Челах расстреливает его в коридоре. И взвод не просыпается. Челах успевает сходить в оружейку, запастись патронами, вооружиться еще и пистолетом, хранящимся в оружейке. Почему командир спал без своего пистолета? Почему ключи от оружейки у часового? И такая поразительная беспечность не в стройбате, а на пограничной заставе. Он возвращается и расстреливает все еще спящих. Причину удивительной пассивности жертв должны объяснить воинские начальники. Объяснить причину поведения солдата Челаха помогут психологи, знающие, где еще подобные ситуации могли бы случиться. Модель такого поведения вполне соответствует поведенческому типу заключенного, которого, как говорится, «опустили». То есть изнасиловали или тайно склонили к мужеложеству, и факт этот неожиданно получил огласку.
Если бы «опущенные» в тюрьмах имели доступ к автоматическому оружию, то о таких бойнях, но уже в тюремных общих камерах мир бы давно услышал.
Что касается других, схожих моментов внутренней жизни, то я знаю, что принимаются меры по совершенствованию пограничной службы. Кого-то сняли с генеральского кресла, кого-то под суд отдали. Но не эти меры и не такие войска обеспечат безопасность республики. Слава Богу, что Казахстан окружен дружественными государствами. И руководство страны делает все, чтобы эту дружбу сохранить и упрочить. Да будет так всегда!
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.235 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |