Председатель Комитета дорожной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан Берик Бисенкулов рассказал о том, какие изменения вносит в функционал дорожной полиции проект Закона «О дорожном движении». - Берик Байбулович, в текущем году много говорят о новшествах в работе дорожной полиции Казахстана. Новые условия техосмотра, новые госномера, новые водительские удостоверения, новая система организации работы в самом комитете… Чем обусловлены все эти меры, и что меняется в работе дорожной полиции? |
Сама наша жизнь сегодня быстро меняется, появляются новые вызовы и угрозы. И силовой аппарат Казахстана должен этим вызовам соответствовать. В том числе, это касается работы дорожных полицейских. Сегодня обеспечение безопасности на дорогах требует принципиально нового подхода к таким вопросам как подбор и расстановка кадров, организация и оценка деятельности полицейских. Подготовленный МВД и правительством проект Закона «О дорожном движении» вносит существенные изменения в функционал дорожной полиции. Предложен целый ряд новых трактовок, понятий, регламентов. В рамках нового проекта Закона объединяются правила дорожного движения и вся регламентная база по дорожному движению, его организации, созданию дорог и средств управления. Это исключит ведомственные и правовые нестыковки, четко определит сферы ответственности и в конечном счете позволит повысить безопасность.
На сегодня уже произошел ряд изменений в администрировании, в кадровой работе, направленных на повышение ответственности, прозрачности и контроля. В частности, полностью реформирована модель назначения руководителей региональных управлений дорожной полиции (равно как и других служб МВД – комитетов криминальной полиции, миграционной полиции и других). Ранее глав региональных управлений дорожной полиции назначал непосредственно начальник ДВД области или города. При такой системе, увы, нельзя было исключить «местечковость» в подборе кадров. Следствие – недостаточная компетентность, эффективность работы. Сегодня решение кадрового вопроса централизовано на уровне министерства. Начальника управления дорожной полиции (как и криминальной, по борьбе с наркобизнесом, следствия и других подразделений) назначает своим приказом Министр внутренних дел. Перед этим кандидатура проходит согласование всех инстанций в Астане – департаментов кадровой работы, собственной безопасности МВД, головного комитета. Тщательно изучается биография, были ли взыскания и другие проблемы в прошлом, определяется уровень компетенции кандидата на должность. Понятно, что это многим на местах не понравилось. Но позиция министерства в данном плане принципиальна. На примере дорожной полиции я могу сказать: принимаемые меры по усилению требований к кадровой политике на местах позволяют нам обеспечить продвижение по службе на основании профессиональных соображений и равенства возможностей для всех кандидатов, избавиться от некомпетентных управленцев, укрепить кадровый потенциал дорожной полиции, сократить коррупцию.
Собственно, здесь нет чего-то нового, за ориентир в нашем министерстве взяли модель, которая достаточно эффективно применяется во многих странах. К примеру, в таких западноевропейских странах, как Франция, Италия, Испания и др., замещение наиболее ответственных постов: генеральных директоров полиции, начальников региональных управлений полиции, производится центральным министерством.
Назначение по усмотрению министерства оправданно, поскольку строгая вертикаль и распределение ответственности исключают доминирование пресловутых «местных» факторов.
В казахстанской полиции аналогичная вертикаль подчиненности и система единоначалия обеспечила четкое распределение полномочий и ответственности.
В тоже время такой подход к кадровой политике не снимает ответственности с начальника местного ДВД за состояние криминогенной ситуации, охраны общественного порядка и обеспечение дорожной безопасности в области, городе.
Сегодня любой аким области, города знает, в частности, что за всю работу местной дорожной полиции несет ответственность непосредственно начальник территориального ДВД. Есть с кого спросить за аварийность, за низкую дисциплину на дорогах, за взыскаемость штрафов. Точно так же и по другим службам.
- Некоторые критикуют новые госномерные знаки – мол, лишняя трата бюджетных средств, зачем это нужно…
Необходимо отметить, что Законом Республики Казахстан от 31 декабря 2009 года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о дорожном движении, принятую 8 ноября 1968 года в Вене.
С этим и связаны предложения по государственным номерным знакам, которые должны соответствовать международным нормам. Принятая в 1994 году модель госномеров решала задачи внутри Казахстана, однако сегодня она уже не соответствует новым реалиям времени. Во много раз возрос уровень автомобилизации и участие казахстанских автомобилей в международном дорожном движении. Во-вторых, сегодня мы живем в новых реалиях евразийской интеграции, создан Таможенный союз, Единое экономическое пространство. Международное дорожное движение с участием казахстанских автомобилей стремительно возрастает. При этом казахстанские госномерные знаки образца 1994 года, как известно, не предусматривают международную идентификацию страновой принадлежности автомобиля. Тогда как у наших соседей по СНГ (Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, Грузия, Узбекистан и др.) такая идентификация есть. Как итог, казахстанские автомобилисты в международном движении могли испытывать затруднения.
В основе дизайна новых государственных номерных знаков лежат требования Конвенции ООН о дорожном движении, где четко прописано: государственные регистрационные номерные знаки содержат изображение флага и идентификационный знак государства, размещаемые на левой стороне знака. Вводимый с августа стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции ООН о дорожном движении.
Переход с литерных индексов регионов на цифровые связан с удобством читаемости. Введенная с 1994 года система литерных обозначений затрудняет определение региона, по сути своей она спонтанна. Карагандинская область обозначается буквой М, Мангистауская – R, Южно-Казахстанская – Х, то есть литеры никак не ассоциируются с названием региона. Вводимая числовая нумерация регионов логически привязана к алфавитному списку наименований областей и городов. Такой подход соответствует мировой практике.
- А не возникнет ли в процессе ввода новых госномеров трудностей и проблем у автомобилистов, в том числе и связанные с использованием государственного символа?
Мы уже разъясняли этот вопрос, повторю еще раз. Смена дизайна госномеров не приведет владельцев транспортных средств к необходимости что-либо менять и кому-то платить. Номера нового образца будут выдаваться при постановке на учет, начиная с августа 2012 года. Все, чьи автомобили зарегистрированы с номерами старого образца, будут эксплуатироваться с ними или до перерегистрации автомобиля, или до физического износа номерного знака. Никаких замен, никаких установленных сроков, очередей и т.п. не будет.
По существу, для водителей это новшество вообще ничего не меняет. Вы продали машину - новый владелец при оформлении получит уже госномера нового образца. Приобрели автомобиль после августа 2012 года - при оформлении получите новые номера. Также ничем не обосновано мнение, что изменение дизайна госномеров якобы ведет к дополнительным расходам бюджета.
Размер государственной пошлины за выдачу номерных знаков установлен Налоговым кодексом и с ведением новых их образцов он не изменится.
Кроме того необходимо отметить, что введение новых номерных знаков не противоречит требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан». Так как в случае новых номерных знаков речь идет лишь об изображении, но не о самом Государственном Флаге Республики Казахстан.
Так, согласно указанному Конституционному закону изображение Государственного Флага может размещаться на материальных объектах.
- А чем обусловлен ввод новых водительских удостоверений?
Переход на новые водительские удостоверения также продиктован требованиями Конвенции ООН о дорожном движении.
Так, поправками в Конвенцию, принятых 28 марта 2006 года и вступивших в силу 29 марта 2011 года, предусматривается введение на территории договаривающихся сторон нового образца водительского удостоверения с семью категориями (А, B, C, D, ВЕ, СЕ, DE) и шестью подкатегориями (A1, B1, C1, D1, C1E и D1E) транспортных средств.
Водительские удостоверения, выданные в разрез новым требованиям Конвенции после их вступления в силу, могут признаваться недействительными на территории договаривающихся сторон, а это порядка 80-ти стран мира, что создает определенные сложности и препятствия нашим гражданам для управления автотранспортом зарубежном.
Поэтому, следуя международным нормам, разработанным Комитетом дорожной полиции законопроектом «О дорожном движении» (срок внесения в Парламент Республики – декабрь 2012 года) предусматривается введение на территории Казахстана новых водительских удостоверений, которые кроме основных категорий «А, В, С, D» (традиционные – от мотоциклов до автобусов) будут иметь категории «BE, CE, DE» для эксплуатации аналогичного транспорта с прицепами. Также вводятся шесть дополнительных подкатегорий «A1, B1, C1, D1, С1Е и D1E». Это мини-транспорт, который ранее не подпадал под существующие категории водительских прав. Теперь он тоже регламентирован, как и везде в мире. Так, к подкатегории «А1» отнесены скутеры, мокики, мопеды, «B1» - квадроциклы, трициклы и им подобные моторизованные транспортные средства. К подкатегориям «С1, D1» относятся всевозможные мини-грузовики и микроавтобусы, подкатегории с индексом «Е» в конце означают те же транспортные средства с прицепом. Все эти средства передвижения требуют соответствующих навыков управления, к тому же они развивают скорость не меньшую, чем автомобили.
Новые водительские удостоверения будут выдаваться лицам впервые их получающим. Замена удостоверений будет осуществляться по волеизъявлению лиц на добровольной основе.
При этом нынешние водительские удостоверения признаются в течение срока их действия.
- В последнее время дорожная полиция внедряет многочисленные технические инновации. Что это дает в плане улучшения безопасности на дорогах, в частности, расскажите об интеллектуальных системах?
Внедрение интеллектуальных систем контроля за дорожным движением позволяет дорожной полиции реагировать практически на все нарушения, которые фиксируются видеокамерами. Эта система позволяет быстро дисциплинировать водителей, потому что дает возможность зафиксировать все нарушения и наказать самых неуемных «гонщиков». Сейчас в ряде городов в пилотном режиме нами уже запущены такие системы, в которой каждая камера может отслеживать движение до десяти автомобилей в потоке, автоматически фиксируя каждое нарушение Правил как любым из водителей, так и несколькими водителями одновременно. Это позволило нам значительно поднять статистику регистрации нарушений, которые инспектор не всегда способен распознать физически. В мировой практике эта система уже подтвердила свою эффективность. Она не только выявляет весь спектр нарушений, но и идентифицирует каждый автомобиль по всем розыскным базам данных.
Целый комплекс мероприятий по внедрению технических средств и систем мы предусмотрели в рамках Отраслевой программы обеспечения безопасности дорожного движения на 2012-2014 годы.
- В обществе сохраняются коррупционные претензии к дорожным полицейским, об этом активно пишет и говорит пресса. Новшества в организации, подборе кадров как-то повлияют на снижение коррупционных проявлений в вашем ведомстве?
Коррупция является болезнью всего общества. Существование ее проявлений в рядах дорожной полиции — это не новость и не сенсация, но она не носит системный характер. Да, проблема есть, мы с ней боремся планомерно и последовательно. Эти вопросы находятся на постоянном контроле Министра внутренних дел. Есть определенные результаты. Измерить их можно не только количеством пойманных за руку и осужденных недобросовестных сотрудников, но и ростом порядка на наших дорогах.
В целом для преодоления коррупции в рядах дорожной полиции за последнее время сделано многое. Нам удалось в разы сократить статистику коррупционных проявлений, и это притом, что выявляться они стали значительно лучше. Этого мы добились за счет тесного взаимодействия с заинтересованными ведомствами и использования современных технологий.
Выявление коррупционных правонарушений и преступлений позволяет нам очищать собственные ряды от тех, кто рассматривает свою работу как кормушку.
Несомненно, позволит существенно обновить кадровый состав дорожной полиции проводимая в стране по поручению Главы государства внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов.
Высокий статус аттестационных комиссий, работа которых находится под постоянным контролем Администрации Президента и Правительства создала очень жесткий, четкий и рациональный подход к каждому кандидату. Такой подход позволяет осуществлять расстановку кадров на основе профессиональных, моральных, физических и иных качеств аттестуемых сотрудников. Сотрудники должны не только сдать тесты на знание законодательства, но и выдержать проверку необходимых способностей к логическому мышлению.
В контексте этих мер, положительно на дисциплине среди личного состава сказывается материальная сторона жизни сотрудников. В прошлом году зарплата была увеличена на 30 процентов, в текущем году планируются дополнительные прибавки к должностным окладам.
В плане искоренения коррупции немаловажно, что внедрение систем автоматической фиксации нарушений исключает контакт с сотрудниками дорожной полиции. «Договориться», дать взятку становится невозможным.
Кроме того, начиная с этого года, мы оснащаем каждый автомобиль дорожной полиции системой независимой цифровой видеозаписи дорожной ситуации, находящейся в поле зрения камер, устанавливаемых в патрульных автомобилях. Это позволяет, как отслеживать работу самих инспекторов, так и исключить конфликты, когда водитель не согласен с предъявленным ему фактом нарушения. До конца текущего года уже будут оснащены 500 автомобилей, а в течение двух лет мы планируем все без исключения автомобили дорожной полиции снабдить таким оборудованием.
- Предложенная тарификация госномерных знаков повышенного спроса тоже способствует снижению коррупции?
Безусловно. Комитетом дорожной полиции МВД совместно с другими заинтересованными государственными органами разработаны предложения по введению тарификации на государственные номерные знаки повышенного спроса, такие как 777, 111 и т.п. Для чего мы это делаем? Одна из основных задач: устранить предпосылки возникновения коррупционных отношений. Проще говоря – убрать как таковой потенциальный предмет «торга» между гражданином и госслужащим. Наше предложение ввода официальной тарификации на так называемые «престижные» номерные знаки было нацелено именно на это. Если есть спрос, должно быть и предложение, но пусть средства поступают в карман не коррупционерам, а в бюджет государства. Соответствующий законопроект уже разработан и в конце текущего года будет внесен на рассмотрение в Парламент Республики.
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, в части установления увеличенных ставок государственной пошлины за выдачу государственных номерных знаков повышенного спроса.
Законопроект прошел процедуры согласования со всеми заинтересованными государственными органами и в том числе с Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции, а также по нему имеется положительное заключение антикоррупционной экспертизы.
После введения в действие указанного Закона любой человек сможет выбрать в базе данных через интернет либо непосредственно при обращении в дорожную полицию (либо в специализированный центр обслуживания населения при их открытии) понравившийся номер и узнать, сколько он будет стоить согласно тарификации. Перечислив указанную сумму в бюджет и представив подтверждающие документы, можно будет получить желанный номер. Никаких препятствий и «теневых» взаимоотношений.
- Кстати, возвращаясь к теме регистрации транспорта, выдачи номерных знаков и водительских удостоверений, насколько известно в скором будущем граждане смогут получать данные услуги в ЦОНах ……
Да, над этим мы сейчас тоже работаем. В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Министерством внутренних дел совместно с заинтересованными государственными органами принимаются меры по передаче в ведение центров обслуживания населения (ЦОН) вопросов регистрации транспортных средств и выдачи водительских удостоверений.
До конца текущего года соответствующие пилотные проекты специализированных ЦОНов будут реализованы в городах Астана, Алматы, Актау и Караганда, в последующем и в остальных регионах страны.
Необходимо отметить, что это будут отдельные ЦОНы, которые будут специализироваться на регистрации автомашин и выдачи водительских удостоверений.
В целом МВД готово уже и сейчас начать оказывать государственные услуги по регистрации транспорта и выдачи водительских удостоверений в специализированных ЦОНах.
Однако, необходимо учесть, что многие вопросы, связанные со строительством зданий ЦОНов и их обустройством, зависят от местных исполнительных органов.
На сегодняшний день в городах Астана, Алматы, Актау и Караганда местными исполнительными органами уже выделены земельные участки под строительство специализированных ЦОНов. Сейчас ведутся проектные работы, также решаются вопросы строительства при ЦОНах автоматизированных автодромов и приобретения автомашин для сдачи практического экзамена по вождению.
Безусловно, решение комплекса этих вопросов позволит создать благоприятные условия для обслуживания граждан, сделать максимально прозрачной процедуру регистрации транспорта, выдачи номерных знаков и водительских удостоверений.
- Большое спасибо за интервью.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.420 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |