Безусловным лидером рейтинга стран-партнеров Казахстана стала Российская Федерация. Ее итоговый балл почти в три раза превосходит результат страны, занявшей второе место. Примечательно, что ни по одному из трех критериев страна-лидер не опустилась ниже второго места. По экономическим показателям (товарооборот и инвестиции) Россия лишь незначительно отстала от стран, занявших первые места (Китай и Нидерланды соответственно), сообщается на сайте исследовательского агентства . Второе место вполне ожидаемо заняла Китайская Народная Республика. Значительное отставание Китая от России в итоговом рейтинге обусловлено в первую очередь невысоким результатом (8 место) по периодичности встреч Президента РК с представителями этой страны. |
Неожиданное третье место в списке стран-партнеров Казахстана заняла Украина. Ее высокое положение в рейтинге связано с отсутствием провалов ни по одному из трех критериев (7, 6 и 11 места).
В первую десятку внешнеполитических партнеров Казахстана вошли также Германия, Франция, США, Кыргызстан, Турция, Нидерланды и Республика Корея.
Наиболее неожиданным в данном перечне представляется высокое положение Нидерландов. Данный результат, достигнут в результате лидерства по объему инвестиций и высокого объема товарооборота. При этом Президент РК за последний год ни разу не встречался с официальными лицами этого государства (35 место). Этот парадокс, скорее всего, объясняется статусом оффшора, прочно укоренившимся за Нидерландами. Очевидно, что многие недобросовестные казахстанские бизнесмены проводят сделки через эту европейскую страну для уклонения от уплаты налогов. А затем вывезенные деньги возвращаются в Казахстан уже в виде формальных зарубежных инвестиций.
Результаты исследования подтверждают, что частота встреч Президента РК с представителями стран-партнеров не всегда соответствует глубине экономического взаимодействия с ними. В рамках этого обстоятельства можно выделить следующие закономерности:
- Степень политического взаимодействия Казахстана с большинством стран ближнего зарубежья многократно превышает глубину экономического взаимодействия. Исключение составляют только – Россия, Украина и отчасти Узбекистан.
- Экономическое партнерство Казахстана со многими странами дальнего зарубежья в достаточной мере не подкрепляется политическими контактами. В особенности это видно на примере Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании, Канады и Австрии.
Стоит отметить, что это связано, прежде всего, с позицией самих стран дальнего зарубежья, а не приоритетами руководства Казахстана.
В приведенные закономерности не вписываются результаты Объединенных Арабских Эмиратов по трем критериям. По глубине политического взаимодействия с Казахстаном данная страна занимает 6 место, что является самым высоким показателем среди стран дальнего зарубежья. При этом экономическая статистика показывает достаточно низкие результаты взаимодействия между двумя странами.
Учитывая темпы интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП, неожиданно низкое 11 место в рейтинге заняла Беларусь. Высокая степень политического взаимодействия (3 место), несмотря на усилия лидеров двух стран, пока не приносит ожидаемого экономического результата (21 место по товарообороту и 20 место по инвестициям).
Следует также отметить, что три из пяти приграничных с Казахстаном стран – Россия, Китай и Кыргызстан вошли в число десяти его ближайших внешнеполитических партнеров. При этом, в отличие от РФ и КНР, в отношениях с Кыргызстаном Казахстан выступает в качестве явного лидера. Вместе с тем существует тенденция утраты влияния нашей страны в Кыргызстане за счет восстановления позиций России в Центральной Азии. В свою очередь, усилению этой тенденции способствует возвращении Владимира Путина на пост Президента РФ.
Значительно менее тесные взаимоотношения зафиксированы у Казахстана с двумя другими соседними странами – Узбекистаном и Туркменистаном (12 и 25 места соответственно). Примечательно, что все встречи Президента РК с представителями этих стран в течение последнего года проходили исключительно в рамках многосторонних мероприятий. Тогда как ни одной двусторонней встречи с их лидерами официально не зафиксировано.
Это обстоятельство косвенно подтверждает факт наличия противоречий между Казахстаном и двумя упомянутыми государствами. В случае с Туркменистаном данный факт объясняется закрытым характером политической системы этой страны. С Узбекистаном ситуация обстоит значительно сложнее: негласные противоречия связаны со стремлением Президента РУ Ислама Каримова закрепить за страной статус регионального лидера.
Среди стран-участниц СНГ аутсайдерами общего рейтинга стали Молдова, Армения и Грузия (29, 32 и 33 места соответственно). Все эти страны имеют крайне низкие показатели по степени экономического взаимодействия с Казахстаном. Данное обстоятельство предопределяет, прежде всего, географический фактор, а также сравнительно маленький размер экономик указанных стран.
В целом, анализируя полученные результаты, нужно отметить, что Казахстан имеет тесные политико-экономические отношения примерно с 20-ю странами. В это круг входят, прежде всего, страны-участницы СНГ, Китай, европейские державы и США. Тогда как усилия руководства республики по укреплению партнерских отношений со странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии пока не приносят значительных экономических результатов.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.247 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |