Первым делом - колымаги, ну а топливо потом
Новые экологические нормы - начиная с Евро-1 и заканчивая Евро-5 (чем больше цифра, тем меньше объем допустимых выбросов) - действуют во многих странах мира. В Казахстане они были утверждены 29 декабря 2007 года постановлением правительства, а также разъяснены в техническом регламенте под названием “О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан”.
В странах Старого Света на Евро-3 перешли еще в 1999 году. В 2009 году там запустили уже более строгий стандарт - Евро-5 (в 2015 году Евросоюз начинает внедрять уже Евро-6). Мы же к этому приходим постепенно: Евро-2 ввели 15 июля 2009 года, Евро-3 запустят в Казахстане 1 января 2011 года, а Евро-4 - с 1 января 2014 года.
Новый евростандарт будет касаться транспорта, который ввезут в Казахстан или произведут в нашей стране, начиная со следующего года. Машин, которые уже бегают по нашим дорогам, ограничения Евро-3 не затронут..
Что интересно, автозаводы разных государств вводили стандарт Евро-3 для своих машин каждый в свое время. Потому в зависимости от страны изготовления в Казахстан будет разрешено завозить автомобили с разными датами производства (см. таблицу). Транспортным средствам старше указанного возраста путь в страну будет закрыт. Впрочем, у нас уже действует норма, согласно которой автомобили, ввезенные в Казахстан, не должны быть старше семи лет.
- Какие проблемы ждут тех, кто попытается с нового года ввезти автомобиль, не соответствующий Евро-3? - спросили мы у госинспектора алматинского департамента комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК Саутбека КАПАЕВА, который контролирует внедрение экологических стандартов.
- Машине при ввозе просто не выдадут сертификат соответствия, а дорожная полиция не поставит ее на учет. С этим будет строго, - последовал ответ.
Впрочем, названные сроки касаются только транспорта. Евростандарт к топливу будет применен гораздо позже. Согласно постановлению правительства РК № 153 от 1 марта 2010 года, весь бензин в Казахстане должен соответствовать Евро-3 с 1 января 2014 года! А ГСМ, отвечающие требованиям Евро-2, наши АЗС вообще стали продавать лишь с 1 января 2010 года, да и то не все.
- В течение этого года из ста проверок, которые мы провели по АЗС, в 20-30 процентах случаев топливо не соответствовало даже этому стандарту, - рассказал нам Саутбек Капаев. - Случается это в основном на мелких заправках, потому что они покупают бензин где попало. У крупных компаний, которые имеют хранилища ГСМ, отделы контроля и лаборатории, все соблюдают.
Разница между топливом стандарта Евро-2 и Евро-3 - в содержании вредных выхлопов. Например, концентрация свинца в бензине, соответствующем Евро-2, не должна превышать 10 мг/литр, а по Евро-3 - уже 5 мг/литр. То же самое - с содержанием серы: Евро-2 допускает ее наличие не более 500 мг/кг, а Евро-3 - уже 150 мг/кг.
Внедрение новой экологической нормы уже с будущего года сильно взбудоражило среду автолюбителей. Многие из них, не зная о скором действии Евро-3, заказали за границей железных коней, которые не соответствуют этому стандарту. Пока машины доставят в Казахстан и растаможат (на все это уйдет 3-5 месяцев), нагрянет 2011 год, и ввезенный транспорт никто не легализует.
- Люди сами виноваты, что оказались в такой ситуации, - считает лидер Независимого автомобильного союза Григорий КРЕМЕНЕЦКИЙ. - Все знали, что новый стандарт рано или поздно вступит в силу, график введения Евро-2, Евро-3 и Евро-4 уже был давно опубликован (в конце 2007 года. - В.Б.). И те, кто гонят автомобили из-за рубежа, прекрасно знают, что машины идут в Казахстан несколько месяцев.
А вот то, что Евро-3 для топлива и машин вводят не синхронно - полнейшая галиматья. У такого решения нашего правительства логики нет никакой. Сначала ГСМ надо было привести к единому стандарту, а только потом - автомобили. А пока получается, что мы будем гробить новые двигатели на старом бензине.
Кстати, недовольные введением Евро-3 алматинцы договариваются собрать подписи под обращением к правительству. Они намерены просить ввести льготный период для ввоза старых машин, которые были заказаны за границей в нынешнем году, но не успеют придти в Казахстан к 1 января 2011-го. Сегодня недовольные устраивают сход в Алматы.
Сектор газа - вне закона
На этом проблемы автомобилистов не заканчиваются. С 15 октября 2010 года в Казахстане запрещено использование ксеноновых фар, установленных кустарным способом.
Ксенон - инертный газ, который при нагревании начинает светиться. Его давно применяют в ярких рекламных щитах. Однако несколько лет назад газ додумались использовать и в автомобилях. Правда, такие фары, установленные самостоятельно, могут нанести травму глазам - многие водители страдают, когда соседняя машина ярко светит ксеноном. Используют газ и заводы-производители машин, однако там яркость фар регулируется таким образом, чтобы она не причиняла вреда. Тем не менее в последние годы в Казахстане расплодились СТО, закачивающие ксенон в фары кустарно. Стоит такая услуга 150-300 долларов. А баллончик с этим газом можно приобрести на любом авторынке. Впрочем, теперь это уже неактуально.
В комитете дорожной полиции МВД нам сообщили: отныне установка ксенона считается самовольным переоборудованием автомобиля. А это квалифицируется сотрудниками дорожной полиции не иначе как административное правонарушение. И за это предусмотрен штраф - 15 МРП (21195 тенге). В КДП пояснили: если гаишник остановит машину с кустарно изготовленными ксеноновыми фарами, полицейский вправе снять с нее номерные знаки и запретить эксплуатацию до устранения нарушений. Если газовые фары установлены на заводе-изготовителе, за это никто не покарает.
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Сайт газеты «Время» Время загрузки страницы 0.384 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |