Казахстан переживает самое глубокое за последние полтора года сокращение экспортной выручки, связанное со снижением цен на нефть. И хотя за прошедшую неделю нефть немного подросла, типичную коррекцию рынка никто не отменял. Пока рано судить, начало ли это второй волны кризиса, но уже возникают вопросы, насколько уверенно сможет Нацбанк контролировать ситуацию, сообщает . Новостные агентства сообщали, что недавнее снижение цен на нефть оказалось самым продолжительным за период с 1988 года. С марта этого года цена на «черное золото» марки Brent снизилась с отметки около $124 за баррель до $92 по данным на 21 июня. |
Аналитики по всему миру связывают снижение цен на сырье с замедлением темпов экономического роста Китая, а также неопределенностью в решении долговых проблем европейских стран. Что же произойдет, если случится самый пессимистичный сценарий? Даже при самом пессимистичном сценарии Нацбанку РК удастся не допустить провалов в денежно-кредитной политике. Инфляция останется в прежнем коридоре, если власть поддержит регулятора управлением ценой на продовольствие. А вот курс тенге, возможно, придется немного опустить.
Нефтяное сокровище
По итогам 2011 года экспорт нефти за рубеж (исключая страны Таможенного союза) в стоимостном выражении составил порядка $55 млрд, что составило 62,3% всего экспорта.
Если учитывать экспорт не только обычной нефти, но также тяжелой нефти, нефтяных и прочих газов, то такой нефтегазовый экспорт по итогам 2011 года составил 69% совокупного экспорта, или $61,16 млрд. Это на $20 млрд больше, чем весь импорт в Казахстан, который составил $41,2 млрд.
В 2009 году, когда Казахстан переживал самое трагичное падение цен на сырье (и в первую очередь нефть), результатом которого стала девальвация тенге, нефтяной экспорт составил 59,7% совокупного экспорта, а нефтегазовый – 66,7%. В стоимостном выражении цифры составили $26,2 млрд и $28 млрд соответственно.
За прошедшие 2 года цена на нефть выросла с порядка $40 до недавних $100-120 за баррель. Экспорт нефти в натуральном выражении при этом увеличился лишь с 67,3 до 69,5 млн тонн. Таким образом, несмотря на незначительное увеличение экспорта в натуральном выражении, стоимостный экспорт вырос кардинально. Вместе с этим увеличилась и зависимость казахстанской экономики от нефти.
Если говорить обо всем сырьевом экспорте, то можно посмотреть на движение индекса Kaz_Exp, который публикуется информационным агентством КазТАГ. Данный индекс рассчитывается с 1 февраля 2011 года и показывает динамику цен на такие сырьевые товары, как нефть, медь, золото, алюминий, цинк, серебро, свинец и уран. Весовые соотношения каждого компонента индекса рассчитываются на основе стоимостного объема экспорта в предыдущем году. При этом данные 8 товаров составляют порядка 77% казахстанского экспорта. Ценообразование на эти товары осуществляется свободно на мировых торговых площадках. При этом индекс имеет практически полную корреляцию с ценами на нефть.
Во второй половине июня индекс впервые за 1,5 года опустился до значения в 800 пунктов. Практически все металлы, входящие в данный индекс, сегодня находятся на ценовых уровнях ниже, чем на 1 февраля 2011 года.
Истина в цене
Сегодня Казахстан имеет сценарий макроэкономического развития при цене за баррель нефти в $40, $90 и $100. Это стало уроком кризиса, тогда как в 2008 году перспектива девальвации тенге рассматривалась как критическая мера. И как нам объяснили, это было сделано в ответ на резкое падение цены на нефть и курса рубля к евро и доллару США.
Некоторые инвестиционные банки уже осторожно говорят, что нефть может упасть до $50-60 за баррель. Так, аналитики Bank of America Merrill Lynch Global Research отмечают, что если Греция покинет еврозону, баррель нефти может упасть до $60. Эксперты из Credit Suisse предсказывают, что нефть к концу года может упасть до $50.
Как неоднократно и правомерно говорил председатель Национального банка РК Григорий Марченко, инвестбанки очень часто прогнозируют уровень цен на нефть и очень часто ошибаются. Тем не менее, кризис «сидит в головах», и если панические настроения все-таки завладеют умами рядовых граждан, а вместе с ними инвесторов и чиновников, то мы можем увидеть не только эту цену.
При формировании бюджета РК на 2012 год была установлена среднегодовая цена на нефть на уровне $90 за баррель, а допустимым уровнем для бюджета называется цифра в $70-80. Тем не менее, это не повод считать, что при снижении цены до этого уровня Казахстан будет чувствовать себя комфортно.
Федеральный бюджет РФ был рассчитан исходя из стоимости барреля нефти в $115. И хотя казахстанский бюджет гораздо консервативнее российского, при снижении цен на нефть непременно произойдет снижение курса рубля. А это в свою очередь ударит по казахстанским производителям. Их продукция в долларовом эквиваленте станет дороже, а российская – дешевле. Таким образом, первое условие для повышения курса тенге будет соблюдено.
Кто предупрежден, тот вооружен
Г. Марченко неоднократно говорил, что валютная политика Казахстана зависит от цен на сырье, а также курса рубля. Тем временем, на фоне снижения цен на нефть в России в мае произошла корректировка курса рубля к доллару и евро. Произошло это событие совершенно естественно, так как Банк России управляет курсом рубля в гораздо меньшей степени, чем это делает Г. Марченко. Тем не менее, Нацбанк позволил тенге немного укрепиться вслед за укреплением рубля.
Ключевым индикатором, на который надо обращать внимание, как уверяет правительство, являются объемы золотовалютных резервов (ЗВР) Национального банка.
Эти данные показывают высокую зависимость от цен на нефть. Так, коэффициент корреляции между среднемесячной ценой на нефть марки Brent и ЗВР Нацбанка за период с января 2000 года по май 2012 года составил 0,89.
Это, однако, не говорит о том, что при снижении цены на нефть ЗВР Нацбанка будут падать. За период «первой фазы» кризиса в 2007-2008 годах корреляция между ЗВР Нацбанка и ценой на нефть отсутствовала. Возможно, это происходило потому, что до середины 2008 года бороться с «кризисными явлениями» приходилось Нацбанку РК. А возможно, потому, что Нацбанком управлял Анвар Сайденов, который в денежно-кредитной политике делал ставку на инфляционное таргетирование.
Коэффициент корреляции между ценой на нефть и ЗВР Нацбанка с января 2009 по май 2012 года (при председательстве Г. Марченко), составил 0,93, что говорит о практически прямой зависимости ЗВР от цен на нефть. Более того, за последний год - с апреля 2011 года по май 2012 года - графики цен на нефть и ЗВР повторяют друг друга.
Теория и практика денежно-кредитной политики
Согласно методологии международного валютного фонда, минимальной величиной ЗВР является сумма, необходимая для финансирования 3-х месяцев импорта.
Пользуясь этим правилом легко посчитать, что Казахстану, при квартальном импорте в $11-12 млрд, ЗВР хватит на 9-10 мес. Иными словами, резервов более чем достаточно. Однако решение о девальвации тенге в 2009 году было принято, когда резервы составляли $18,3 млрд, а снижение с максимальной отметки в $21,7 млрд в конце августа 2008 года составило $3,5 млрд.
Таким образом, на практике Нацбанк не готов тратить значительные объемы своих резервов на поддержку импорта. В 2009 году ему удобнее было девальвировать тенге.
Тем временем, в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2012 год» Нацбанк признает, что неопределенность в мировой экономике очень высока. Вследствие этого «сложившаяся благоприятная конъюнктура цен на основные статьи экспорта Казахстана может непредсказуемо измениться под влиянием проявлений кризисных последствий».
Несмотря на то, что Нацбанк рассматривает данную перспективу маловероятной, сценарий для нее имеется, так как никто не застрахован от сценария 2008 года, когда правительство было вынуждено реализовывать третий сценарий развития экономики.
Также отмечается, что стабильное развитие экономики Казахстана обусловлено не только фактором выгодных цен на экспортные товары, но и реализацией антикризисной программы правительства и Нацбанка РК. При этом «ключевыми показателями в этом аспекте являются стабильное функционирование финансового сектора страны и рост депозитной базы». То есть здоровье финансового сектора в значительной степени зависит от депозитной базы в стране.
Двойная вершина и одно дно
Тем временем, как передает КазТАГ, 22 июня на совместном заседании палат парламента РК премьер-министр Карим Масимов заявил, что цена в $50 за баррель уже не «фантастический, а реалистичный сценарий». Более того, К. Масимов объявил о возможности секвестирования бюджета страны на 2013 год.
«Есть такие предположения, что во второй половине года возможна вторая волна кризиса и цена на нефть будет достаточно низкой. Мною на республиканской комиссии было поручено рассмотреть варианты развития экономики в случае падения цены на нефть во второй половине этого года до $50 за баррель, это не фантастический, а может быть, достаточно реалистичный сценарий», - сказал К.Масимов.
Предположим, что цена на нефть снизится еще ниже, до $40 за баррель – ниже, чем предсказывают аналитики Credit Suisse и К. Масимов, но как раз к самому низкому уровню по версии Нацбанка.
Монетарный регулятор предполагает, что экономику РК будет ожидать незначительное сокращение с возвратом к росту в 2% ВВП к 2014 году. Экспорт товаров сократится почти в 2 раза, до $43,1 млрд, применительно ко всему 2012 году. При этом импорт снизится лишь на 23% до $30,4 млрд. Согласно сценарию, в течение 2012-2014 годов дефицит счета текущих операций платежного баланса РК составит 5% ВВП, а общий дефицит платежного баланса – 2,5% ВВП. Покрывать этот дефицит придется за счет ЗВР Нацбанка.
Если проводить аналогию с 2009 годом, то Нацбанк пойдет на понижение курса тенге к доллару. Этому будет способствовать понижение курса рубля, которое произойдет в ответ на снижение цен на нефть.
Г. Марченко неоднократно призывал обращать внимание на реальный эффективный обменный курс (РЭОК) тенге. Апрельский РЭОК тенге к доллару, публикуемый Нацбанком, уже приблизился к уровню мая 2008 года, хотя РЭОК тенге к российскому рублю и китайскому юаню достаточно стабильны.
В связи с сокращением притока экспортной выручки казахстанские экспортеры-резиденты могут начать сокращать объемы депозитов на счетах банков второго уровня или, по крайней мере, не наращивать их. Как уже было в 2009 году, вся экономика начнет переживать последствия сокращения бюджетов ключевых игроков экономики. В первый год низких цен кредитование банками экономики сократится, но затем цифры постепенно будут расти в абсолютном выражении.
Особо отмечается, что, независимо от сценария развития экономики, Нацбанк будет стараться не допустить выход инфляции из коридора 6-8%. Правда, надо отметить, что не все на этом поле зависит от регулятора. Удержание инфляции в заданном коридоре, вероятно, будет происходить вкупе с административными усилиями по сдерживанию роста цен на продукты.
Про перспективу снижения обменного курса в «Основных направлениях ДКП на 2012-2014 годы» не сказано ничего. Но при этом никто не обещает, что ее не будет, так как «применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться Национальным банком РК с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства».
Тем временем, если взглянуть на график цены на нефть сорта Brent, то можно увидеть сформировавшуюся фигуру «двойная вершина». На языке трейдеров это означает, что восходящий тренд разворачивается и уступает место нисходящему.
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 0.232 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |