Лето – традиционный сезон отпусков, но каждый раз перед казахстанцами встает вопрос: где его провести с пользой для души и тела? Традиционный ответ: в Турции или Таиланде. При этом мало кто думает о том, чтобы отлично отдохнуть на родине. Причина такого непатриотического выбора носит банальный и вместе с тем хронический характер: соотношение цены и качества турсервиса в стране отставляет желать лучшего. В итоге выбор складывается не в пользу «отечественного производителя». В Казахстане не первый год говорят о том, чтобы поднять туристическую индустрию, а в качестве весомого аргумента приводят примеры зарубежных государств, чьи бюджеты пополняют иностранные гости. При этом в стране существуют программы развития туризма, но каждый раз приходится отмечать их слабые стороны. Возможно, эффективность этих программ была бы гораздо выше, если бы их утверждение предваряло широкое обсуждение, а за реализацией был установлен общественный контроль. |
Лето – это сезон отпусков, когда люди стремятся с максимальной пользой для себя и своего здоровья провести время. Но большинству из них этот жаркий период ставит вопросы: ограничиться родными курортами или посетить заморскую страну? Эта дилемма сопряжена еще с парой моментов – ценой и качеством. Не секрет, что путешествие на турецкие пляжи обходится порой дешевле аналогичного казахстанского варианта. Ко всему прочему ходят разговоры об упрощении визового режима с тремя десятками стран. Ожидается, что облегченный процесс пересечения границы приведет к паломничеству иностранных гостей в нашу республику. Правда, не факт, так как сами казахстанцы голосуют в сезон отпусков ногами: поскольку сервис в стране остается низким, а цены на него заоблачные.
Главный момент, который играет не в нашу пользу – это не совсем приемлемое соотношение «цена – качество». Дело в том, что качество услуг досуга оставляет желать лучшего, а порою его нет вовсе.
Так, менеджер туристической компании Юлия Кравченко объясняет такое явление отсутствием структуры и мест отдыха у нас и звездными отелями у них.
– У нас и отдыхать-то, в принципе, негде, поэтому все стараются выехать на море, – говорит она. – У нас очень слабо развита инфраструктура, и нашим гражданам не совсем интересно здесь отдыхать. Нет такого сервиса, какой есть за рубежом, нет таких отелей, моря нет, потому что море и озеро – это все-таки разные вещи: Капчагай или Адриатика – разница ведь есть, – уверена менеджер туркомпании.
Кроме этого казахстанский отдых омрачен необоснованно завышенными ценами при отсутствии должного сервиса. Отсюда получается, что проще съездить куда-либо за границу.
Между тем общественный и политический деятель Гульдана Нурпеисова не торопится соглашаться во всем с тружениками сферы досуга.
– Казахстанцы спешат вырваться за границу благодаря мифу о высоком уровне сервиса и количестве звезд. С другой стороны, они хотят посмотреть заморские страны. А вообще, как патриот своей страны, я считаю, что в первую очередь надо изучить свою страну. Ведь и горы, и реки – все можно найти и у нас, – считает Нурпеисова.
Но при этом активистка соглашается, что туристическая инфраструктура в Казахстане оставляет желать лучшего (в некоторых захудалых гостиницах нет даже санузлов).
– Есть отдельные предприниматели, которые «продвигают» отечественные бренды. Только необходимо развивать и инфраструктуру. Гости согласны жить в палатках, но необходим хотя бы минимальный набор для гигиены: туалет и вода, – сетует она.
Кроме того, Гульдана Нурпеисова предлагает свое видение казахстанского туризма, где делать акцент следует не на активных видах отдыха, а на «продаже» истории и культуры.
– У нас есть Золотой человек, курганы в Алматинской области. И туда с удовольствием едут немцы и американцы, но поток таких туристов очень мал, – констатирует она.
По ее словам, можно поставить юрты, готовить национальные блюда, устраивать костюмированные программы. Все это способно раскрыть быт и культуру нашего государства. Нужно, чтобы у казахстанцев появился интерес к своей родине. Это подобно приобретению продукции отечественного производителя.
– Сегодня наши тургеньские или иссыкские яблоки в лучшем случае продаются тоннами винзаводам, в худшем они остаются гнить на деревьях, ведь их место занял импорт из Польши, Китая и других стран, – говорит Нурпеисова.
Что касается цен, то нужно учитывать уровень доходов населения. Если банкир может оставить на Чимбулаке пару тысяч условных единиц, то для студента и молодой семьи даже 5 тысяч тенге – большие деньги.
Развитие казахстанского туризма невозможно без создания условий и упрощения документных процедур для иностранцев. Недавно об этом вновь заговорили всерьез. В стране планируется отмена виз для граждан из 34 стран мира. Глава комитета индустрии туризма МИНТ Куат Танысбаев считает, что с привлечением иностранных туристов бюджет получит солидную прибавку.
– В каждом регионе есть множество интересных мест для всех видов туризма, где он должен играть существенную роль в экономическом росте, – сказал Танысбаев.
Он считает, что для этого необходима сплоченная работа. Совместно с акиматами будет решаться вопрос по формированию отдельных управлений по туризму на примере города Алматы. Кроме того, будут практиковаться информационные туры для туроператоров и представителей СМИ, создадут фильм о Казахстане и туристский сайт. А совместно с диппредставительствами за рубежом будут проводиться презентации. Стоит отметить, что привлечение туристов «перезагрузит» экономику. Поэтому необходимо поддержать местных предпринимателей.
– Главным в этом направлении является снижение административных барьеров и поддержка деятельности субъектов туризма, – считает Танысбаев.
По его словам, эти меры принимаются для увеличения конкурентоспособности бизнеса. Это должно привести к росту качества туристических услуг. Но пока нашим гражданам приходится переплачивать за некачественные туристические услуги на родине. Поэтому они предпочитают отдыхать за рубежом, где сервис выше и цены приемлемые.
Чтобы исправить положение, в правительстве взялись за разработку новой программы развития туристической отрасли, предыдущая «версия» завершилась в 2011 году. Программа развития туризма на 2007–2011 годы была направлена на повышение привлекательности отечественного туризма и интеграцию Казахстана в мировой туристский рынок. Но из трех основных пунктов документа удалось реализовать лишь первые два: развитие горнолыжных курортов и повышение «грамотности» работников туризма. С третьим пунктом вышел промах, т.к. результаты «формирования привлекательного туристского имиджа Казахстана» видны лишь единицам.
Новый документ рассчитан до 2020 года. Восьмилетняя программа преследует примерно те же цели, что и предыдущая. По словам Асета Исекешева, туризм будет рассматриваться с позиции сильной, перспективной отрасли экономики, которая, в свою очередь, даст мощный толчок развитию регионов, малого и среднего бизнеса и занятости. Так, туристическая отрасль Турции и Малайзии за короткий период времени превратилась в мощную индустрию, обеспечивающую рост ВВП и стимулирующую развитие смежных отраслей.
– В Малайзию за год въехало более 26 миллионов туристов, доход отрасли – 20 миллиардов долларов, или 12,5 процента от ВВП, и 20 процентов всех занятых работают в туризме. Мы думаем, что такой же мощный толчок туризм получит и в Казахстане, – заметил министр.
Первый этап определит ключевые проекты международного уровня, которые обеспечат массовый приток туристов. В его рамках значатся системные планы развития курортных зон Алматы, а также курортов Бурабай – Щучинско-Боровская зона. Эти проекты должны увеличить число туристов, что позволит закрепить за Казахстаном туристический бренд.
– Именно детальная отработка этих элементов входит в основу разработки системных планов развития, – заключил Исекешев.
Однако наученные горьким опытом казахстанцы придерживаются принципа «доверяй, но проверяй». Так, Нурпеисова рекомендует перед принятием программы провести тщательную экспертизу и всенародное обсуждение, «чтобы не вышло в одни ворота, как у нас это бывает».
– При всем уважении, в этом плане наше правительство плавает, – заверяет она.
Нурпеисова выступает с предложением к общественности взять решение вопросов по туризму в свои руки. И такой подход к делу, по ее мнению, позволит поднять на ноги прибыльную туристическую отрасль.
– Если научиться правильно презентовать нашу страну, от этой сферы можно будет получать доходы не хуже, чем от углеводородов, – подытожила Нурпеисова.
В свою очередь менеджер туристической компании Юлия Кравченко пожелала, чтобы новая программа помогла в борьбе с недобросовестными конкурентами.
– Приходится сталкиваться с большой конкуренцией, а в таких условиях довольно тяжело работать. В том смысле, что существует много мелких компаний, которые «перехватывают» клиентов, а те впоследствии жалуются на некачественный сервис, – заключила она.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.254 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |