Среди стран СНГ Казахстан лидирует по количеству суицидов среди молодежи. Ежегодная статистика добровольных смертей в этой возрастной категории такова: 34,5 случая на 100 тысяч населения. По уровню суицидальной активности Казахстан отстает разве что от России. Девочки, склонные все драматизировать, чаще предпринимают попытки расстаться с жизнью. Но чаще выживают. А вот мальчики если уж решили, то идут до фатального конца. К слову сказать, взрослые своей суицидальной активностью подают плохой пример подрастающему поколению – 26,9 случая завершенных суицидов на 100 тысяч населения. Такие цифры свидетельствуют о низком уровне психического здоровья населения. Что касается именно молодежи, то медики пытаются списать все на особенности возрастной психики. И лишь некоторые эксперты не боятся признать, что причина этого – низкая подготовка школьных психологов и отсутствие грамотной модели семейного воспитания как для взрослых, так и для детей. Грамотное обоснование проблемы мы сможем узнать в течение ближайших лет. Исследования в этой области только начались. |
В минувший вторник в Павлодаре 16-летний подросток покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув с верхнего этажа жилого дома. В кармане погибшего обнаружена предсмертная записка, указывающая на то, что подросток совершил суицид из-за неразделенных чувств к девушке. Печальная статистика такова: в Казахстане ежегодно среди молодежи уровень суицидов 34,5 на 100 тысяч населения этой возрастной категории. До сегодняшнего дня в этой сфере не проводилось никаких исследований. Взрослые не сильно заботились о том, почему молодежь склонна к такой трагичной категоричности. Единственный комментарий: «А ему бы еще жить и жить…».
По уровню суицидальной активности Казахстан занимает второе место после России среди стран СНГ – 26,9 добровольных смертей на 100 тысяч населения.
– Динамика суицидальной активности в Казахстане ничем не отличается от общемировой. По регионам картина неравномерная: высокие показатели в северных регионах, южные – более благополучные. В Алматы сводят счеты с жизнью 5,1 человека на 100 тысяч населения, а в Астане – 14 человек. При этом за последние 5 лет в Астане суицидальная активность увеличилась в 2 раза, – такие данные привела Наталья Распопова, заведующая отделом суицидологи и эпидемиологии РГКП «РНПЦПП и Н».
Обилие суицидов свидетельствует об уровне психического здоровья населения. Установлено, что количество больных психическими расстройствами будет возрастать, но не за счет увеличения числа болезней, а в результате депрессий, которые чаще всего возникают вследствие социальных стрессов. При этом наши больные отказываются обращаться к психиатрам.
– До 80 процентов психиатрических больных обращаются в поликлиники к участковым врачам. Недавно мы обследовали 1600 пациентов поликлинической сети. Из них 37 процентов оказалось с явными депрессивными расстройствами, – пояснила специалист.
Но если мотивы взрослых расстаться с жизнью еще можно объяснить (так, наибольший всплеск суицидальной активности наблюдался в период пика финансово-экономического кризиса), то желание юношей и девушек уйти из жизни и вовсе не находит своего логического оправдания. Специалисты имеют целый перечень причин и событий, повлекших за собой трагедию: школьные проблемы, конфликты в семье, неразделенная любовь, неоправданные ожидания, проваленный экзамен... И все это сводится к общей фразе: подростки имеют определенные психологические проблемы, связанные с возрастом.
Эксперт видит проблемы и в воспитании подростка. Например, наши школьники психологически и эмоционально не готовы к ЕНТ. Ситуация ожидания такого ответственного экзамена – стресс для подростка.
– Очевидно, что школьные психологи зачастую просто не способны выявить детей с повышенной степенью суицидального риска, чтобы провести соответствующую работу среди подростков, готовя их к такому сложному психологическому испытанию. Дети с особенностями личностной структуры болезненно реагируют на все. Я считаю, что на это должны обратить внимание в МОН РК, чтобы они проводили работу с психологами, готовили школьников к такому мероприятию, – подчеркивает Наталья Распопова.
Удивляет, что со стороны государства и неправительственных организаций ни разу за все время независимости Казахстана не было инициировано ни одно социологическое исследование, которое отразило бы корень проблемы и предложило бы механизмы решения.
– Целенаправленных исследований в этой части не проводилось. Только сейчас появилась какая-то внятная информация, определены тенденции в части суицидов и разрабатываются меры профилактики. Так, например, количество завершенных суицидов больше среди юношей. А суицидальные попытки чаще совершаются девушками, – рассказывает наш собеседник.
К слову сказать, в Казахстане после стольких лет замалчивания и напрасных смертей только началась программа по анализу суицидов и научному обоснованию этого явления.
В частности, для всех врачей общей практики проведены лекции по оказанию первичной психиатрической помощи, по профилактике депрессий и суицидов, чтобы все врачи «держали ухо востро».
Кроме того, заключен совместный меморандум министерств образования и науки, здравоохранения, обороны, внутренних дел, культуры о совместной деятельности по улучшению психического здоровья населения, в рамках которого совершается ряд мероприятий по профилактике суицидов среди молодежи.
– Большим шагом в этом направлении стала трехгодичная научно-техническая программа по изучению суицидального поведения в Казахстане, клинических аспектов такого поведения, а также реабилитационных мероприятий среди лиц, совершивших суицидальные попытки. С этого года государство выделило на это деньги, – делится некоторыми подвижками в этом вопросе Наталья Распопова. – Конечно, международные исследования о мотивах суицидов среди подростков известны. Но, возможно, у Казахстана есть своя внутренняя специфика.
Алина БЕКИРОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.231 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |