Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Запуск третьего в стране мусороперерабатывающего завода под угрозой срыва



Запуск третьего в стране мусороперерабатывающего завода под угрозой срыва

 

Запуск третьего в стране мусороперерабатывающего завода под угрозой срываВ прошлом году жителям Шымкента торжественно объявили о начале строительства мусороперерабатывающего завода.

Прошел почти год, строительство близится к завершению, но даже сами строители сомневаются, что завод заработает в этом году. Немного истории. Шесть лет назад было решено, что Шымкенту жизненно необходим мусороперерабатывающий завод. Городской полигон бытовых отходов, а проще говоря, свалка, разрастался с каждым годом, да и жилой массив подбирался все ближе. Такое соседство отнюдь не способствует укреплению здоровья жителей. «Строительство завода планируется начать весной будущего года, а закончить уже к осени», – заявлял в январе 2007 года директор ТОО «Технологии 21» Нурлан Даулетбаев. Все обрадовались, но весной так ничего и не случилось, однако чиновники время от времени торжественно обещали, что строительство завода вот-вот начнется. Но каждый раз что-то мешало. То место для завода и нового полигона выбрано неудачно, то еще что-то. С мертвой точки дело сдвинулось только с приходом на должность акима Шымкента Армана Жетписбаева. В декабре 2009 года между акиматом и ТОО «Технологии 21» был подписан инвестиционный договор и определен участок земли, где должны расположиться завод и полигон.


– В договоре расписывается все: за что отвечаем мы, за что отвечает город, – рассказывает Нурлан Даулетбаев. – Объект этот для города социально значимый, так как то, что творится на существующей свалке, нормальным, цивилизованным подходом к решению проблемы отходов назвать нельзя. После того как мы подписали инвестиционный договор, акимат начал работу по получению финансирования на рекультивацию свалки. Деньги получены, и сейчас там ведутся какие-то работы. Говорят, что около 34 гектаров рекультивировали. Когда в 2011 году мы предоставили гарантию банка о том, что нам открывается финансирование, были внесены изменения в бюджет города. Этот проект включен в Программу форсированного индустриально-инновационного развития.

Осенью 2011 года в очередной раз было торжественно объявлено, что начинается строительство завода и полигона. Из городского бюджета выделяется 430 млн тенге на необходимую инфраструктуру: дорогу, водопровод и т.д. До конца года строители успели освоить около 20 млн тенге. В апреле 2012 года Армана Жетписбаева на посту акима Шымкента сменил Кайрат Молдасеитов. И вот тут начинается самое интересное – акимат отказывается продолжать финансирование проекта.

– Городской акимат не имеет полномочий этим заниматься, – заявил Кайрат Молдасеитов. – Нарушение было, превышение власти! 20 миллионов мы вернем государству, и на областном уровне будет решаться этот вопрос. Там комиссию создали по выбору местности для полигона и т.д.

Для дальнейших разъяснений мне было рекомендовано обратиться в юридический отдел горакимата, где смогут объяснить ситуацию с прекращением финансирования с точки зрения закона. Однако зря руководители города понадеялись на юриста – однозначной оценки он дать не смог. Он ссылался на ст. 20 Экологического кодекса Казахстана «Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в области охраны окружающей среды», где в пункте 10 говорится, что исполнительные власти «обеспечивают строительство объектов по удалению и размещению отходов». Также была ссылка на пункт 3 ст. 292 того же кодекса, где говорится, что «местные исполнительные органы должны предусматривать создание и функционирование необходимой инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства по сбору, транспортировке, сортировке, вторичному использованию, размещению коммунальных отходов на полигонах».

– Земля выделена частному инвестору на 49 лет в аренду, – говорит заведующий юридическим отделом горакимата Марат Шарипов. – Государство не может выделить деньги на строительство полигона на земле частного пользователя. Только из-за этого. Полигон должен принадлежать государству… Но в то время они исходили из инвестиционного договора между ТОО «Технологии 21» и акиматом. В этом договоре насчет земли все это оговорено. Договор еще не отменен никем, он в силе. Выделение 20 млн тенге исходило из этого договора… Я вам скажу насчет законности: все это должно быть в коммунальной собственности области, и бюджетные средства не должны идти на земли частного собственника… Ну, я так думаю, нужно немножко подождать, и этот вопрос решится.

В целом, юрист гормакимата не смог однозначно ответить, было ли нарушением выделять средства из городского бюджета на развитие инфраструктуры по переработке мусора. Не смог он также дать определение, какие именно «местные исполнительные органы» подразумеваются в кодексе. «Здесь не указывается, какой акимат, здесь вопрос сложный», – заявил Марат Шарипов. Но он твердо убежден, что выделением земли под мусорный полигон должен заниматься областной акимат.

– Честно говоря, я просто не понимаю, что происходит вокруг нашего завода, – заявил Нурлан Даулетбаев. – У нас есть инвестиционный договор, заключенный между нашим предприятием и акиматом города. Уже затрачено около 30 млн тенге бюджетных денег. Этот проект включен в Программу форсированного индустриально-инновационного развития. Да, по Экологическому кодексу такие полигоны под отходы могут быть только в собственности государства. И теперь, из-за того что строительство полигона разрешено только на той земле, которая выделена нам, они якобы не могут выделить бюджетные средства. Мы с самого начала не возражаем вернуть эту землю государству, банк тоже согласен, но что мешает делать это быстро и цивилизованно. Ведь нам говорят как? Гарантий на то, что мы потом будем управлять этим полигоном, никто не дает. У нас в инвестиционном договоре четко расписано, что полигон и техника, которую город приобретает для работы на полигоне, передаются в доверительное управление нам как инициаторам проекта. Вполне нормальная схема – государственно-частное партнерство. В середине августа мы планируем установить оборудование и будем готовы к началу работы. Но не сможем начать, так как не разрешены вопросы насчет полигона. Между тем нас поджимают сроки выплаты основного долга и процентов по кредиту – уже начиная с октября нам пойдет «счетчик».

Кстати, о необходимости навести порядок в городах  неоднократно говорил Глава государства. Так, в своем послании от 27 января Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы продолжим работу по осуществлению астанинской инициативы «Зеленый мост», направленной на трансферт «зеленых» технологий». Эта инициатива, в частности, предусматривает «развитие циркулярной экономики, стимулируемое государственными инвестициями, экоиндустриальных парков, устойчивое удаление отходов: использование отходов в целях создания богатств и в качестве ресурсов для производства». В настоящее время в Казахстане существует два мусороперерабатывающих завода – в Алматы и Астане. Из них работает только астанинский. Завод в Алматы простаивает.

Завод в Шымкенте обещает стать самым современным мусороперерабатывающим заводом в Казахстане. В соответствии с посланием Главы государства в планах руководства ТОО «Технологии 21» не только перерабатывать мусор, но и создавать из него брикетированное топливо, которое может использоваться на ТЭЦ, снабжать сырьем картонную фабрику, строительство которой начнется в Шымкенте в ближайшее время.

В завершение хочется обратить внимание на абсурдную, не побоюсь этого слова, ситуацию, в которую попал город из-за «плясок с бубнами» вокруг нового полигона для мусора. Из республиканского бюджета на 2011–2012 годы выделили 1,050 млрд тенге для рекультивации старого полигона площадью 34,3 гектара. По плану рекультивация должна была начаться одновременно с запуском нового полигона. И что в итоге? Рекультивация идет полным ходом, и в то же время на полигон ежедневно завозится 1,5–2 тысячи кубометров мусора. В областном управлении строительства, которое курирует вопрос очистки старого полигона, так прокомментировали сложившуюся ситуацию:

– Новый полигон не открыли, и до сих пор мусор сваливают на старый. Уже вдоль трасс, в частности Шымкент – Ташкент, мусор выкидывают. Сейчас площадь свалки составляет 60 гектаров. Мы рекультивируем 34,3 гектара, а остальное что, останется?! А денег больше нам не дают, хотя надо корректировку сметы делать. А в городском акимате сказали, чтобы мы чистили 34 гектара и больше не надо.

Кто же сумеет переработать «мусор» запутанных юридических казусов, несогласований и тяжб, чтобы в Шымкенте, в конце концов, заработал так нужный городскому хозяйству завод?

Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.912 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>