Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Депутаты признали работу погранпункта «Хоргос» неудовлетворительной



Депутаты признали работу погранпункта «Хоргос» неудовлетворительной

 

 В последнее время усилия государства все больше и больше направлены на снижение числа административных препон для населения, так как за последние годы они выросли до невиданных размеров.

Тема так называемого принципа «единого окна» сегодня не менее популярна, чем тема «электронного правительства», ведь одно неразрывно связано с другим. Впрочем, на деле, несмотря на увещевания руководящих работников, все по-прежнему очень сложно.


Механизм «единого окна» внедряется в республике с 2006 года. Самым ярким свидетельством его реализации стало появление Центров обслуживания населения, взамен БТИ, паспортных столов и других учреждений. В подобных переменах не меньше, чем простой народ, нуждаются и представители бизнеса, особенно в процессах, связанных с международной торговлей.

На прошлой неделе по инициативе народно-демократической партии «Нур Отан» в Жаркенте, близ казахстанско-китайской границы, прошел «круглый стол» под названием «Механизм «единого окна» – оптимальный путь устранения административных барьеров в процессах международной торговли». Форум посетила делегация депутатов сената, сотрудников Министерства связи, представителей ведущих бизнес-ассоциаций, а также руководства Панфиловского района Алматинской области. Важнейшим событием этого форума стало посещение международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», который является своего рода модернизированным пограничным пунктом. В своем докладе заместитель начальника таможенного поста «Хоргос» Ризабек Калиаждаров сообщил о нововведениях, которые в последнее время активно внедряются в работу «Хоргоса». Это и новые площади под временные стоянки грузовиков, пока их водители будут проходить контрольно-пропускные процедуры, это и обновленная инфраструктура пограничного пункта. Среди новшеств, введенных руководством «Хоргоса», – видеоконтроль, отслеживающий время, в течение которого автомобиль стоит на очередной пропускной точке. Однако, если видеоконтроль смог выявить причины, порождающие заторы на пограничном пункте, устранить их он не может. Поэтому смело можно сказать, что «единым окном» на таможне пока так и не пахнет – инспектировавшие работу погранпункта депутаты, мягко говоря, были не в восторге от увиденного.

– Таможенники работают по старинке, – посетовал депутат мажилиса Ирак Еликеев. – По большому счету, они не владеют компьютерной техникой. Я два раза им задал вопрос: «Кто-нибудь из вас заказывал билеты в электронном виде?» В ответ – тишина. Процесс внедрения «единого окна» хромает, конкретных задач перед государственными органами не ставится. Все идет стихийно, хотя, конечно, улучшения есть. Когда-то мы ввели ограничение в части ввоза в страну товаров на каждого человека (не более 50 килограммов и 1500 долларов на душу), резко уменьшилось количество людей, которые переходят казахстанско-китайскую границу в обоих направлениях. Чтобы ввести лекарства, необходимо разрешение, а на его оформление нужно потратить 158 дней и собрать 80 документов. Мы недавно были в Малайзии. Там это делается за один день. А какой бы тогда у нас был товарооборот, как бы выросли экономические показатели! Именно к этому нам и нужно стремиться.

Так, Ассоциацией таможенных брокеров были оглашены итоги исследования на предмет длительности и эффективности прохождения таможенных процедур с 2006 года, которые дали весьма неутешительные результаты. Когда водитель приезжает на пункт пропуска, он должен получить «бегунок», то есть своего рода обходной лист, с которым ему предстоит пройти семь контролирующих органов. В этих пунктах обязательно проходят соответствующие процедуры и ставятся отметки.

– Смело можно утверждать, что так называемая система «единого окна» представляется нам как здание, в котором обитают контролирующие органы. Такую систему никак нельзя считать принципом «единого окна». У них нет единой базы данных, они не пользуются единым сервером. И определить необходимость проведения какого-либо контроля невозможно, то есть пересекающим границу все эти органы контроля нужно проходить физически, – рассказывает председатель Казахстанской ассоциации брокеров Геннадий Шестаков.

Руководство МЦПС «Хоргос» отчасти возлагает ответственность и на китайскую сторону, сетуя на то, что и там далеко не все в порядке. На «круглом столе» решено было провести приграничный форум в Урумчи, на котором и будут оговорены все детали. Впрочем, это не снимает ответственности с нашей стороны.

Председателем Ассоциации тамо-женных брокеров был презентован расклад временных потерь, с которыми сталкиваются казахстанские и иностранные перевозчики на границах нашей страны с Китаем, Россией, Киргизией и Узбекистаном. Среднее время простоя на «Хоргосе», по сравнению с 2005 годом, значительно увеличилось. Специалисты связывают это с тем, что в связи с введением Таможенного союза на 80 процентов сократился процесс предварительного декларирования, а нового механизма, который работал бы быстро и эффективно, еще не придумали.

Также руководители союзов производителей посетовали на то, что, несмотря на перспективность, на наших пограничных пунктах не спешат вводить электронное декларирование. К слову сказать, его введение в соседней России сэкономило 70 процентов затрачиваемого времени. Сегодня декларирование там занимает 15–20 минут, в то время как у нас – три дня. Стоит ли говорить о том, какие проблемы это порождает.

Исполнительный директор Ассоциации дистрибьюторов фармацевтической продукции Наталья Гунько рассказала, что простои на границе являются едва ли не главной причиной дефицита необходимых лекарств и многократного увеличения их стоимости. А это, между прочим, влияет и на ситуацию в здравоохранении. Разумеется, по этой же причине сложности возникают и с транспортировкой скоропортящейся сельхозпродукции. Плюс ко всему подобный расклад становится идеальной почвой для коррупции. Так, на форуме председатель Казахстанской ассоциации брокеров Геннадий Шестаков озвучил сумму взятки «за ускорение» – 200 долларов, что в два раза больше, чем в 2008 году.

– Вроде бы исчезло из закона понятие «паспорта сделки», но тут же появилось понятие «норма контр-акта», – рассказывает Шестаков. – А это, в принципе, одно и то же: все равно нужно идти в банк и визировать там все документы. Мы предлагаем упростить эти процедуры, учредив так называемые «экономические ЦОНы», где принцип «единого окна» работал бы в действии.

Многочасовые простои, изнурительные контрольные процедуры на границе не самым лучшим образом отражаются и на международном имидже Казахстана. Анализ текущей ситуации по ведению международной торговли показывает, что Казахстан, находясь в выгодном географическом положении, на стыке Европы и Азии, и имея все шансы стать ведущей торговой державой в Центрально-Азиатском регионе, сегодня стоит на предпоследнем, 183-м месте в рейтинге Всемирного банка по параметру «Легкость ведения бизнеса» за 2010 год. Причина такой непопулярности заключается именно в бюрократических процедурах получения разрешительных документов для импортно-экспортных операций. Для сравнения: Россия находится на 162-м месте, Беларусь – на 129-м, Китай – на 44-м.

Учитывая тот факт, что внедрение принципа «единого окна» серьезно пробуксовывает, было принято решение обратиться в партию «Нур Отан» для содействия в наболевших вопросах. Во-первых, создать межведомственную рабочую группу по внедрению механизма «единого окна» для ведения экспортно-импортных операций под руководством вице-премьера Казахстана и с участием госорганов, регулирующих процессы международной торговли в стране, Нацбанка и представителей бизнес-сообщества. Во-вторых, организовать партийный и общественный контроль за внедрением принципа «единого окна». В-третьих, разработать государственную программу внедрения этого механизма для импортно-экспортных операций, а также предусмотреть возможности для государственно-частного партнерства. По мнению участников «круглого стола», необходимо провести мониторинг деятельности госорганов в целях оптимизации бизнес-процессов, а также проанализировать все информационные системы, которые предстоит модернизировать в рамках грядущих перемен. Соответственно, придется ввести и изменения в законодательство страны.

Участники форума сошлись на том, что препятствия, которые встречает на своем пути принцип «единого окна», кроются в основном в человеческом факторе. Однако, как подытожил депутат сената Кайсар Омаров, альтернативы этому нет: «Это не мода, а веление времени».

Константин КОЗЛОВ, Алматы – Жаркент – Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 20
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.447 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>