Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В Казахстане ведется активный духовный диалог



В Казахстане ведется активный духовный диалог

 

В Казахстане ведется активный духовный диалогПрошедший в Астане Съезд лидеров мировых и традиционных религий поставил важнейшие задачи установления диалога между цивилизациями, укрепления взаимопонимания между представителями разных конфессий, культур и традиций.

Это очень показательный пример, демонстрирующий высокую культуру толерантности лидеров мировых конфессий, способных рассматривать самые сложные проблемы современности за одним круглым столом с представителями других религий, порой прямо оппонирующих им. Являясь глобальной диалоговой площадкой, этот международный форум в очередной раз подтвердил свою востребованность и значимость. А с обретением всемирного признания съезд продолжает вносить свой вклад в процесс межкультурного диалога.


–  Религиозные лидеры обратились ко всему человечеству – стремиться к взаимодействию, согласию и миру, справедливости и созиданию во имя будущего нашей планеты. Я убежден, что этот призыв будет благосклонно воспринят не только верующими и последователями различных вероучений, – сказал Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступая на закрытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Думается, и заинтересованным участникам религиозного пространства Казахстана следует внимательно присмотреться к этому формату диалога и задуматься над глубоким смыслом того проекта, который реализуется первым президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым для мирового сообщества, основной целью которого является распространение и углубление культуры толерантности.

Актуальность имплементации формата международного межконфессионального диалога в условиях Казахстана – давно назревшая проблема. И если прежде мы говорили о естественном согласии и толерантности нашего населения, представляющего разные этносы и конфессии, то сегодня с усугублением гуманитарного и духовного кризиса, ставшего результатом мирового политического противостояния государств и экономической конкуренции, перед обществом стоит настоятельная задача формализации этого процесса, а со стороны государства – инициирования различных форматов диалогов, подобных Астанинскому съезду.

Почему это необходимо сейчас и как это сделать практически?

Как известно, государство в прошлом году инициировало принятие нового закона, регулирующего эту «тонкую» сферу. При этом были высказаны весьма серьезные замечания и критические суждения в отношении деятельности уполномоченного органа – Агентства по делам религий. Эти замечания были вполне уместны по ряду направлений, но следует заметить, что «не ошибается тот, кто ничего не делает». И агентству за небольшой срок удалось актуализировать целый ряд проблемных вопросов, которые так или иначе нуждаются в разрешении. О наличии таких проблем и их угрозе нашей стабильности мы знаем не понаслышке.

Наша страна уже столкнулась с фактами экстремизма и терроризма на религиозной почве, активной деструктивной деятельности различных сект и псевдорелигиозных образований по вовлечению молодежи в свои ряды. Полагаем в этой связи, что важность религиозного вопроса в Казахстане не вызывает сомнений. Думается также, что одним принятием закона данный вопрос не решить. Нужна кропотливая, целенаправленная работа всех субъектов нашего религиозного пространства по укреплению единства и стабильности общества, преодолению каких-либо причин для духовного отчуждения, увода проблем в теневую, нелегальную сферу.

В ряде стран наряду с основным законом, регулирующим религиозную сферу, всеми заинтересованными сторонами на основе консенсуса принимаются различные форматы диалога и практического взаимодействия, которые позволяют учитывать разнообразные нюансы, детали взаимодействия, специфику тех или иных конфессий, ситуаций, которые невозможно учесть в одном законе. Таковы, к примеру, конкордатные и кооперационные модели договоров, как в ряде европейских стран, или принятые в российском обществе социальные концепции мусульман и православных христиан.

В казахстанском обществе, например, также существуют определенные разночтения и интерпретации ислама, в котором достаточно сложно переплелись традиционная вера в аруахов (духов предков) и аулие (святых), суфийская практика (зикр) с одновременным почитанием классических для нашего региона канонов ханафитского мазхаба, которые также нуждаются в своеобразном «общественном договоре» среди членов мусульманской уммы Казахстана. Ведь одним государственным законом или фетвами Духовного управления такие вопросы не разрешить. Поэтому есть необходимость последователям этих обрядов и верований совместно обсудить и принять взаимоприемлемые нормы, которые должны восприниматься и соблюдаться верующими.

Таким образом, сегодня и у нас в стране есть целый ряд нерешенных проблем, которые вызывают широкий общественный резонанс. Очевидно, это так называемые «болезни роста», духовного самоопределения, и здесь неизбежны противоречия и поиски оптимальной модели. Я думаю, что их необходимо совместными усилиями государственных органов, представителей религиозных объединений, активистов гражданского общества и СМИ разрешать в правовом поле, снимая возможное социальное напряжение и ненужные инсинуации вокруг этих проблем, лишая экстремистски настроенных людей самого предмета деструктивной деятельности и агитации. В этом заинтересованы все здоровые силы нашего общества.

Прошедший IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий и многообразный международный опыт подсказывают открытые пути разрешения этих проблем на пути диалога, поиска компромисса и выработки согласованных решений. Тем более что, как говорится, «процесс пошел». К примеру, сейчас в центре и на местах идет процесс перерегистрации религиозных объединений, который вызывает различные споры и вопросы.

Почему бы на базе агентства и его подразделений не проводить заседания не только с участием чиновников и лидеров регистрируемых религиозных объединений, но и с широким общественным представительством, с профессиональной экспертной оценкой и объективным освещением в средствах массовой информации во избежание недомолвок, конфликтов и кулуарных решений? Ведь как раз на таких форумах возможны общественные слушания и дискуссии по целому ряду концептуальных вопросов, что в законе не всегда пропишешь.

Предметом таких слушаний могут быть, к примеру, вопросы, касающиеся модели межконфессиональных отношений в Казахстане, специфики государственно-конфессиональных отношений, принципов и способов защиты свободы совести, правового обеспечения безопасности государства и общества от любых форм проявления религиозной нетерпимости и экстремизма, сохранения и упрочения светского характера образования и общественного просвещения, разработки «мягких», открытых механизмов духовного влияния религий на поведение и воспитание граждан, значения религий в воспитании молодежи, внутрисемейных отношений, в межэтническом взаимодействии.

Все эти вопросы, как известно, обсуждались лидерами мировых религий на IV съезде в Астане, и эти дискуссии должны послужить стимулом к дальнейшему углублению и расширению духовного диалога внутри нашего общества во имя дальнейшего общественного процветания, укрепления мира и согласия.

Айдар АМРЕБАЕВ, заместитель директора ИМЭП при Фонде первого президента РК – Лидера Нации

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 25
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.250 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>