Первый визит в город остается в памяти навсегда. Однако и при частом посещении столицы облик города каждый раз содержит в себе новизну. Астана восхищает, удивляет, радует, поражает воображение. В проектировании столицы Казахстана, наряду с отечественными архитекторами, работают зодчие разных стран. Никто из них не вправе нарушить задуманного автором генерального плана застройки столицы. Это свидетельство большой градостроительной культуры и художественного такта зодчих, громадного авторитета японского архитектора Кишо Куракавы. Различные направления современного зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретая новый образ. Проектированием и застройкой Астаны занимаются ведущие архитекторы с мировым именем: японец Кишо Куракава, британец Норман Фостер, итальянец Манфреди Николетти и другие. Главное же, что определило облик Астаны, – местные духовные и материальные условия, особенности культуры страны и требования заказчика, желающего, чтобы столица имела лицо Востока и Запада. О столице Астане и современных тенденциях архитектуры рассказывает архитектор Манфреди Николетти, руководивший проектированием киноконцертного зала в новом административном центре столицы. |
ЛИТЕР-Неделя: Господин Николетти, что вы думаете по поводу трансформаций в архитектуре за последние десятилетия в условиях применения современных технологий?
М.Н.: Современная компьютеризация процесса разработки проекта позволяет сэкономить время при поиске наиболее подходящих формальных решений, с помощью использования трехмерных изображений проверить соответствие технических форм и позволить клиенту увидеть проект со стороны. Но тем менее назначение архитектуры – не показать технические способности, функциональную безупречность; роль архитектуры – в возможности выразить в проекте чувства, заложить в проект прекрасную сказку. И эта сказка-легенда должна быть выражена в нескольких практических формах. Здание должно явиться, в конце концов, неким символом. Только в случае, если современные технологии будут развиваться в тесной взаимозависимости с формальной концепцией архитектуры, они могут стать стимулом для развития теории и практики архитектуры.
ЛИТЕР-Неделя: По-вашему мнению, может ли сегодня то, что идет вопреки гармонии, через десяток лет считаться полной гармонией в архитектуре?
М.Н.: Форма, идея которой была почерпнута из природного мира, может стопроцентно гарантировать достижение равновесия всех существующих сил, но в то же время иметь черты примитивных архетипов. Проект будущего здания – это не только логическая цепочка «функции – формы – структуры – строительства», а глобальная концепция, некая идея, в которой даже маленькая техническая деталь является гармоничным дополнением застройки пространства.
ЛИТЕР-Неделя: Как говорил архитектор Владилен Красильников, «конец XX века ознаменовался новой волной интернационализации архитектуры, сметающей национальные границы и уравнивающие облик нового Пекина с Чикаго или Штутгартом». Как вы считаете, время местной архитектуры прошло и мы сейчас наблюдаем международную архитектуру?
М.Н.: Я думаю, что время так называемого международного стиля или международной архитектуры уже позади. Сейчас мы живем в эпоху тенденций микса глобальной и местной архитектуры: в современной архитектуре присутствует послание глобализма, а также черты национальных традиций и культуры.
ЛИТЕР-Неделя: Ваш проект был признан лучшим из числа проектов строительства киноконцертного зала в новом административном центре столицы. Что, по-вашему, стало решающим фактором конкурсной комиссии?
М.Н.: Я думаю, наш проект был выбран потому, что проект здания явил собой символ Республики Казахстан на мировой арене, его новой роли в международном сообществе, а также сочетал в себе традиции страны и народа. Также здание отличается весьма интересными техническими характеристиками. Так, по площади аудитории это здание является на сегодня самым крупным в мире, с холлом на 3500 мест и открытым фойе общей площадью 4 тысячи квадратных метров. Конструкция защищает посетителей от сурового климата, выдерживая температурный режим от –40 градусов по Цельсию зимой и до +40 градусов – в летнее время.
ЛИТЕР-Неделя: Какие впечатления у вас остались от работы в Казахстане?
М.Н.: Работа в Казахстане явилась своего рода вызовом для меня. Мы были первыми из международных архитекторов, которые выиграли право на разработку и реализацию проекта. Все было ново и для нас, и для клиента. Мы несколько раз встречались с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Мы много времени потратили на анализ и обсуждение проекта. Для нас было понятно, что этот проект находился под пристальным вниманием самого Главы государства. И он ждал от нас волшебного здания. Он постоянно напоминал нам, шутя, что строящееся здание находится прямо напротив резиденции президента Акорды, и поэтому стройка и сами архитекторы находились под его постоянным контролем. Важность персоны Нурсултана Назарбаева очень влияла на нашу работу, в особенности на дизайн проекта. Он постоянно требовал от нас все новых и новых решений в дизайне. И благодаря его дальновидности мы получили такой великолепный финальный продукт.
ЛИТЕР-Неделя: С чего вы начинаете проект? Каков ваш шаг номер один?
М.Н.: Как говорил французский философ Жан-Поль Сартр, «сознание проявляет себя как желание». Процесс работы над проектом – это попытка создать то, чего еще не существует в природе. Люди всегда стремятся к новизне, хотят того, чего еще нет. Проект является воплощением образа, способного восполнить существующий вакуум.
ЛИТЕР-Неделя: Что вдохновило вас на выбор именно такого образа для проекта?
М.Н.: После посещения Астаны, пролетая над бескрайними степями Казахстана, его солеными озерами, пустынной землей, мы заметили нехватку некоего «цветка», который бы раскрывался в центре города, этот недостаток мы и решили восполнить в своем новом проекте.
ЛИТЕР-Неделя: Когда вы понимаете, что проект завершен? Какие чувства вы испытываете?
М.Н.: Проект является постоянным процессом познания и созидания. Поэтому у него может и не быть финального конца, работа над проектом может продолжаться очень долго, как со стороны работы над идеей, так и работы с ее наполнением. Цель любого проекта – это предвидеть возможное будущее. В практическом плане: на определенной стадии архитектор понимает, что проект завершен, что пора остановиться. Но это не означает, что готовое здание само по себе является завершенным продуктом, оно просто дополняет настоящее через свой образ и дает пищу для размышлений о будущем, еще только грядущем.
ЛИТЕР-Неделя: Казахстан недавно отметил 20-летие независимости. Что вы можете пожелать казахстанскому народу?
М.Н.: Казахстан является молодой, но в то же время очень сильной и гордой страной с уникальными национальными традициями. Я желаю казахстанскому народу и вашей прекрасной стране стать заметными фигурами на современной мировой арене. Строительство Астаны – дело всей нации. Столица создается не на одну эпоху и не для одной нации или группы людей, а для всех времен и народов. Она служит развитию культуры. В строительство главного города Казахстана вложены гордость и благосостояние народа. Он является гордостью человеческого рода, без различий рас, веры и национального происхождения.
Человечество создало великую Архитектуру, великое Искусство и изначальную светлую жизнь, которые не трогает время, как будто они преисполнены вечным дыханием весны, любви и никогда не стареющей душой.
Беседовал член Союза журналистов РК, почетный академик Международной академии архитектуры стран Востока (МААСВ), профессор Международной академии архитектуры (Москва, МААМ), асс. проф. ФА КазГАСАМанат БЕЙСЕМБАЙ
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.238 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |