В своем послании «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что новый этап казахстанского пути – это укрепление экономики и повышение благосостояния народа. А для того, чтобы наша экономика была готова к новым мировым вызовам, она не только должна диверсифицироваться и устойчиво развиваться, но и быть обеспечена квалифицированными кадрами нового формата. Поэтому не случайно Глава государства назвал качественный рост человеческого капитала одним из важных приоритетов развития страны в ближайшее время. |
Следует отметить, что за прошедшие 20 лет независимости президент постоянно уделял большое внимание образованию и науке. Даже в трудные 90-е годы по инициативе Лидера Нации в нашей стране была реализована президентская программа «Болашак». За все годы независимости объем финансирования казахстанского образования из государственного бюджета увеличился в 200 раз. Согласно официальным данным, если в 1991 году в эту сферу было направлено 33 миллиона долларов США, то в прошлом году этот показатель достиг 6,8 миллиарда долларов.
По данным Программы развития ООН за 2011 год, Казахстан вошел в число стран с высоким уровнем человеческого капитала и занимает 68-е место среди 187 государств. Наша республика первая из стран СНГ перешла на трехуровневую систему подготовки специалистов: бакалавр – магистратура – докторантура PhD, что дало возможность получения образования, соответствующего мировым стандартам, и способствовало повышению его качества.
Не будет преувеличением сказать, что принятая в прошлом году «Государственная программа по развитию образования до 2020 года» открывает широкие перспективы по преобразованию системы образования в нашей стране в соответствии с современными требованиями.
Под руководством министра образования Бахытжана Жумагулова разработан и успешно осуществляется план мероприятий по реализации этой программы, впервые определены новые пути развития системы образования. Все нововведения направлены на осуществление следующих приоритетов: новое качество образования; новый статус педагога; новый метод обучения. Эти приоритеты являются жизненно важными для всех казахстанцев.
Традиционно проблемы качественного образования касаются средней школы и вузов. К сожалению, проблемы качества образования в профессионально-технических школах и колледжах часто остаются вне поля зрения. Не секрет, что уровень образования в этой сфере оставляет желать лучшего.
До этого года выпускники колледжей поступали в университеты на основании устного собеседования по профессиональным дисциплинам без сдачи экзаменов. В итоге из-за низкого качества базовых знаний студенты с первых дней учебы показывали слабые результаты успеваемости. К примеру, в 2009 году мы приняли на экономические специальности 153 выпускника колледжа. В 2012 году этот набор завершает обучение. Из принятых 153 студентов лишь 111 студентов, или 73 процента, допущены к государственным экзаменам. За три года по причине неуспеваемости был отчислен 41 студент и один студент оставлен на повторное обучение. То есть одна треть набора (27%) не получила высшего образования.
В целях повышения качества образования ученым советом КазНУ имени Аль-Фараби в 2011 году было принято решение о зачислении в наш университет выпускников колледжей, имеющих средний балл успеваемости 4.0 и выше, т.е. тех, кто окончил колледж на «отлично» и «хорошо». И даже эти студенты по результатам первой зимней сессии имели задолженности, их средняя успеваемость составила всего 68,8 процента.
Сегодня, когда вопрос качества образования поднимается на государственном уровне, мы считаем совершенно оправданными новые правила о приеме выпускников колледжей в вузы по результатам комплексного тестирования, внедряемые МОН РК.
Человек, который действительно стремится получить высшее образование, не должен бояться проверки своих интеллектуальных способностей и знаний. Проведение тестирования при приеме в высшие учебные заведения является методом, широко используемым в общемировой практике. К тому же новые правила предоставляют огромную возможность выпускникам колледжей претендовать на государственный образовательный грант при успешной сдаче комплексного тестирования. По нашему мнению, это проявление неоценимой заботы со стороны государства по отношению к выпускникам колледжа, показавшим высокие результаты.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что комплексное тестирование является способом определения степени освоения выпускниками колледжей стандартов образования и инструментом государственного контроля качества знаний. А для преподавателей колледжей – конкретный показатель оценки их труда. В результате и выпускник, и его педагог получают достойное признание своей деятельности.
Если мы хотим подготовить интеллектуальную элиту Казахстана, мы должны постоянно искать новые пути повышения качества образования, и комплексное тестирование для выпускников колледжей – один из действенных инструментов осуществления данной цели.
Баян ЕРМЕКБАЕВА, декан Высшей школы экономики и бизнеса КазНУ им. Аль-Фараби
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.668 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |