На третьем съезде мировых религий Глава нашего государства задал делегатам вопрос: «В какой стране и в каком городе вы желаете провести четвертый съезд?». Тогда гости ответили: «Конечно же, просим провести его опять в Астане, так как Астана стала международным центром межнационального и межрелигиозного согласия». Мы хорошо осознаем эту большую ответственность, которая возложена на Республику Казахстан, с одной стороны, и на плечи религиозных лидеров – с другой в отношении безопасности в этом мире, который является нашим общим миром. |
Идеальным путем, который можно использовать в этой благородной миссии, является диалог, основанный на взаимном уважении и взаимопонимании на двух уровнях: религиозном и цивилизационном. Точнее сказать, миссия религиозных лидеров – в восстановлении баланса и установлении основ мира во всем мире. Религия, какая бы она ни была, это призыв к миру и любви между всеми народами. Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Взаимоуважение, взаимопонимание, уважение к святыням других людей – важные условия для распространения принципов мира, братства, любви, толерантности между людьми».
Ислам уделяет большое внимание наставлению и воспитанию молодежи. Сегодняшняя молодежь очень нуждается в ориентире праведности, который сумеет возродить утраченную красоту души, манер и поведения. Есть такое высказывание: «Главная задача верующего – искать знания». В Священном Коране в 719 местах Всевышний Аллах сказал о пополнении знания.
Здесь хотел бы вспомнить слова нашего президента: «Главный капитал молодежи и страны – качественное образование».
Рассуждая над этим качеством в контексте воспитания молодежи в исламе, мы видим, что знание нежизнеспособно, если оно противоречит положениям, принципам и правилам религии. И поэтому систему обучения и теорию воспитания, выдвигаемые на Востоке и Западе, следует рассматривать не как новейшие идеи, выработанные только человеком, а как плоды человеческого опыта и восприятия, которые могут быть как верными, так и ложными. Мы считаем их лишь материалом, который можно использовать и в то же время игнорировать ту его часть, что приводит к извращениям и богохульству. Извращенная часть любой философии или система очищается, облагораживается и насыщается верой в Бога и глубоким созерцанием окружающей нас Вселенной. В этом смысле наука и занятия могут быть превращены в эффективное средство обучения и образования, так же, как на пути к вере и знанию.
Если люди, в частности, родители и учителя желают счастья себе и своим детям, то тогда необходимо поддерживать это религиозное равновесие, особенно в делах, касающихся веры нашей молодежи, их ориентации, личности и будущей жизни.
Молодые люди – это будущее страны. Поэтому внимание и воспитание подрастающего поколения – один из наиболее главных вопросов, который стоит перед духовными лидерами вместе с руководством страны. В любом обществе на первом месте должны стоять истинные ценности. Чтобы молодежь помнила и ценила многовековые традиции и обычаи, уважала и любила своих близких, родных и соотечественников. В Казахстане издревле сложилась атмосфера межнационального, межрелигиозного согласия, мира и взаимоуважения. Это великий дар Аллаха нашему казахстанскому народу и наследие наших предков. Мы знаем, что необходимо беречь и приумножать этот бесценный дар.
В течение последних лет мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья наших сограждан, особенно детей. Это нарушение нравственных норм в рекламе, СМИ, массовой культуре, особенно на телевидении. «Гедонистический проект», включающий широкое предложение игр, наркотиков, алкоголя, это изменение ценностных установок в школьных программах – отношения к родине, семье, традициям, к труду и т.п.
Сегодняшняя молодежь – другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения. Но она ни в коем случае не должна забывать о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности, очень много, начиная с того, какие у него родители и в какой среде он живет. Человек учится всю жизнь, получая что-то каждый день, но фундамент в формирование его личности закладывается в детстве. Маленький ребенок чист по природе, он только начинает познавать этот мир и очень важно именно в этот период его жизни, чтобы родители, а потом учителя в образовательных учреждениях, в которых он будет находиться, начиная с яслей, привили ему духовно-нравственные, моральные ценности, понятия добра и зла. И они все ответственны за своих подопечных. Если они этого не сделают, то улица сделает это вместо них. Там молодые люди и получат воспитание, где совсем другие законы, ценности и взгляды на жизнь. Или же телевидение, Интернет и компьютерные игры выступают в роли воспитателей, результатом этого дурного влияния становится формирование в психике молодого человека понятия вседозволенности.
Полностью оградить молодежь от этого негативного влияния вряд ли возможно, в наше время один из выходов из этой опасной ситуации – объяснять им, что из всего того, что они встретят на своем жизненном пути, может им навредить. Чтобы они поняли, что это плохо и поэтому этого надо остерегаться. И они уже будут готовы к ситуации, когда им кто-то предложит покурить или выпить спиртное, и уже смогут сказать «нет» и не последуют плохому примеру.
Раз невозможно изолировать молодых от всего плохого, то надо выработать у них что-то подобное иммунитету, который поможет им противостоять тому негативному натиску. А выработать такой иммунитет может воспитание на основе религиозных, духовно-нравственных и моральных понятий. Только такие высокие ценности могут быть сдерживающим фактором в современном мире.
Страх перед законом или боязнь общественного мнения тоже может удержать молодого человека от совершения преступления, но они ненадежны как сдерживающий фактор. В первом случае, когда человек почувствует безнаказанность, он может переступить черту, чувство того, что его никто не видит и никто не узнает о его поступке, может побудить его на преступление. Но тот, кто воспитан на религиозных и духовно-нравственных ценностях, где бы он ни был, в какой бы ситуации он ни находился, всегда знает, что Всевышний его видит и что, если даже он избежит правосудия в этом мире, ему не уйти от наказания на том свете. Религиозное воспитание формирует в человеке понятия чести, достоинства, совести, любви к родине и т. д. Религия учит веротерпимости и лояльному отношению к инакомыслию, что очень важно в многоконфессиональной и многонациональной стране. Отсутствие такого воспитания приводит к таким явлениям, как преступность, экстремизм, нетерпение, межконфессиональная и межнациональная рознь и конфликты. И не секрет, что есть силы, заинтересованные в этом, которые стараются сделать все, чтобы обстановка в стране была нестабильной.
Вместе с тем отсутствие истинных религиозных знаний и невежество в вопросах религии приводят к экстремизму. Все, кто попадает в ряды преступников и экстремистов, попадают туда из-за отсутствия должного воспитания и истинных религиозных знаний, поэтому они и становятся легкой добычей для преступного мира. И с этим надо бороться через просвещение. Только лишь силовой метод борьбы не приводит к эффективному решению этой проблемы, нужно вести и идеологическую борьбу против этого явления, просвещать нашу молодежь, дать им истинные религиозные знания. Использование религиозных ценностей в нравственном воспитании, а также нахождение путей взаимодействия религии и школы в современных условиях дает наилучший эффект. Общественность и все конфессии должны объединить свои усилия в деле правильного воспитания нашей молодежи.
В рамках этой программы не помешало бы вводить в школах и других учебных заведениях предметы, обучающие основам религии, истории мировых религий, уроки нравственности и подобные дисциплины.
ДУМК держит курс на активное участие в общественной жизни нашей страны, поддержку социальных программ, выдвигаемых властями и направленных на развитие нравственности, культуры и образования, возрождение духовных традиций, укрепляющих веру, патриотические чувства, любовь и братство в нашем обществе.
Религия и мирская жизнь неразрывно взаимосвязаны. Ислам активно участвует не только в воспитании и наставлении мусульманской молодежи, но и в более широком социальном служении сообществу страны в целом. Пророк Мухаммад сказал: «Любовь к Родине – часть веры».
Наши имамы, преподаватели и наставники проделали за последние годы большую работу по продвижению в мусульманском сообществе страны идей необходимости любви и служения Родине, верности и преданности ее историческим, духовным и культурным идеалам, защиты ее целостности и укрепления ее политических и правовых основ. Целью нашей деятельности является объединение усилий мусульманских духовных и общественных организаций в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости в вопросах свободы совести и вероисповедания.
Работа с молодежью ведется повсеместно. При каждой мечети проводятся курсы обучения, на которых молодежь получает базовые знания по религии, узнает об основных обрядах и традициях ислама. На курсах молодежи непосредственным образом прививается патриотизм, идет духовно-нравственное воспитание на основе мусульманской нравственности, в духе веротерпимости и взаимоуважения ко всем людям. Обучение на курсах, просвещение служит основным средством привлечения молодежи к остальным вышеупомянутым видам активной деятельности.
Наши первоочередные задачи сегодня – это консолидация духовных структур казахстанских мусульман; противодействие распространению экстремистских идей; деполитизация религии, противодействие распространению исламофобии; модернизация духовных структур казахстанских мусульман.
В дальнейшей нашей деятельности на почве духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи мы считаем наиболее приоритетными следующие направления:
– организация широкого и всестороннего религиозного образования и просвещения мусульманской молодежи в духе умеренности в исламе, любви к своей Родине, всего человечества во всем мире, истории и культуре;
– принятие мер по предотвращению распространения радикальных и экстремистских течений среди молодежи, включая разработку и реализацию программ по воспитанию молодежи в духе взаимоуважения и умеренности.
Жизненно необходимо расширение форм сотрудничества государственных организаций с ДУМК в сфере воспитания молодежи.
Священным Кораном повелевается почитание и уважение ко всему человечеству. Нравственные постулаты Священного Корана свидетельствуют о его исключительно миролюбивой сущности, направленной на упрочение безопасности международного сообщества. Эти гуманистические нормы ислама свидетельствуют о созидательной многовекторной политике нашего государства, проводимой президентом Н. Назарбаевым, которая направлена на дальнейшее укрепление международной безопасности.
Председатель духовного управления мусульман Казахстана и совета муфтиев Средней Азии, Вepховный муфтий шейх Абсаттар хаджи Дербисали
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.028 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |