Председатель Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) Габидулла Абдрахимов объяснил пользователям своего блога, какая разница между АЗК и АРЕМ, сообщает Zakon.kz. «Обратил внимание, что многие граждане, даже те из них, кто работают на государственной службе, часто не понимают разницы между Агентством РК по защите конкуренции (АЗК) и Агентством РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Надеюсь, что эта запись позволит внести определенную ясность в данном вопросе. Довольно часто в некоторых СМИ и АЗК и АРЕМ называют антимонопольщиками. Иной раз, читаешь очередную статью в газете об «антимонопольном ведомстве» и только из описываемого содержания начинаешь понимать, о каком именно из двух государственных органов идет речь. Дабы избежать дальнейших противоречий, сразу скажу, что законодательно, именно Агентство по защите конкуренции выполняет роль антимонопольного органа. Это, кстати, закреплено и в официальном названии ведомства, которое пишется следующим образом: «Агентство РК по защите конкуренции (Антимонопольное Агентство)». Вероятно, АЗК и АРЕМ путают друг с другом в связи с тем, что в названиях обоих государственных органов имеются производные от слова «монополия». Пожалуй, это единственное, что есть общего между двумя ведомствами», - говорит он. |
Далее глава ведомства дал разъяснение чем занимается каждое из агентсв.
Для чего необходимо АЗК и чем оно занимается?
«Каждый из нас является участником рыночных отношений. На рынке всегда присутствует какое-то количество продавцов и покупателей. Развитый рынок характеризуется большим количеством продавцов, соперничающих между собой за покупателя. Конкуренция заставляет продавцов постоянно работать над снижением издержек, повышением качества. В результате, доволен потребитель, получающий все более совершенные продукты и продавец, знающий, что если он достаточно хорош, то не останется без заработка.
Но это в идеале. На практике же, не все участники рынка готовы конкурировать честно. Некоторые продавцы заранее договариваются и устанавливают выгодную себе цену во всех пунктах продажи. Другие обманывают покупателей, вводят их в заблуждение, например, выдавая китайский товар за итальянский. Третьи, выпускают товар под маркой конкурента без его на то согласия. Чтобы защитить конкуренцию во многих странах мира принимаются специальные законы, которые часто называют антимонопольными. Казахстан в этом плане не исключение. Закон РК «О конкуренции» описывает все, что может нанести ущерб честному соперничеству между участниками рынка (более подробно о том, что является нарушением антимонопольного законодательства можно ознакомиться здесь.
АЗК является уполномоченным органом в сфере защиты конкуренции, прав потребителей и ограничения монополистической деятельности. Агентство наделено функциями и полномочиями защищать конкуренцию, выявлять нарушения антимонопольного законодательства и добиваться соответствующего наказания для нарушителей. Для этого в структуре АЗК функционируют территориальные инспекции, работающие во всех регионах страны.
Конечно же, никаких ресурсов не хватит для того, чтобы следить за всеми участниками рынка, контролировать каждого продавца. Как правило, решение о проведении расследования в отношении того или иного предприятия принимается на основе заявлений граждан и юридических лиц, материалов в СМИ, а также по результатам анализа товарных рынков, регулярно проводимых сотрудниками Агентства.
Кроме всего вышеперечисленного, АЗК осуществляет постоянный мониторинг экономической концентрации субъектов товарных рынков. Ни один крупный участник рынка не может слиться с другим без соответствующего на то разрешения Агентства. В случае, если объединение тех или иных предприятий может нанести урон конкуренции, спровоцировать создание олигополии или монополии, то АЗК вносится запрет на их слияние.
Как уже отмечалось выше, помимо функций защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, АЗК также координирует вопросы защиты прав потребителей. Вы, уважаемый читатель, вероятно, сразу же зададитесь вопросом, каким образом защищаются мои права и что конкретно делает Агентство в этом направлении. Поэтому сразу оговорюсь, что АЗК - это не надзорный орган, а координирующий. При всем желании, сотрудников Агентства не хватит на каждый магазин, парикмахерскую и другие учреждения, где все мы граждане так или иначе можем столкнуться с нарушением наших законных прав. Тем не менее, в силу своих возможностей, АЗК старается добиться защиты прав потребителей, выразить их интересы. Мы работаем с законодательством, требуем от государственных органов уделять повышенное внимание правам потребителей, выносим на обсуждение отдельные проблемы, как это было, например, в случае с бахилами в медицинских учреждениях.
Основную ставку в вопросах защиты прав потребителей Агентство делает на НПО. Сегодня в стране работают специальные общественные объединения, которые часто готовы оказать как консультативную, так и юридическую помощь гражданам в вопросах защиты прав потребителей. Тем не менее, я убежден, что ощутимый прогресс в деле защиты прав потребителей можно обеспечить только при участии самих граждан. Наши права будут нарушаться до тех пор, пока мы, потребители, не станем требовать их соблюдения. Для этого нам необходимо, во-первых, знать свои права, а во-вторых, не оставаться равнодушными к их нарушению от кого-бы то ни было. Если вы пришли в магазин и увидели на прилавке просроченное молоко, не проходите мимо, требуйте наказания владельцев и продавцов, подавайте в суд, обращайтесь в правозащитные организации, пишите жалобы в соответствующие инстанции, но только не оставайтесь равнодушными. Оставив нарушение без внимания вы, в определенной степени, даете продавцу понять, что просроченное молоко - это нормально и ничего в этом нет предосудительного.
Пару месяцев назад, я объявил неофициальный конкурс роликов на тему защиты конкуренции и прав потребителей. Победили работы, которые, считаю, наиболее полно и доступно разъясняют, чем занимается Агентство по защите конкуренции.
Для чего необходимо АРЕМ и чем оно занимается?
Я не буду говорить о всей деятельности АРЕМ, поскольку об этом лучше сможет рассказать мой коллега Председатель АРЕМ Мурат Оспанов. Лишь отмечу функции, которые связаны с монополистической деятельностью.
Зачастую, в силу неразвитости отдельных рынков, там объективно возникают крупные игроки, способные оказывать существенное влияние на рынок в целом. Регулярный анализ товарных рынков позволяет АЗК выявлять такие компании и включать их в специальный Государственный Реестр субъектов рынка занимающих доминирующее или монопольное положение (здесь можно изучить список этих компаний).
После включения в данный Реестр, компании, оказывающие услуги в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, газа, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи обязаны согласовывать любые изменения своих цен со специальным государственным регулирующим органом, который и называется АРЕМ.
В отличии от АЗК, АРЕМ работает с четко очерченным перечнем организаций. Задача Агентства по регулированию естественных монополий - не допустить необоснованного повышения тарифов компаний, подпадающих под юрисдикцию данного регулирующего органа. Перед любым изменением тарифов, цен на свои товары и услуги, компании, находящиеся в реестре, должны получить соответствующее разрешение в АРЕМ.
Надеюсь, что данный пост помог внести определенную ясность в вопросы, связанные с деятельностью АЗК. В случае, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться на мой блог или изучить информацию, расположенную на веб-сайте Агентства», - подытожил он.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.211 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |