Речь о запрете так называемого крестьянского забоя скота и развитии сети пунктов и площадок забоя промышленного. Правительственные умы и парламентарии объясняли появление соответствующей строки в законе «О пищевой безопасности в РК», принятом в июне 2007 года, исключительно заботой о здоровье граждан и грядущим вступлением в ВТО. Потом ее продублировали в новом законе «О ветеринарии». С 1 января 2010 года законы вступили в силу. Уже через месяц выяснилось, что благодаря убойным пунктам цена килограмма мяса подорожала на 180 – 200 тенге. |
В Костанае забастовали 60 торговцев в мясных рядах Центрального рынка – они остались без зарплаты. Зато начальник ветеринарной инспекции областного центра Иманбаев в это время рапортовал: его сотрудники ежедневно изымают из продажи и утилизируют до 100 кг мяса, не прошедшего через убойные пункты. Аналогичные забастовки и рейды прошли в других городах страны. И правительственные умы признали поспешность непродуманных решений: промышленный забой отсрочили на полгода.
Два года назад в Костанайской области были сертифицированы 26 пунктов и 4 площадки. Сегодня соответственно – 28 и 59. Вместо 265 по программе двухлетней давности. Но и имеющиеся, по словам их владельцев, удается загрузить только на 20 – 30 процентов. В большинстве своем они нерентабельны. Чиновничьи страсти давно остыли, и основной поток мяса, как и прежде, идет с крестьянских подворий через перекупщиков. Зато цены! Два года назад килограмм мяса в убойном весе закупался в среднем по 520 тенге. Сегодня – 950. Соответственно выросла цена в рознице: килограмм говядины до 1,5 тысячи тенге, баранины и конины – еще больше.
На днях аким области Нуралы Садуакасов побывал в Сарыкольском районе на убойном пункте ТОО «Мясной двор «Досалия». Предприниматель Игорь Янковой проблем не скрывал: за полгода работы пункт так и не смог организовать закуп скота – крестьянам невыгодно продавать скот живым весом. Они не могут взять в сельских акиматах справки о собственности на скот, который необходимо вначале зарегистрировать. А регистрировать не хотят, ибо теперь у нас даже за навоз надо платить. Проще и выгоднее забить скотинку в собственном дворе и мясо продать перекупщику. Кстати, на большой Сарыкольский район пункт только один, многие села находятся от него на расстоянии до 100 км. А вот в соседнем Узункольском районе вообще нет ни пункта, ни площадки. И крестьяне шапки ломают перед перекупщиком, отдавая ему бесплатно шкуры, головы, субпродукты – таковы правила игры.
Есть и другая сторона медали. В Карасуском районе уже 2 месяца убойный пункт не работает. Его хозяин Касым Абдуллаев поясняет: бизнес стал убыточным. Раньше он мог очень выгодно продать мясо оптом покупателям из Атырау и Актау. Сегодня тот регион завален дешевой говядиной из Беларуси, и покупатели уже не приезжают.
Недавно председатель комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Ныгмет Жакипбаев выдал информацию: в Казахстане за 2 года построено 207 убойных пунктов и 1313 площадок. Стоимость одного пункта – 14,5 млн тенге, окупаемость – 8 лет. По расчетам правительственных умов. Насколько они загружены и будут ли вообще работать – вопрос риторический. Но строительство будет продолжено. Только в Костанайской области планируется до конца 2013 года построить еще 22 пункта. Государственные денежки у нас считать не принято.
Владимир КАТКОВ, Костанайская область
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.288 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |