Строительство железной дороги от Шымкента до Ташкента началось весной 1931 года. К этому времени насильственная коллективизация дала свои плоды. Кочевников-скотоводов загоняли в колхозы, веками сложившаяся система животноводства была разрушена. При этом города и армия требовали все больше продовольствия, которое попросту отбирали у крестьян. |
Захардин КЫСТАУБАЕВ, ПИСАТЕЛЬ:
- В доме или в юрте люди копали погреб, прятали туда мешок зерна, а сверху укладывали немощного старика. Солдаты при обыске его не трогали. Только так можно было спасти хоть немного еды. И это здесь, на юге, где выращивали пшеницу. А в Сузакском районе, в Бетпак-дале, где занимались скотоводством, люди вообще остались без пищи – весь скот отняли. И все они шли сюда, к железной дороге, надеялись прокормиться.
Стройка началась с коммунистическим размахом – в один день и час сразу на 16 участках.
Татьяна НАПОЛЬСКАЯ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Километры вот таких земляных рвов тянутся в направлении Шымкент – Ташкент. Их копали вручную: мотыгами, лопатами. Работа была очень тяжелая, но народ стремился сюда, потому что здесь кормили. От голодной смерти спаслись тысячи людей.
Историю этой стройки изучает Момбек Адакимулы. Историк говорит, что попасть на работу было очень трудно. В надежде выжить люди шли со всего Сырдарьинского округа и даже из Приаралья. В работе были задействованы 17 тысяч 400 человек. А желающих было в несколько раз больше. Очевидцев тех страшных лет почти не осталось. Но в семьях до сих пор живы их рассказы.
Момбек АДАКИМУЛЫ, ИСТОРИК:
- Вот эти места, где сейчас аул стоит, были усыпаны человеческими телами. Это не легенды, это люди еще помнят, это история наша. По данным переписи 1927 года в Сырдарьинском округе – это Жамбылская и Южно-Казахстанская области – было почти 7 миллионов голов скота. А в 34 году осталось 1 миллион 200 тысяч голов. Причины и последствия того страшного голода мы еще до конца не исследовали.
Сейчас трудно восстановить точные данные – архивы почти не сохранились. Но известно, что в 1928 году население Сырдарьинского уезда составляло около миллиона человек. К 34 году эта цифра сократилась более чем вдвое – до 400 тысяч человек. Железную дорогу на Ташкент так и не построили – через полтора года работы по неизвестной причине прекратились. Для одних она стала дорогой жизни, для других – могилой. Этот мемориал поможет сохранить в наших сердцах память об их нелегкой судьбе.
Агентство «Хабар» Время загрузки страницы 0.229 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |