В рамках выступления на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана президент Назарбаев в числе предложений по улучшению межэтнического климата, выдвинул идею создания школьного и вузовского курса «Основы толерантности». Ряд представителей студенческой общественности уже поддержали главу государства, реакция же экспертов не столь однозначна. Не подвергая сомнению нужность укрепления межнациональных отношений и дружбы народов, аналитики спорят о методах внедрения программы, и целесообразности затраты бюджетных средств. Казахстанская сфера образования – «черная дыра», в которой уже сгинули крайне своевременные замыслы и многомиллионные вливания. - Министерству образования и науки надо подготовить концептуальные предложения по развитию этно- и поликультурного образования с учетом специфики казахстанского общества. Надо разработать и внедрить в школах и вузах факультативный курс «Основы толерантности», - так передали слова президента информагентства. Судя по речи президента на сессии Ассамблеи народа, новшество укладывается в контекст других предложений Нурсултана Абишевича, таких как создание экспертного клуба журналистов, освещающий вопросы межэтнических отношений и государственного агентства по делам религий. - Необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществе через систему образования, воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышения правовой культуры всех казахстанцев, - отметил президент. |
- Сама по себе тема крайне актуальна. Разъяснять основные положения толерантности, межэтнического согласия абсолютно необходимо, и именно начиная с азов – школ, быть может, и детских садов. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с тем, что вполне взрослые, образованные люди, даже специалисты не владеют элементарными, «азбучными» знаниями в этой сфере, самим понятийным полем, - считает эксперт казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Нуртай Мустафаев.
Аналитик видит внешние проявления проблемы не только в конфликтах на национальной почве, но и в том, что на различных «круглых столах» в экспертной среде постоянно возникают расхождения в понимании и трактовке терминологии. Например, до сих пор нет единства мнений относительно терминов «нация», «этническая группа», «толерантность» и т.д. Кроме того, необходимость в отдельном курсе довольно спорная, коль скоро аналогичные уже существуют в программах, а ученики и студенты перегружены занятиями.
- Возможно, следует вводить курс «Основы толерантности» не отдельно, но в рамках истории Казахстана и мировой истории, как составляющую, неотъемлемую часть этих предметов. Сегодня в вузах и школах история зачастую подается без привязки к основным политическим терминам, без понимания которых невозможно выстроить ни одну сложную концепцию государственного уровня. Мы сталкиваемся с необходимостью разъяснения простейшего – того что, скажем, первые в современном понятии нации появились в 17-18 веках, в результате Французской революции и войны США за независимость. Германская и итальянские нации сформировались вообще на пороге 20 века – это длительный, сложнейший процесс. Многие страны еще только подходят к формированию единой нации, процесс идет даже в Европе, не говоря уж о странах Азии и Африки. У нас же многие не понимают, что, в сущности, нация – это молодое динамичное явление, и процесс его формирования в нашей стране по-настоящему запущен всего лишь 20 лет назад, - полагает Нуртай Мустафаев.
Аналитик убежден, что детям и подросткам необходимо объяснять сложные понятия на простых примерах: деятельности Бисмарка, итальянской борьбы за независимость, и делать это прямо на уроках истории, для лучшей подачи материала. У молодежи должно сложиться понимание, что казахстанская нация рождается непосредственно на наших глазах, и все мы принимаем в этом участие.
- Толерантность не возникнет оттого, что мы будем о ней долдонить. Согласие в обществе вытекает из уверенности, что все граждане равны перед законом и равно перед ним ответственны. Там, где государство проводит умную, последовательную политику в этом направлении, добиваются значительных успехов. А начать необходимо с объяснений школьникам, что межэтническое взаимодействие крайне деликатная тема, где часто вместо логики работают эмоции, а они взрывоопасны.
Основные проблемы начнутся при конкретном воплощении идеи президента, и, по мнению г-на Мустафаева, самое прекрасное дело могут загубить топорным подходом. О проблемах и скандалах, связанных с казахстанскими учебниками не говорил только ленивый, а безграмотно подготовленный материал будущего курса может навсегда обесценить для учащихся пропагандируемые идеи.
- Как всегда, все решают кадры. Если будет издаваться учебник «Основы толерантности», то писать его должны самые высококлассные специалисты, возможно, целый коллектив авторов. Считаю, что авторы такого учебника должны владеть образным ярким языком, подлинно талантливым воображением. Идеально подошел бы Олжас Сулейменов или писатель его уровня. Многие учебники сухие и скучные, здесь требуется не превратить курс в проходную дисциплину, но обеспечить творческий подход, - уверен эксперт.
Аналитик общественного фонда «Гражданское общество» Виктор Ковтуновский сильно сомневается, что школьные уроки, новые предметы и курсы способны всерьез изменить общество, воспитать в нем толерантность.
- Безусловно, любое общество нуждается в межэтнической толерантности – это часть основных моральных ценностей цивилизованного человечества. Но уроками, вообще какими-либо директивными мерами это понятие не прививается. За последние 15-20 лет отечественная система образования, как высшего, так и среднего, катастрофически деградировала. Уровень знаний выпускников неуклонно понижается, вузы вместо специалистов выпускают «людей с дипломами». Какие там сложные понятия, вроде толерантности, когда мы не можем выстроить преподавание в школах литературы и математики?
Первой задачей, с которой столкнутся реализаторы курса в жизнь, станет создание учебного пособия, но за его качество сегодня никто не поручится. Основной причиной неудовлетворительного уровня учебников эксперт считает коррупцию и безответственность их авторов и чиновников сферы образования. Новую волну критики в адрес создателей школьной литературы Виктор Ковтуновский связывает со стремлением группы авторов и чиновников «отобрать» бюджетные средства у тех, кто распоряжается ими сейчас, и освоить «своей компанией». Но и следующие попытки, скорее всего, принесут тот же плачевный результат. Реформирование государственной системы, возврат к демократическим ценностям, контроль общества над всеми политическими процессами – вот настоящая гарантия толерантности, считает аналитик. Без этих составляющих программа изучения курса будет обречена на провал:
- На этих уроках толерантности ничего, кроме каких-то программных, пропагандистских выступлений изучаться не будет. Чиновники от образования не способны понять, что такое проблема толерантности, они будут вводить очередной популизм, считая при этом, что выполнили поручение президента, - уверен Виктор Ковтуновский.
- Не нужно искусственно подчеркивать, как само понятие межэтнической толерантности, так и межнациональные проблемы, это не всегда этично, и часто приводит к обратному результату. Государство обязано пресекать любые попытки покушения на честь и достоинство граждан любой национальности, воспитывать культуру поведения. Зачастую коррупционные конфликты, когда некто, пользуясь административными и финансовыми ресурсами, обходит закон, тем самым вызывая раздражение сограждан, легко переводятся в межнациональную плоскость. Толерантность, по моему мнению, это комплекс законов, делающих невозможным ущемление конституционных прав и свобод, - считает президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров.
По словам эксперта, Казахстан должен равняться на модель США, где национальные проблемы не переходят в плоскость противостояния этносов, но государство неуклонно защищает права каждого гражданина. Следует учесть и опасность перегибания палки, когда излишне активная борьба, например, с апартеидом, поставила в униженное положение уже белое население. Есенжол Алияров также отметил факт, что в общественной и экспертной среде споры о самих терминах «нация», «этнос», которые станут основополагающими для программ и курсов толерантности, разгораются сильнее с каждым годом.
- Нацпатриоты усмотрели ущемление прав казахов в самом понятии «нация казахстанцы». По мнению ряда деятелей, термин «нация» подходит в нашей стране только казахам, Казахстан и есть страна казахов, и желательно обсудить возвращение к наименованию Казахская республика. Вспомните, как много при союзе говорилось о «советских гражданах», официальная пропаганда убеждала нас, что народ ощущает себя единым. На поверку выяснилось, что большинство оказалось верным своим национальностям, и русские согласны быть только русскими, казахи – только казахами, а грузины – грузинами. Потому не следует искусственно подгонять вырабатываемые веками ценности к сегодняшнему моменту, - полагает аналитик.
- Ряд министерств должны принять целый комплекс мер, чтобы выполнить поручение президента, но нельзя считать, что вот мы введем программу, курс, и проблема снимется. Если бы уроками в школах решались такие задачи, на земле уже давно наступил бы мир. Учебников нужного уровня я пока не встречал, к тому же, уже существуют аналогичные пособия и программы, в рамках других курсов. Именно поэтому к обсуждению вопроса следует привлечь как можно более широкие экспертные и общественные слои, чтобы не признать в итоге, что государственные средства выброшены на ветер, - заключил Есенжол Алияров.
Елена ТИХОМИРОВА
Интернет-издание SPIK.KZ Время загрузки страницы 0.236 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |