Он способен за считанные дни спасти жизнь человеку, восстановить полностью изуродованную ожогами кожу, подарить вторую молодость и стереть с тела даже самые застарелые шрамы. Российские ученые презентовали в Казахстане свое изобретение, которое способно не только восстановить самые серьезные повреждения кожи, но и при необходимости заново вырастить кожный покров. Первыми с уникальной разработкой ученых Оренбургского госуниверситета познакомились ведущие казахстанские хирурги и дерматологи, которые уже скоро начнут применять биокожу в своей практике, спасая жизни казахстанцев. |
Познакомить с уникальным медицинским достижением приехал его создатель – оренбургский ученый Рамиль Рахматуллин. В Казахстане Рахматуллин в последний раз был в 90-х, ученый признался: за эти годы страна сильно изменилась. «Спустя много лет, вновь приехав в вашу страну, я был приятно удивлен. Должен признаться, я с удовольствием готов сотрудничать с казахстанскими медиками и с радостью буду приезжать сюда снова и снова. Казахстан очень прогрессивная страна, в этом я уже убедился на личном опыте», – отметил ученый. Как рассказал создатель биокожи, многие не только постсоветские государства, но и ряд европейских стран проявляли интерес к новому лекарственному препарату. Однако именно Казахстан стал первой страной, куда оренбургские ученые приехали не просто презентовать продукт, но и начать активное сотрудничество с медиками.
Родом из пепла
Так уж повелось, что многие выдающиеся открытия сделаны случайно. Взять, к примеру, открытие первого антибиотика – пенициллина в 1928 году. Человечество получило спасительное лекарство благодаря обычной неряшливости. В отличие от своих аккуратных коллег шотландский бактериолог Александр Флеминг не выбрасывал использованные чашки с бактериями по 2–3 недели и принимался за уборку только тогда, когда на лабораторном столе их уже некуда было ставить. Однажды одна из чашек покрылась сине-зеленой плесенью. К удивлению исследователя, эта самая грязь убила все находящиеся в чашке стафилококки. Так был открыт первый антибиотик – пенициллин.
Открытие Рамиля Фанилевича также произошло, когда уже и сам ученый потерял всякую на то надежду.
– Разработки нового препарата начались еще в 1999 году, – вспоминает ученый. – Перед нами была поставлена задача на основе гиалуроновой кислоты создать материал не хуже, а может, и лучше западного. С того самого года и по 2003 год вся работа, все попытки терпели неудачи. Меня уже собирались увольнять. Однажды после очередной неудачи в расстроенных чувствах я, уходя, забыл выключить фотохимический бокс. Это привело к пожару. Когда мне о моей забывчивости рассказал охранник, я был уверен, что на этом моя работа закончилась. Я, конечно, сразу же примчался в лабораторию и в боксе среди пепла обнаружил тот самый материал! От огня пошла химическая реакция, которая привела к удачному результату. Собственно, с того пожара и началась история гиаматрикса, так была названа созданная биокожа.
Испытано на себе
– Биокожа обладает удивительным заживляющим действием, – объяснил ученый. – С ее появлением отпала необходимость в пластырях и бинтах. Достаточно накрыть пораженное место полупрозрачной пластинкой, которая при этом рассасывается, но не становится частью человека. Она просто стимулирует заживление собственной кожи человека.
С виду материал ничем не отличается от настоящей кожи человека. В его основе – гиалуроновая кислота и коллаген. Кстати, гиалуроновая кислота входит в составы многих омолаживающих кремов. Препарат, который создал Рамиль Рахматуллин, тоже вполне успешно применяется в косметологии. Хотя это не единственное и далеко не главное направление, в котором применяется лекарство.
– Основная сфера применения – это ожоги, как я уже говорил, комбустиология называется по-научному, – рассказал Рахматуллин. – Затем это хирургия – это венозно-трофические язвы, диабетические стопы, язвы любого генеза, офтальмомикрохирургия глаза, косметология и пластическая хирургия. Вот это основные направления применения препарата.
К слову, все свои творения ученые сначала испытывают на себе и своих близких, а уже потом, как полагается, на крысах, кроликах… Вот, к примеру, к разработке биокожи Рамиль Фанилевич приступил не только из научного интереса. Он очень хотел помочь своей маме. Был в их практике и такой случай, когда к ним обратилась жительница Казахстана с просьбой помочь ей. У женщины на обоих глазах образовалось бельмо, которое полностью лишило ее зрения. Нигде в мире ей не могли помочь. К оренбургским ученым женщина обратилась со словами: «Помогите мне, я готова на все!». Собственно, это был первый опыт применения гиаматрикса на слизистой. И он оказался успешным. Проведенная операция вернула стопроцентное зрение женщине.
А вот что рассказывал один из пациентов, в лечении которого использовалась биокожа: «Искусственная кожа практически не отличается от обычной. Она прирастает, и все… Не чувствуется, что она присутствует. И главное, все безболезненно».
Сегодня биокожа действительно способна сделать процесс лечения ожоговых больных или больных с язвами безболезненным. Механизм лечения несложен: пластинка биокожи укладывается на рану и закрывает ее от проникновения инфекции (биокожа «прилипает» и впитывает в себя раневой субстрат).
Впоследствии пластина действительно начинает вести себя как «примитивная» кожа – в частности, стимулирует рост клеток и небольших сосудов, – так что замещение пластины кожей самого человека происходит очень быстро. Таким образом, никаких перевязок процесс восстановления покрова не требует – в этом и кроется ключевое отличие российской биокожи от западных аналогов.
Незаметный уход
Появление биокожи самым лучшим способом отразилось на развитии косметологии.
– Сегодня с помощью искусственной кожи стало возможно проведение глубокого пиллинга, лазерных шлифовок, с помощью этого материала мы можем восстанавливать кожу даже с очень глубокими поражениями, – отметила ведущий технолог научно-производственной лаборатории клеточных технологий Оренбургского госуниверситета Ольга Бурлуцкая. – Успешно применяется препарат в лечение нейродермитов, псориаза. Но сразу оговорюсь, в косметологии препарат исправляет дефекты, а не лечит само заболевание.
Ноу-хау российских ученых – настоящее спасение для тех, кто желает избавиться от отпечатка бурной молодости – татуировки. И если раньше «освобождение» тела от рисунков оставляло следы в виде шрамов, то теперь от тату не останется ни малейшего следа. Процесс избавления проходит в два этапа. Первый – это, как и раньше, шлифовка, второй – ликвидация шрама. Делать это специалисты советуют осенью.
К слову, вопрос отрицательных воздействий искусственной кожи на организм человека, таких как возникновение раковых клеток, уже снят. Прошло полных три года применения препарата.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.252 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |