Последние крупные автодорожные аварии в ряде областей Казахстана заставили вновь заговорить о взаимной ответственности участников и организаторов дорожного движения. Немало фактов было озвучено на недавней пресс-конференции, где ответ держали руководители профильных ведомств. Сошлись на том, что безопасность на дороге – комплексный вопрос. Но мы решили обратиться напрямую к председателю Комитета дорожной полиции МВД РК . – Кайрат Сагатханович, год назад в интервью нашей газете вы сказали: каждый водитель должен наконец понять, что это нужно ему самому – пристегнуть ремень безопасности, не говорить по телефону за рулем и, тем более, быть трезвым. Как считаете, удается этого добиться? |
– Во главу угла в нашей работе мы ставим прежде всего дисциплину участников дорожного движения. И на сегодня я считаю, что культуры вождения, взаимного уважения на дороге практически нет. А ведь от этого зависит очень многое. Весь мир сходится на том, что аварии происходят по трем причинам – это поведение водителя, техническое состояние транспорта и качество дорог.
Взять, к примеру, недавнюю трагедию в Карагандинской области, где погибли 11 человек. За 47 километров до места аварии виновник был остановлен сотрудником дорожной полиции за превышение скорости. Но, как сообщают очевидцы, вместо того чтобы принять меры безопасности, он, наоборот, продолжил нарушать Правила дорожного движения. И таких случаев предостаточно.
– Тем не менее положительная тенденция снижения уровня аварийности налицо. Несмотря на то что количество автотранспорта, наверное, самого популярного в Казахстане, растет и сегодня перевалило за три миллиона.
– Снижение мы наблюдаем уже с 2006 года, после исторического заседания Совбеза. Принятые МВД меры позволили за последние два года улучшить все показатели раза в два. Так, в 2007-м было зарегистрировано 16 тысяч ДТП, а за 9 месяцев текущего года – 8 286. Число погибших сократилось с 4 365 до 1 937, раненых – с 19 тысяч до 9 632. Однако количество происшествий, совершаемых по вине водителей (87%), остается высоким, особенно по вине пьяных. Также нарушаются скоростные режимы, правила обгона, что приводит к лобовым столкновениям с тяжкими последствиями.
В текущем году на дорогах республики пресечено около полутора миллионов нарушений, задержаны 47 тысяч лихачей подшофе. Судом лишены права управления более 42 тысяч водителей, подвергнуты административному аресту почти 7,5 тысячи человек.
– Особое беспокойство сегодня вызывают участившиеся ДТП по вине водителей автобусов. Рост составил 13%. И гибнет в них в два раза больше: 74 человека только в нынешнем году.
– Пассажирские перевозки действительно головная боль нескольких министерств. Более 60% – это нерегулярные рейсы. Насчитывается порядка полусотни стихийных стоянок, в основном на юге страны, и интенсивность там высокая: 300 автобусов перевозят 10 тысяч людей в день. Основные нарушения перевозчиков – несоблюдение режима труда и отдыха, отсутствие тахографа, предварительного медицинского, технического осмотра.
В связи с этим Комитет транспортного контроля МТК РК разработал и внес на рассмотрение Парламента законопроект, ужесточающий требования к пассажирским перевозкам. Так, предложено лицензирование данного вида деятельности, ведь сейчас нет никаких запретных норм, только штрафы, которые для нарушителей не проблема. Также ужесточаются требования к шоферам автобусов: их водительский стаж должен быть не менее трех лет, причем год на грузовом транспорте. Кроме того, предусмотрено внедрение цифровых тахографов на внутриобластных перевозках, что, согласно международному опыту, снижает уровень аварийности в 2,5 раза. Ожидается, что нововведения начнут работать уже с начала следующего года.
– Глава вышеназванного комитета Адилет Барменкулов сказал, что основная загвоздка в борьбе со стихийными пассажирскими перевозками – это сама организация таких перевозок. А посему Министерством транспорта и коммуникаций инициируется в рамках государственно-частного партнерства создание региональных центров управления перевозками. В то же время из-за отсутствия полноценного обеспечения транспортники признают, что должного контроля с их стороны нет: передвижные посты оснащены лишь на 35–40%, а КПД стационарных постов довольно низкий. Чем располагаете вы в борьбе за безопасность на дорогах?
– Без применения технических средств наша работа обречена. Поэтому мы делаем ставку на инновационные технологии. Так, с помощью 151 скоростемера в республике выявлено свыше 425 тысяч правонарушений. Внедрение таких устройств позволяет более рационально использовать ограниченные ресурсы дорожной полиции, налицо их профилактический и экономический эффект. Кроме того, устраняются условия для коррупции. С первого декабря повсеместно заработает автоматизированная информационно-поисковая система «Контроль», впервые примененная на постсоветском пространстве. Пока она есть в 11 областях и направлена на создание единого банка данных о наложенных и исполненных административных взысканиях. Система позволит эффективно реализовывать нормы КоАП (повторность, системность правонарушений), а также осуществлять проверки водителя и транспортного средства по учетам Интегрированного банка данных МВД. Кроме того, на базе АИПС совместно с Министерством связи и информации прорабатывается вопрос о вводе в эксплуатацию электронной услуги оплаты штрафов посредством платежного шлюза «электронного правительства», что будет удобно для населения и повысит взыскиваемость, которая сегодня составляет 75%.
Ну и конечно, это наши сотрудники. Ежедневно на дорогах несут службу свыше 3,5 тысячи дорожных полицейских, в два раза больше, чем в предыдущие годы. На автодорогах республиканского значения организовано 148 парных маршрутов, все они обеспечены средствами связи и транспортом. Регулярно проводятся масштабные профилактические мероприятия «Безопасная дорога», «Автобус», «Внимание, дети!», «Нетрезвый водитель» и другие. Кстати, стоит отметить, что на тысячу наших сотрудников приходится два коррупционных факта, а МВД в целом занимает 18-е место среди 31 госоргана по рейтингу коррупции.
– В Казахстане 93 тысячи километров дорог общего пользования, из которых 23 тысячи – республиканского значения, и именно на них происходит более 40% всех ДТП. В вашем ведомстве не раз подчеркивали, что самые страшные аварии последнего времени почему-то случаются на ровных, хорошо просматриваемых участках. Как вы можете это объяснить и действительно ли у нас настолько плохи дороги?
– Опять же человеческий фактор! Нежелание водителей обезопасить себя и своих пассажиров! Приезжали как-то к нам из Европы, так они недоумевали, почему пройти техосмотр, то есть загодя обнаружить неполадки в своем авто, наших граждан должны обязывать полицейские. Отдельный разговор – пешеходы. У нас есть разметки, специальные места для перехода, может, маловато, но есть. А только с начала года за нарушения ПДД оштрафованы 56 тысяч пешеходов. Недавно в Восточном Казахстане был случай: бабушка шла с ребенком, тот выскочил на дорогу, и бабушка – за ним. В результате оба погибли.
Развивается дорожная инфраструктура, что дает положительный эффект. По информации Комитета автомобильных дорог, 70% казахстанских дорог находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. В целях обеспечения безопасности внесены изменения и дополнения в строительные нормы по проектированию автодорог. В рамках ГПФИИР принята программа по развитию транспортной инфраструктуры, будет реконструировано пять тысяч километров, из которых более двух тысяч станут четырехполосными. Это касается Южно-Казахстанской, Акмолинской, Алматинской, Карагандинской областей, участков от Алматы до Ташкента, Капчагая и Хоргоса, а также Шымкент – Туркестан и Астана – Караганда, на которые приходится более 30% всех дорожных происшествий. Также строится дорога в четыре полосы от границы Китая до Кызылорды в рамках проекта «Западная Европа – Западный Китай».
– И все-таки на какой ноте мы завершим наш разговор?
– Причины сложившейся на дорогах страны ситуации нам понятны. Принятый ранее комплекс системных мер – ужесточение законодательства, принятие региональных программ – позволил снизить показатели аварийности. Будем работать над этим и впредь. В текущем году мы заканчиваем ратификацию всех международных актов в этой области, нормы, которые носили рекомендательный характер, теперь обязательны – ремень безопасности, разговоры по сотовому за рулем – запрещены. Ввели «Евро-2» с июля, с 1 января введем «Евро-3», а это повышенные технические требования к транспортным средствам.
Давно понятно, что одними карательными мерами проблему не решить. Нужна широкая пропагандистская работа, чем мы и занимаемся. Проблемы, связанные с организацией движения, состоянием дорог, несоответствием их параметров возросшей интенсивности движения и составу транспортного потока, со своевременностью оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и многие другие требуют системного решения и соответствующего финансирования.
Асель МУКАНОВА
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.398 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |