Похоже, что солидарная ответственность государства и гражданина за его собственное здоровье, о необходимости внедрения которой так много говорят, давно уже стала свершившимся фактом. Казахстанцы тратят на лечение личные деньги в сумме, сопоставимой с бюджетом Министерства здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения, 41 процент всех расходов на медицину в Казахстане несет частный сектор. 99 процентов этой суммы оплачивают сами граждане, и лишь один процент – страховые компании. Для сравнения, личные средства, которые жители Германии тратят на лечение, составляют 23 процента от общих затрат, и страховые компании возмещают их более чем наполовину. |
Общие (и частные, и государственные) расходы на здравоохранение за последние десять лет увеличились в десять раз. К 2010 году они достигли 882,2 млрд тенге, или более четырех процентов от ВВП страны. Но если целесообразность затрат, которые несут сами граждане, не вызывает сомнений (больному и его родственникам лучше знать, как потратить свои кровные деньги), то эффективность планирования расходов Министерством здравоохранения всегда была объектом острой критики. Положение могли бы изменить национальные счета здравоохранения (НСЗ), считают в общественном объединении «Жансая» и общественном объединении «Центр экономических исследований, оценки и мониторинга». В мировой практике НСЗ широко используются для анализа денежных потоков в здравоохранении независимо от их источника, будь то бюджет государства, карман пациента, средства работодателей или страховых компаний.– Публикация отчета по национальным счетам здравоохранения Казахстана в открытых источниках, на регулярной и своевременной основе, – считает Мария Умарова, руководитель проекта продвижения НСЗ от ОО «Жансая», – была бы одной из мер по обеспечению прозрачности расходов в сфере здравоохранения. Но пока до прозрачности далековато. В Казахстане система НСЗ начала внедряться с 2004 года при поддержке Всемирного банка и Агентства по международному развитию США. Вторая попытка была предпринята в 2010 году. В январе 2012 года Министерством здравоохранения РК совместно с Республиканским центром развития здравоохранения даже был выпущен первый отчет по НСЗ, однако ни гласностью, ни своевременностью тут и не пахло. Отчет был за 2010 год, и в открытых источниках он опубликован не был. Таким образом, национальные счета здравоохранения так и не стали инструментом принятия решений в Казахстане. Как считают эксперты, для этого необходима готовность Минздрава к постоянному повышению прозрачности своей деятельности и большая системность – внедрение НСЗ не должно зависеть от того, кто именно находится в настоящее время в министерском кресле.
Александр КАМИНСКИЙ, Алматы
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.396 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |