Первые концессионные проекты, построенные на основе государственно-частного партнерства, появились в Актюбинской области в 2008 году. Это был большой объект – межрегиональная линия электропередач Северный Казахстан – Актюбинская область мощностью 500 МВт. Не обошлось без сложностей и шероховатостей, но все же это была первая ласточка, а не первый блин. Сейчас объект успешно функционирует, выполняя те экономические и политические задачи, которые он должен был решить. Механизм ГЧП вполне оправдал себя, и сегодня в стране реализуется шесть концессионных проектов общей стоимость 80 млрд тенге в сфере транспорта, энергетики. Например, железнодорожные линии Станция Шар – Усть-Каменогорск, Ералиево – Курык, пассажирский терминал международного аэропорта Актау, строительство и эксплуатация железнодорожной линии. Но из промышленного сектора принцип государственно-частного партнерства переходит и в сложную для инвестирования социальную сферу. |
Государственно-частное партнерство. Пионерами в этом совершенно новом деле стали актюбинцы. Именно по такому принципу в 2008 году была построена межрегиональная линия электропередач Северный Казахстан – Актюбинская область мощностью 500 МВт.
– Проект доказал, что механизм государственно-частного партнерства имеет право на существование в Казахстане, несмотря на то что законодательной базы на тот момент не было. Тогда в принципе не было понимания, как реализовывать концессионные проекты. Объект построен на достаточно высоком уровне и успешно реализуется, – говорит председатель правления АО «Казахстанский центр ГЧП» Жомарт Абиесов.
Вторым проектом может стать строительство и эксплуатация газотурбинной электростанции в Кандыагаше, но внятного ответа на вопрос, почему же так долго тянется решение по нему, не последовало. Было сказано о необходимости решить вопросы финансирования и поставок газа. И это в регионе, где он как раз таки добывается. Инвестор в свою очередь заявил, что со своей стороны все обязательства выполнил.
Всего сегодня в стране реализуется шесть концессионных проектов общей стоимость 80 млрд тенге. Это в транспортной, энергетической промышленности и в сфере дошкольного образования. Одни в стадии строительства, другие – на подготовительном этапе. К примеру, железнодорожные линии Станция Шар – Усть-Каменогорск, Ералиево – Курык, пассажирский терминал международного аэропорта Актау, строительство и эксплуатация железнодорожной линии.
Но реалии жизни востребовали и иные объекты. Если в Казахстане 1 млн 700 тысяч детей дошкольного возраста, то из них детскими садами охвачено только 450 тысяч. Чтобы удовлетворить спрос на детские сады, нужны миллиарды тенге. Быстрее и дешевле строить их общими усилиями.
Абиесов напомнил актюбинцам положительный пример Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей, где уже взялись за решение актуальной проблемы.
– Но здесь важны три фактора. Во-первых, желание руководства региона, во-вторых, подготовленные кадры, в-третьих, достаточно хороший инвестиционный климат. Инвесторы должны быть заинтересованы в долгосрочных отношениях. ГЧП подразумевает выстраивание отношений на 15–20 лет, поэтому важны стабильность, понимание и поддержка государством инвестора. ГЧП не выделяет отдельно интересы государства или бизнеса, это баланс интересов и рисков, – считает руководитель республиканского центра.
Он проинформировал о том, что через два-три месяца ожидается снятие ограничений на передачу в концессию объектов социальной сферы.
До последнего момента сроки подготовки документов занимали от одного до двух лет, сказывались барьеры нормативного характера. На практическом опыте преграды преодолены. Центром разработаны типовой контракт, типовая экономическая модель и теперь оформление может занять максимум 6–7 месяцев. Аналогичная работа проводится сейчас по больницам и поликлиникам. Как было сказано, строительство поликлиник особенно привлекательно для инвесторов, так оно более окупаемо.
Актюбинские предприниматели более заинтересованы в увеличении количества детских садов. Только бы найти компромиссы.
Жанат СИСЕКЕНОВА, Актобе
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.368 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |