Стратегической целью развития нашей страны на ближайшую перспективу является социально-экономическая модернизация, создание современного социального государства. Такова основная идея Послания Президента Нурсултана Назарбаева 2012 года: «Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии». Послание обозначает очень важный для каждого казахстанца поворот в государственной политике. В предыдущие годы основными целями государства являлось преимущественное развитие экономики, наращивание финансового потенциала, надежное обеспечение суверенитета страны. Эти цели успешно достигнуты. Теперь на прочном фундаменте устойчиво развивающейся экономики можно делать следующие шаги. |
Именно об этом Послание-2012.
Президент выделяет несколько главных направлений модернизации социальной политики и четко расставляет системные приоритеты: занятость, доступное жилье, региональное развитие, модернизация образования, повышение качества здравоохранения, совершенствование пенсионной системы.
Принципиально важно, что движение по этим приоритетам безусловно должно сопровождаться повышением качества государственных услуг, ростом квалификации государственных служащих, а также модернизацией судебной и правоохранительной системы.
То есть не просто поставлены очень четкие и конкретные цели, определены приоритеты, но и задан понятный масштаб измерения и оценки деятельности государственного аппарата на ближайшую перспективу.
Думаю, было бы правильно поставить на повестку дня вопрос о выработке и принятии «Казахстанского стандарта качества жизни».
Сегодня в Казахстане в социальной сфере существует внушительный комплекс отраслевых стандартов, которые, как правило, не отвечают основным минимальным потребностям людей. Так потребительская корзина казахстанца преимущественно составлена исходя из заданной величины ее стоимости, а не исходя из реальной потребности человека.
Полагаю, сейчас наша страна находится на таком уровне социально-экономического развития, когда мы можем ставить перед собой и более амбициозные задачи в этой области.
«Казахстанский стандарт качества жизни» мог бы включать в себя четко установленные требования в области здравоохранения, образования, социальной помощи, обеспечения жильем. Это должен быть интегрированный стандарт. Стандарт-ориентир, сформированный с учетом лучших мировых критериев и специфики социально-экономического развития нашей страны.
Повышение качества государственных услуг населению и подготовка квалифицированного политического класса управленцев – важнейшие условия реализации задач, поставленных в Послании. Они, безусловно, потребуют изменения характера, содержания и стилистики работы государственного аппарата.
Главное здесь – изменение психологии государства и чиновников. Надо повернуть их лицом к конкретному человеку, отучить смотреть на мир через призму абстрактных цифр и статистических показателей. Меньше формализма и гонки за красивой цифрой! С цифрами у нас все хорошо. Но ведь нам нужно другое…
Чтобы при строительстве социальных объектов обязательно учитывались потребности местного населения. Чтобы при реализации программы занятости деньги тратились на обучение и переобучение людей, чьи профессиональные знания будут непосредственно связаны с потребностями развития экономики и промышленности. Чтобы не закупалось дорогое диагностическое оборудование, которое потом некому эксплуатировать и которое стоит годами без дела в областных клиниках. Чтобы при выработке стратегии борьбы с онкологическими заболеваниями делалась ставка на раннюю диагностику. Чтобы темпы роста строительства доступного жилья значительно опережали рост потребности населения в жилье. Чтобы за рамками данной программы не оставались уязвимые слои населения, которые нуждаются в ином государственном подходе к социальному жилью.
На повестке дня – качественное наполнение содержанием государственной социальной политики. В основе государственной политики должен быть конкретный человек, его семья, дети.
В системе здравоохранения единицей оценки эффективности должен быть здоровый гражданин, а не строки в статистике бюджетных расходов.
В Казахстане, несмотря на все трудности и проблемы, стремительно растет новый класс собственников, класс предпринимателей. Согласно Стратегическому плану на ближайшее десятилетие, к 2020 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. Также 40% в общей структуре занятости достигнет доля квалифицированных специалистов.
Иными словами, речь идет о масштабном изменении социальной структуры общества, о формировании массового среднего класса.
Рост класса предпринимателей и среднего класса будет объективно вести к повышению требований к качеству государственных услуг. Тезисы Послания-2012 – это ответ Лидера нации на запрос активной части нашего общества. Ответ своевременный, а потому особенно ценный.
Задачи поставлены – время действовать.
Особая проблема – коррупция в государственном аппарате.
Президент в Послании говорит о необходимости выработать новую стратегию борьбы с этим злом. Нужны новые правовые механизмы, использование новых информационных технологий, более широкое привлечение общества для предупреждения и профилактики коррупционных нарушений.
Жадность и неуемные аппетиты государственной бюрократии – сегодня наиболее социально опасное препятствие на пути модернизации нашего общества.
Сегодня наше государство – самый большой держатель активов и самый щедрый заказчик. Искушение велико… Ведь не секрет, что государственная служба рассматривается и пожилыми, и молодыми как самый надежный инструмент получения сверхдоходов в сравнительно короткие сроки. Это, пожалуй, единственный вопрос, в котором отсутствует «конфликт поколений».
И, по большому счету, про таких чиновников-предпринимателей все и всем давно известно. Может, надо действовать в этом направлении более системно и тотально, а не избирательно?
Безусловно, важнейшая мера в этом направлении – декларирование не только доходов, но и расходов государственных служащих. Максимальная гласность и публичность в таком вопросе – это серьезный шаг вперед. Необходимы жесткие меры, предусматривающие 5–10 летний запрет на работу в органах государственной власти для человека, который был уличен во взяточничестве или разворовывании бюджетных средств.
Глава государства поручил Правительству разработать Комплексную антикоррупционную программу. Она будет эффективной и подкрепится доверием общества, если будет вынесена на всенародное обсуждение. Для начала хорошо было бы установить повсеместно «телефоны доверия» для сбора данных о глубине болезни и выявления системных недостатков структуры государственного управления.
Коррупция – болезнь хроническая. Многолетняя привычка обходить законы, уходить от ответственности, обогащаться за чужой счет – ее симптомы. Поражен весь государственный организм. Значит, и надо лечить эту опасную болезнь всему обществу.
Борьба с коррупцией без нашей активной поддержки и активного участия со стороны общества превратится в очередную кампанейщину, не даст ожидаемого эффекта.
Казахстан – страна молодых. Поэтому в Послании Президента делаются особые акценты на вопросах расширения доступности образования для молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирования проезда и проживания молодежи из сельской местности и малообеспеченных семей, строительства общежитий для молодежи.
Должна быть обеспечена возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы. Необходимо восстановить систему обучения молодых людей с мотивацией по трудоустройству и дальнейшему продвижению. Молодежь должна понимать главное: знания важно получить, но важнее – использовать в конкретном производстве.
Отдельная проблема – миграция молодежи из села в город. Здесь возникают трудности и с устройством на работу, и с получением новой профессии и образования. Надо решить вопрос с социальным пакетом для тех, кто получил образование и остался в селе. Это статус молодого специалиста плюс весомый соцпакет. Собственно, сама социальная адаптация молодых людей в новых жизненных обстоятельствах должна быть предметом особого внимания государства. Но не только.
Для меня тема образования молодежи тесно переплетается с другой, более предметной, проблемой подготовки новых кадров для производства и бизнеса.
Существующая система технического и профессионального образования слабо связана с реальными потребностями рынка труда. Планирование потребности осуществляется на основе заявок учебных заведений, а не потребностей производства и конкретных предприятий территории. Сама же подготовка большинства молодых специалистов не отвечает современным требованиям, и уж тем более – задачам инновационно-индустриального развития. Необходимо задействовать параметры общенациональной базы данных текущих и перспективных рабочих мест с учетом реализации всех инвестиционных проектов в стране.
Сегодня нередко техническое и профессиональное образование склонны рассматривать как элемент социализации молодежи, а не как систему вполне прагматичной подготовки будущих специалистов для конкретных отраслей экономики. Это, конечно, в корне противоречит смыслу и предназначению системы профобразования.
Конкуренцию на современном рынке выигрывают не банкир и не торговец. Конкуренцию выигрывают рабочий и инженер. На это должна быть сориентирована система подготовки кадров.
Задачи, поставленные в Послании Президента народу Казахстана, требуют наличия максимально эффективной обратной связи между обществом и государством. Ситуация, при которой государственные органы сами ставят себе задачи и сами же контролируют их выполнение, должна быть изменена.
Таковы дух и буква Послания Президента «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
По сути, Главой государства провозглашена Новая социальная политика страны. И исключительно все ее направления должны быть планово реализованы! Следовательно, всем нам – депутатам, Правительству, партиям, общественным организациям, местным исполнительным органам – нужно приниматься за разработку «дорожной карты» новой социальной политики.
Я бы особо подчеркнула в этой работе роль Парламента и парламентского контроля.
В Мажилисе нового созыва представлена уже не одна партия, он гораздо лучше представляет существующие в нашем обществе интересы и политические взгляды. Первые месяцы работы после выборов показали: профессиональная подготовка депутатского корпуса и качество аппарата позволяют Парламенту более активно участвовать и в выработке государственной политики по ключевым направлениям развития страны, и в контроле за деятельностью исполнительной власти.
Тут могут использоваться как хорошо зарекомендовавшие себя формы работы, например, приглашение представителей Правительства на «Правительственные часы», так и вводиться новые. Думаю, весьма важны и полезны институт парламентских слушаний и обсуждение актуальных вопросов с участием всех заинтересованных сторон на различных парламентских площадках.
Также необходимо совершенствовать практику реагирования исполнительной власти на депутатские запросы. Нередко, к сожалению, это формальные отписки, а не ответы по существу. И главное – чиновники, которые позволяют себе такое отношение к депутатам Парламента, не несут за это ровным счетом никакой ответственности.
Но состав нынешнего Мажилиса намерен решительно эту ситуацию изменить. В настоящее время мы уже начали проводить системный анализ качества ответов госорганов на наши обращения и планируем сделать его результаты достоянием общественности. Спокойной жизни никому не будет.
…Я – за прагматичное отношение к Посланию, его идеям и поставленным в нем задачам. Это задачи не только и не столько для власти – исполнительной и законодательной. Это задачи, успешное решение которых, и в том мое глубочайшее убеждение, возможно только при условии самого деятельного, самого заинтересованного и активного участия всего нашего общества. И в первую очередь его активной части – гражданского общества.
Казахстан XXI века – это современное, экономически эффективное, комфортное для жизни социальное государство. Послание 2012 года – это развернутый план строительства именно такого государства.
Уверена, мы его построим.
Вместе. Всем миром.
Дарига НАЗАРБАЕВА,
председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию, член фракции НДП «Нур Отан»
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.259 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |