Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Рост выплат по внешним заимствованиям негативно влияет на восстановление экономики РК - Гульжана Карагусова



Рост выплат по внешним заимствованиям негативно влияет на восстановление экономики РК - Гульжана Карагусова

 

Рост выплат по внешним заимствованиям негативно влияет на восстановление экономики РКСегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему «Управление государственным, гарантированным государством и квазигосударственным долгом», на котором после министра финансов Болата Жамишева содоклад сделала председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Мажилиса парламента РК.

«Мы знаем, что большинство стран мира живет в долг. Страны, которые испытывают недостаток собственных ресурсов для проведения социально-экономических преобразований, осуществления внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственного бюджета активно привлекают заемные средства, ведущих к накоплению обязательств по внешним заимствованиям. В результате будущие поколения, еще не родившись, уже становятся потенциальными должниками. Не смотря на то, что общепринятым критическим уровнем задолженности считается  60% ВВП, самые большие «локомотивы» мировой экономики существенно превысили этот показатель. Большую роль в этом сыграл экономический кризис 2008 года, например за период с 2008 по 2010 года государственный долг  Германии возрос втрое. Показатели государственного долга являются своеобразным индикатором «здоровья» экономики. При этом мы не должны забывать, что государственный долг имеет влияние на все аспекты жизни общества, и не только на экономику, но и на политику тоже», - сказала Гульжана Карагусова.


Финансовая политика государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то наше правительство предпочитает, как мы видим, не повышать долг, и делает все чтобы его снизить. Сегодня Правительством РК и Министерством финансов в его лице проводится последовательная и системная работа в этом направлении. По оценкам международных организаций Казахстан относится к группе стран, имеющих умеренный уровень государственного долга.

Положительным моментом является то, что внешний долг банковского сектора постоянно снижается, что позволяет говорить об урегулировании долговой проблемы банковской системы.

В последние три года прирост валового внешнего долга складывается на уровне порядка 5 млрд. долларов, в то время как в предыдущие пять лет размер долга увеличивался ежегодно на 10 - 30 млрд. долларов. Замедление темпов роста долгового бремени, возобновившийся рост ВВП в долларовом измерении после резкого падения в 2009 году, позволили улучшить относительные параметры, снизить остроту проблемы погашения валового внешнего долга.

По словам Г. Карагусовой, за последние годы Правительство Республики Казахстан провело значительную работу в части усовершенствования системы управления долговыми обязательствами государства, включающими механизмы мониторинга долга квазигосударственного сектора. В частности Министерством финансов Республики Казахстан осуществляется обзор системы мониторинга и отчетности по долгу субъектов данного сектора.

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в деятельности Правительства и Министерства, хотелось бы сегодня остановиться на тех моментах, которые, по нашему мнению, могли бы существенно повлиять на снижение данного показателя во всех его секторальных направлениях.

Во-первых, требует совершенствования механизм управления госдолгом, в частности недостаточно эффективной является управление рисками заимствований корпоративного сектора, не ведется соответствующий мониторинг долга организаций с преобладающим участием государства, в целом, отсутствует полноценная система взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными государственными органами. Недостаточная диверсификация валютной структуры правительственного долга определяет его уязвимость к риску его роста и наступления финансовых потерь в результате кризиса и колебаний курсов мировых валют.

Во вторых, за последнее время объем валового внешнего долга республики все-таки в абсолютном значении растет. Исходя из отчетных данных самого  Министерства финансов, Валовый Внешний Долг (ВВД) ежегодно, начиная с 2008 года, увеличивается и со 107,9 млрд. долларов в конце  2008 года к концу 2011 года достиг 123,8 млрд. долларов.

Основной объем долга ложится на негарантированный государством внешний долг, который увеличился в прошедшем году против 2008 года на 37 млрд. долларов (с 67 млрд. до 104). При этом недостаточно эффективным является председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусовауправление рисками заимствований частного сектора.

В третьих, все еще продолжающийся рост долга сопровождается увеличением расходов по их погашению и обслуживанию. По данным Национального банка, размер этих платежей за 9 месяцев 2011 года только по долгосрочным долгам составил более 15,6 млрд. долларов США. Отток ресурсов из страны на эти цели значительно превысил сумму прироста долга. Внешние заимствования из источника привлечения дополнительных ресурсов в отечественную экономику в последние годы стали выполнять обратную роль. По мере роста долга платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга будут увеличиваться, что будет по-прежнему негативно отражаться на ликвидности отечественного финансового рынка. Отток ресурсов из страны на эти и другие цели является также серьезным препятствием на пути более быстрого восстановления отечественной экономики, укрепления национальной валюты.

Таким образом, из всего этого следует вывод о необходимости оптимизации и рационализации выплат по обслуживанию и погашению внешнего долга за счет улучшения его структуры и в целом повышения эффективности формирования политики управления государственным долгом.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что стратегия управления государственным долгом не должна заключаться в стремлении к глобальному сокращению долгов любой ценой, а в использовании тех возможностей, которые получает государство при проведении политики внешних заимствований, нацеленной на инвестиции в реальный сектор экономики, на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, снижение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес.

«Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Для обеспечения эффективной защиты от долговой угрозы национальной безопасности Казахстана необходимо следующее: дальнейшее совершенствование правовой базы относительно государственного долга (основой же изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы); увеличение целевой направленности заимствованных средств, с позиции эффективного достижения поставленной цели; диверсификация источников заимствований. Такие шаги будут содействовать более эффективному использованию заимствованных средств, и, соответственно, укреплению финансовой безопасности государства», - отметила председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова.

 

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 20
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.293 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>