В январе текущего года Глава государства подписал новый Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан». Инициатива разработки и принятия документа была обусловлена рядом объективных факторов: динамичным развитием обстановки в стране и мире, углубляющейся глобализацией политических и экономических процессов, трансформацией системы международных отношений и возникновением новых источников угроз. К тому же в современных условиях актуализировались вопросы экономической, экологической и информационной безопасности. О том, как регулируются эти отношения в правовом поле Казахстана, в беседе с нашим корреспондентом рассказал депутат Мажилиса Парламента, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности, член парламентской фракции НДП «Нур Отан» Жанат Джарасов. – Жанат Абдуллаевич, в последнее время наряду с упомянутым законом Парламентом принят ряд законодательных актов, регулирующих различные аспекты обеспечения национальной безопасности. Чем обусловлена столь высокая интенсивность законотворчества в этом направлении? |
– Начнем все-таки с Закона «О национальной безопасности». Впервые идея разработки новой законодательной основы обеспечения национальной безопасности была озвучена в Акорде на заседании Совета безопасности, состоявшемся под председательством Главы государства в марте прошлого года. В связи с этим с учетом опыта развитых стран был разработан проект нового закона, адекватного реалиям времени, тем политическим и социально-экономическим тенденциям, которые мы наблюдаем сегодня в стране и мире, и тем вызовам безопасности, которые этими тенденциями обусловлены.
Кстати, следует отметить, что за последние годы многие страны пересмотрели подходы к вопросам обеспечения национальной безопасности и, соответственно, обновили концептуальные документы. В частности, после террористических актов 2001 года в США была проведена реформа законодательства в сфере безопасности. Аналогичные меры приняли Франция, Германия, другие государства. В России в декабре 2010 года принят новый Федеральный закон «О безопасности».
– Какие же концептуальные новшества предусмотрены в новой редакции Закона «О национальной безопасности», в чем их неоспоримые достоинства?
– Закон регулирует правовые отношения в области национальной безопасности, определяя при этом содержание и принципы обеспечения безопасности человека и гражданина, общества и государства, цели и направления обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан. Он ориентирован на признание приоритетности прав и свобод личности. В связи с этим были существенно переработаны принципы обеспечения национальной безопасности, национальные интересы, угрозы национальной безопасности.
На мой взгляд, неоспоримым достоинством документа является четкое определение роли каждого государственного органа в процессе реализации единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности. Установление полномочий государственных органов, несомненно, будет способствовать эффективности обеспечения национальной безопасности. Ранее отсутствие четко сформулированных норм о полномочиях в законодательных актах приводило к «размыванию» роли государственных органов в системе обеспечения национальной безопасности, пассивному участию в реализации соответствующих мер. Впервые на законодательном уровне на основе единого признака классификации были определены виды национальной безопасности: общественная, военная, политическая, экономическая, информационная и экологическая, а также их содержание.
– Полагаю, не остались за бортом и вопросы участия нашей страны в обеспечении международной безопасности? Этот аспект становится все более актуальным с учетом углубляющегося процесса глобализации…
– Совершенно верно. В законе этому вопросу уделено особое внимание, поскольку Казахстан является членом авторитетных международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ. Это дает нам возможность вырабатывать практический опыт нейтрализации различных угроз, многие из которых сегодня носят транснациональный характер, совершенствовать механизмы взаимодействия посредством проведения рабочих встреч, совместных совещаний, учений и других мероприятий.
– Сфера обеспечения национальной безопасности достаточно специфична. Тем не менее, в ряду принятых недавно законов имеются и такие, которые вызвали интерес широкой общественности. Я имею в виду, например, Закон «О специальных государственных органах» и сопутствующие поправки. Точнее – норму о прохождении кандидатами на службу в спецорганы проверки на «полиграфе»…
– Поясню. Этот закон, прежде всего, определяет статус специальных государственных органов республики. К ним относятся органы национальной безопасности, уполномоченный орган в сфере внешней разведки, Служба охраны Президента. Помимо этого, вы правильно отметили, закон регулирует отношения, связанные с поступлением на службу в специальные государственные органы, ее прохождением и прекращением, а также определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников.
Обязательное прохождение кандидатами психофизиологического и полиграфологического исследования, сдача декларации о доходах и имуществе всеми совершеннолетними членами семьи кандидата – также новшества национального законодательства.
Помимо упомянутого документа Главой государства в апреле нынешнего года подписан закон, совершенствующий законодательство по вопросам организации защищенной связи, в том числе шифрованной, засекреченной и кодированной, обеспечения системы правительственной связи. Документом внесены поправки в ряд законов – «О связи», «Об органах национальной безопасности», «О государственных секретах» и «О внешней разведке». Все они направлены на обеспечение важного сегмента национальной безопасности – информационной безопасности.
Не могу обойти вниманием еще один законопроект – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», который наряду с иными новеллами предусматривает установление оснований для направления специальными государственными и правоохранительными органами запросов для получения информации от уполномоченного органа, а также норму, дополняющую основания для включения в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
При рассмотрении в Мажилисе законопроектов, затрагивающих отдельные аспекты национальной безопасности, Комитет по международным делам, обороне и безопасности принимает активное участие, в том числе в тесном сотрудничестве с профильными государственными органами.
В этом процессе положительно зарекомендовала себя практика проведения выездных заседаний в центральных госорганах. На одном из таких заседаний, состоявшемся 5 марта в Министерстве внутренних дел, министр Калмуханбет Касымов подробно проинформировал депутатов о состоянии охраны общественного порядка и мерах, принимаемых органами внутренних дел по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.
Также недавно состоялось выездное заседание в Комитете национальной безопасности РК, на котором рассмотрены вопросы обеспечения национальной безопасности и выполнения задач, поставленных Президентом в нынешнем Послании народу Казахстана.
Члены нашего комитета получили исчерпывающую информацию о приоритетных задачах в сфере противодействия современным угрозам, обеспечения экономической и информационной безопасности, охраны государственной границы.
При этом председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев отметил необходимость слаженной работы специальных и правоохранительных органов, министерств, акиматов и депутатов. Такая конструктивная деятельность, безусловно, будет иметь результаты в сфере совершенствования отечественного законодательства, с одной стороны, и, главное, в процессе повышения эффективности обеспечения национальной безопасности республики.
Ольга СОКОЛАЙ
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.663 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |