Самый спорный, самый масштабный гидротехнический проект независимого Казахстана — Коксарайский контррегулятор — вышел на финишную прямую: в конце 2010 года объект должен быть сдан. В среду правительственная группа, возглавляемая первым заместителем премьер-министра Казахстана , побывала на месте грандиозной стройки, чтобы убедиться в степени готовности. |
– По поручению главы государства к концу 2010 года Коксарайский контррегулятор должен быть закончен, и в 2011 году мы будем аккумулировать здесь 3 млрд кубометров воды, – сказал начальник ГУ «Казселезащита» Тохтарбек Баймолдаев.
Он заверил, что работы по возведению основных сооружений завершаются.
– Осталось 10–15 процентов, – сказал Тохтарбек Баймолдаев. – Это мы запланировали в график до конца года. 20 января уже будем принимать в полном объеме. По 500 кубометров воды в секунду по подводящему каналу будем заполнять Коксарай.
Казахстанских строителей нередко упрекают, что они подгоняют срок сдачи объекта к каким-нибудь знаменательным датам или же визитам высокопоставленных лиц. Срок окончания строительства контррегулятора был намечен давно, и его никто ни под что не подгонял, однако получилось так, что при всем желании нельзя было подгадать более своевременной даты, причем подгадать не под людей – под природу. Если бы строительство продлилось еще год, этой зимой мы оказались бы в очень сложном положении.
По прогнозам синоптиков, нас ждет суровая зима, к тому же специалисты-гидрологи не прогнозируют, а уверенно утверждают, что она будет еще и многоводной. Все расположенные в верховьях Сырдарьи водохранилища полны. Токтогульское водохранилище, в котором прошлой зимой запас воды был настолько низок, что властям приходилось отключать электроэнергию, чтобы не сработать воду до нуля, сегодня заполнено до предела. В нем накоплено 19 млрд кубометров воды. Естественно, что в зимний сезон 2010–2011 годов Киргизия, итак пережившая этим летом тяжелые социальные потрясения, будет срабатывать воду для получения электроэнергии. А вода, прошедшая через турбины электростанций, также естественно будет сбрасываться вниз по течению Сырдарьи.
– Это невиданные объемы! – уверенно заметил Умирзак Шукеев. – Однако, если они начнут зимой все это срабатывать, у нас как раз есть емкость, куда можно поймать эту воду. Как было раньше каждый год, мы не будем теперь упрашивать Кыргызстан, чтобы они не срабатывали воду. Пусть срабатывают. Мы ее здесь поймаем и летом будем использовать.
Что будет, если бы мы не имели возможности ее “поймать”, можно судить по трагическим событиям 2005 года, когда потоки воды текли поверх льда, заливая все вокруг. Тогда зимним половодьем были затоплены села, приходилось эвакуировать сотни людей, потом заново строить снесенные дома и так далее.
Вообще в течение последних 10–15 лет люди со страхом ждали паводков: каждый год что-нибудь да подтапливало. Спасать приходилось не только людей, но и животных: было время, когда из туркестанского питомника пришлось вывозить бухарских оленей, которые в результате разлива воды оказались отрезанными на островке. А в общей сложности из-за отсутствия действенного контррегулятора речного стока ежегодно под угрозу затопления попадали почти 70 населенных пунктов Южно-Казахстанской и Кызылординской областей с более чем 400-тысячным населением.
И все эти годы среди специалистов шли споры вокруг строительства Коксарая. В 2005 году проект был вроде бы окончательно заморожен, причем никаких объяснений такому решению официальные круги не давали. И только в 2008 году президент Нурсултан Назарбаев волевым решением однозначно распорядился – Коксараю быть.
Аналогов подобной стройки в Казахстане не было. Даже простая техническая характеристика проекта впечатляет: “Коксарайский противопаводковый контррегулятор построен на территории сельских округов Акдала и Задарья Арысского района Южно-Казахстанской области, в 160 км ниже Шардаринского водохранилища по реке Сырдарья, южнее поселка Коксарай. Проектный объем контррегулятора – 3 миллиарда кубометров, площадь акватории – 46,745 тысячи гектаров, расход русловой бетонной плотины – 1800 кубометров в секунду, пропускная способность подводящего канала длиной 16 км – 500 кубометров в секунду. Плотина водохранилища будет иметь длину 44,7 км, среднюю высоту – 7,7 метра, отводящий канал длиной 10,2 км с пропускной способностью 500 кубометров в секунду”.
За сухими цифрами стоят горы вынутого грунта, тысячи кубометров уложенного бетона, мощь сотен единиц техники и тысяч рабочих рук. Своевременное финансирование, хорошее обеспечение и разумная организация труда сделали почти невозможное: никогда в истории Казахстана такие объемы работ не выполнялись в столь короткий срок. Уже прошлой зимой Коксарай был запущен на треть своей мощности. С 10 февраля в тестовом режиме в водохранилище поступало 50 кубических метров воды в час. В пиковый период работы контррегулятора, который пришелся на март, ежесекундно в водохранилище шло до 300 кубов воды. Если бы, как обычно, эти объемы сбрасывались вниз по течению (Шардаринское водохранилище было заполнено), то сильно бы подтопило Кызылординскую область, потому что там на реке еще лежал лед.
– Если бы в прошлом году миллиард тонн воды не удержали в Коксарае, то фактически Кызылорда могла остаться под водой, – подтвердил аким Кызылординской области Болатбек Куандыков.
А так эта вода летом была направлена на сельхозугодья.
– Кызылорда в результате получила на 40 процентов больше риса. Это тоже эффект Коксарая! – подчеркнул Умирзак Шукеев.
Аким области Болатбек Куандыков, рассказывая о роли Коксарая в областном сельском хозяйстве, не скупился на восторженные эпитеты.
– В этом году мы не испытывали проблем с водообеспечением, несмотря на то что увеличили посевные площади на 160 тысяч гектаров. В результате рисовые поля мы увеличили до 77,4 тысячи гектаров, это наибольшая площадь за последние 17 лет. Благодаря своевременному водообеспечению, хорошим природным условиям и государственной поддержке мы собрали 48,6 центнера риса с гектара, это наибольшая урожайность риса за последние 25 лет. В целом в этом году собрали 376 тысяч тонн риса. Это самый большой вал урожая по рису за последние 20 лет!
Специалисты подчеркивают значение Коксарайского контррегулятора и в таком сверхважном деле, как восстановление Арала. Судьба гибнущего Аральского моря была главным аргументом противников строительства Коксарая, которые утверждали, что вода, задержанная в контррегуляторе, это вода, потерянная для Арала. Однако это совершенно не так. Пока можно пропускать воду по руслу Сырдарьи в Арал, ее будут пропускать. Когда уже такая возможность исчезнет, воду будут накапливать в Шардаринском водохранилище и в Коксарайском контррегуляторе. Суть в том, что с появлением последнего у нас уже нет необходимости сбрасывать излишки в Арнасайское понижение, которое, как известно, расположено на территории Узбекистана. И в конечном счете до Арала будет доходить больше воды, чем раньше.
Этой зимой Коксараю предстоит держать серьезный экзамен. Ну а пока здесь идут завершающие работы. На сегодня завершены работы на головном, водовыпускном и сопрягающем гидросооружениях, мостах отводящего и подводящего каналов и на теле плотины. Строители и монтажники сосредоточили свои усилия по креплению верхнего откоса плотины. Полным ходом ведется укладка щебня на гребень плотины. Параллельно развернуты работы по расширению подводящего канала, строительству защитной дамбы «Городище» и насосной станции для полива орошаемых земель.
Сейчас на строительстве контррегулятора задействованы 18 специализированных организаций с численностью свыше полутора тысяч человек, 676 единиц специальной и вспомогательной техники и оборудования. Строители обещали все сдать в срок.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.223 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |