Мажилис готовится рассмотреть законопроект «О персональных данных» На прошлой неделе в столичной прессе появилась информация о том, что вскоре на каждого казахстанца заведу досье. Сообщалось, что государство задумало провести поголовную дактилоскопию граждан и получить от каждого изображение радужной оболочки его глаз. Сейчас Мажилис готовится обсудить закон «О персональных данных». Депутаты должны решить, кто и как будет использовать сведения, по которым можно идентифицировать человека. |
«Предлагается также обязать граждан поделиться информацией о своей группе крови, номере телефона, наличии движимого, недвижимого имущества и другими сведениями», – говорилось в одной из газетных публикаций. Но с кем конкретно нам придется подобными секретами делиться? И как оно нам аукнется? Это nv.kz обсудил с депутатом Мажилиса Парламента Нурланом Абдировым, который руководит рабочей группой по законопроекту.
«Мы живем не в полицейском государстве»
- Нурлан Мажитович, куда же нам идти сдавать отпечатки пальцев?
- Это передергивание фактов. Никуда идти не надо. Потому что вопрос так не стоит. Действительно, к нам в Мажилис Парламента поступило два законопроекта. Один базовый – «О персональных данных». И второй – сопутствующий, в котором предлагается внести изменения и дополнения в ряд законов и кодексов. На днях я даже прочитал в СМИ, что на каждого казахстанца будет заведено досье. Но в проекте закона говорится совершенно о другом. Цель настоящего закона – это обеспечение защиты прав и свобод человека при обработке его персональных данных. А обработка данных, начиная с их сбора, осуществляется только с согласия самого человека – субъекта персональных данных. Это общее правило. Поэтому речи ни о каком всеобщем досье нет и быть не может. Хочу еще раз обратить на это внимание, чтобы было понятно и чтобы необоснованно не будоражить читателей.
- Получается, что никто не будет обязывать граждан делиться информацией о группе крови?
- Конечно, нет. У нас есть статья 18 Конституции, где говорится, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Поэтому, согласно этой конституционной норме, одной из самых защищенных в Казахстане информаций, наряду со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть сведения о частной жизни человека. И предлагаемый закон направлен именно на это.
- И все же в законопроекте ведется речь о так называемых «биометрических данных» (изображении радужки и отпечатках пальцев)…
- Сегодня биометрические данные уже собираются в Казахстане. Это данность. Взять те же центры крови. Есть доноры…
- Но не все же у нас доноры.
- Секундочку! Возьмем автолюбителей – в современных удостоверениях водителей содержится чип с огромным массивом информации, включая и группу крови. Зачем это нужно? Завтра, не дай бог, случится ДТП – можно будет сразу узнать то, что требуется для спасения человека. Поэтому те граждане, которые хотят получить документ на право вождения автомашины, сдают эти данные. И они уже есть в базе Министерства внутренних дел. К слову, такие водительские удостоверения с чипами и соответствующие базы данных по ним – сложившаяся практика во всех развитых странах мира. То же самое касается и обычных – не биометрических данных. Допустим, группа пенсионеров и инвалидов. О них в Министерстве труда и социальной защиты населения содержится необходимый перечень персональных данных. А безработные? Они регистрируются на биржах. То есть базы данных уже существуют. Таковы сегодняшние реалии. И я, как депутат, на которого возложено руководство рабочей группой, вижу свою задачу в том, чтобы статью 18 Конституции наилучшим образом реализовать в законодательстве.
- Каким образом закон будет охранять нашу личную информацию?
- Законопроект предусматривает дополнение Кодекса об административных правонарушениях новой статьей 84-1. В ней говорится, что незаконное использование, распространение, передача персональных данных физического лица влечет штраф на физических лиц в размере 20, на должностных – 50, на субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП. А если незаконное распространение происходит с использованием средств автоматизации, то штраф может достигать 200 МРП с конфискацией технического оборудования. Я не исключаю, что во время обсуждения мои коллеги могут поставить вопрос об еще более строгой ответственности за сохранность персональных данных при их обработке, вплоть до уголовной ответственности. То есть я хочу подчеркнуть, что задача этого законопроекта – прежде всего, отрегулировать те общественные отношения в сфере персональных данных, которые сегодня уже реально существуют. Нужно в законе четко прописать, в каких случаях персональные данные могут собираться и обрабатываться, а в каких случаях этого делать нельзя.
- И все же существуют в обществе опасения, что подобные законы когда-нибудь обернутся тем, что каждому гражданину вошьют чип под кожу, чтобы организовать тотальную слежку.
- Насчет того, что кому-то что-то куда-то вошьют, не буду использовать непарламентские выражения. Но это полная чепуха. Мы живем в цивилизованном обществе, светском. Кстати, официальная презентация этого законопроекта в Мажилисе Парламента назначена на 15 мая. Мы уже направили приглашения в СМИ, казахстанские и международные неправительственные организации. Кулуарного рассмотрения, чего, может, кто-то опасается, не будет. Предстоит открытое обсуждение. Хотел бы отметить, что по состоянию на 7 мая в рабочую группу уже поступило 91 предложение от моих коллег-мажилисменов с поправками по тексту законопроектов. Так что, по всей видимости, впереди предстоит большая кропотливая работа, тем более что до ноября текущего года у нас есть для этого время. Помимо рабочей группы, с учетом всех поступивших поправок позже мы планируем провести открытые обсуждения и на площадке возглавляемого мной Правового совета при НДП «Нур Отан». И еще. Пока на сегодняшний день закона «О персональных данных» в Казахстане нет. Представьте, что его и дальше не будет. Но уже наши персональные данные, вот конкретно ваши, содержатся в разных базах. Кроме упомянутого, они есть, к примеру, в налоговой службе, в БТИ или «Казахтелекоме». И спокойно могут «гулять», рискуя попасть в случайные руки, к разным дельцам и преступникам. Поэтому все время я и ссылаюсь на статью 18 Конституции. Здесь надо защитить права человека. Именно в этом мне видится первая задача данного закона. А не в том, чтобы создать глобальную базу досье и устроить тотальную слежку. В конце концов, мы живем не в полицейском государстве. Это противоречило бы целям нашего развития. А эти цели мы с вами ясно прописали в своей Конституции.
Анастасия Машнина
Сайт газеты «Новый вестник» Время загрузки страницы 0.771 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |