Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


По мнению специалистов, продукты питания до осени не будут дорожать сильно, но потом…



По мнению специалистов, продукты питания до осени не будут дорожать сильно, но потом…

 

По мнению специалистов, продукты питания до осени не будут дорожать сильно, но потом…После крутого взлета в прошлом году и начале нынешнего цены на продукты питания сделали паузу. Минсельхоз прогнозирует отменный урожай, обещая только приятные ценовые сюрпризы.

Бизнес подчеркивает, что сегодняшние цены сдерживает давление власти и в них не до конца учтено повышение налогов и тарифов монополистов. Так что осенью можно ожидать неприятных сюрпризов.


Можно спокойно смотреть в будущее потребительских цен, считает директор департамента регулирования агропродовольственного рынка Сауле Даулеткереева. На рынке мясной и молочной продукции ситуация стабильная. Закупочные цены на молоко позволяют обеспечить рентабельность производителей. При этом потребительская цена на достаточно невысоком уровне. По мясу тоже ситуация стабильная, причем она была такой и в течение прошлого года.

– С нынешним прогнозом на урожай никаких неприятных ценовых сюрпризов нам ожидать не стоит. Возможны только приятные. Цены на продовольственные товары имеют тенденцию к снижению, — говорит чиновник. – Не стоит беспокоиться и о запрете на импорт овощей из Евросоюза. Доля европейского импорта овощей составляет 23,8 процента от общего объема импорта овощной продукции.

Более того, Россия и ЕС, по словам главного санитарного врача Геннадия Онищенко, уже соглосовали особый режим допуска европейских овощей на рынки Таможенного союза. Оптимизм Минсельхоза частично разделяет председатель Союза агропроизводителей Владимир Ветошкин. Он отмечает, что в конце прошлого года цены вышли на уровень, который привел к перераспределению доходов между производителями, переработчиками и торговыми сетями. Это позволило обеспечить нормальную рентабельность в первую очередь животноводству, а также переработке и торговым сетям. В этом году цены на эту продукцию стабильны, их рост ниже, чем инфляция. Мировые цены на животноводческую продукцию также практически не растут, и прогнозы на будущее весьма позитивны.

– Если взять мясо птицы, то в нынешнем году наблюдается снижение потребительских цен на 0,3 процента. В оптовом звене птица подешевела еще больше — от 5 до 11 процентов. Продолжается стабильный рост отечественного производства. За первые пять месяцев текущего года его прирост составил более 10 процентов. На рынке увеличилось предложение качественной говядины, и она стала занимать все больше места на прилавках магазинов. Поэтому люди получили больше возможностей для ее включения в свою потребительскую корзину.

Вместе с тем наблюдается рост цен на свинину. Ранее она в Казахстане была неоправданно дешевой. Это своего рода шлейф советских времен, полагает глава САП. Но именно свинина требует больших финансовых и временных ресурсов для производства. Поэтому рост цен на нее продолжится. Потребительская цена на говядину с начала года выросла на 12 процентов. Это во многом связано с тем, что наш рынок зависит от импорта. А мировой рынок свинины после кризиса быстро восстанавливается, и цены на нем выросли почти на треть.

Более пессимистичную точку зрения высказывает руководитель отдела продаж одной из крупнейших дилерских сетей Казахстана Евгений Горохов, представляющий торговые сети. Его мнение основывается на конкретных контрактах с поставщиками, которые сейчас заключает розничная торговля.

– Поставщики почти каждую неделю пересматривают цены в сторону повышения, – утверждает он. – По сути, они пытаются постепенно отыграть повышение тарифов госмонополий. Экономика предполагает точные математические расчеты. С 1 апреля коммунальные услуги подорожали на 6–12 процентов, тарифы на газ – на 15 процентов, услуги железнодорожного транспорта – на 10 процентов, бензин – на 6 процентов. Кто-то должен за все это платить. В конечном итоге эти скачки тарифов будут включены в потребительские цены. А крайней, как всегда, окажется розничная торговля, которую люди будут обвинять в завышении цен на продукты питания.

По словам Евгения Горохова, мало кто старается понять проблемы розничной торговли. Ему, например, раз в полгода приходится ремонтировать электрическую подстанцию, которая находится в ведении государства. На это уходит 300 000 долларов. Покрывать такие расходы приходится опять же за счет потребительских цен.

Пока резкое повышение цен сдерживается административными мерами, вызовом на ковер в высокие кабинеты. Но к осени или чуть позже новый виток цен вполне реален.

А между тем мировые цены на продукты питания продолжают быстро расти и становятся катализатором бунтов, мятежей и революций. Производители сельхозпродукции кивают на природные катаклизмы и рост издержек. Эксперты предлагают странам G20 создать целостную международную систему мер для борьбы с инфляцией на мировом рынке продуктов питания. Но имеется мало шансов на то, что цены угомонятся, хотя бы просто потому, что население земли растет быстрее, чем урожайность, а земля, как говорилось в старой рекламе, «больше не производится».

Только за январь индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации под патронатом ООН (FAO) вырос на 3,4 процента. Цены на продукты питания растут уже семь месяцев подряд. Только за март в нашей стране, по данным Госстата, рост потребительских цен составил 0,3 процента.

Нынешний скачок цен вызван не только фундаментальными факторами (снижением прироста урожайности и увеличением издержек за счет нарастания стоимости топлива, удобрений и техники). Более того, ценовой рывок происходит на фоне вполне приличных мировых запасов зерна.

Одним из лекарств, прописанных правительствами развитых стран своим экономикам для лечения кризиса, стали мощные финансовые вливания. Только Соединенные Штаты закачивают сейчас в свою экономику примерно 600 млрд долларов. Деньги распределяются через банковскую систему и попадают на инвестиционные рынки, одним из которых сейчас стал рынок продовольствия.

Инвесторы вкладываются в продовольствие, чтобы приумножить вложенные деньги, выгодно перепродав продукты питания в будущем. Все развивается по такому же сценарию, что и на рынках акций, нефти, недвижимости и тому подобного. А спекулятивный спрос, как показывает практика, может поднять цены на заоблачные высоты.

Остановить лавину цен в одиночку сегодня не способно ни одно государство. По мнению авторитетного западного издания The Wall Street Journal, мировое сообщество должно сообща отвечать на глобальные вызовы ожидающего нас впереди продовольственного кризиса. Во-первых, необходимо на уровне «Большой двадцатки» договориться, что данные об урожае и запасах продовольствия должны быть объективными и прозрачными, и не стесняться использовать для контроля информации космические аппараты.

Во-вторых, нужно понимать, что долгое время мы в Казахстане считали возможным не выделять достаточное количество инвестиций на развитие сельского хозяйства, признавая проблему производства продовольствия уже решенной. Теперь приходится расплачиваться за эти ошибки. В ближайшем будущем нам предстоит увеличить размеры инвестиций в сельскохозяйственное производство и трансферт технологий.

В-третьих, целесообразно наделить новыми полномочиями международные организации, прежде всего FAO. Она должна не только анализировать ситуацию на глобальном продовольственном рынке, но и консолидировать мнение мирового сообщества для выработки целой системы международных мер, нацеленных на борьбу с проблемой нехватки продуктов питания.

Однако от проблем мировых вернемся к собственным. Самое любопытное, пожалуй, в том, что нет другой такой территории на свете, как Россия вкупе с Казахстаном, которая бы имела огромные пространства неухоженных земель, на которых ничего не производится и которые даже не учтены. РФ располагает примерно 10—12 млн га земли, а Казахстан как минимум 6 млн га, которые можно использовать для увеличения производства продуктов питания. А не используют. Почему?

По нормальной рыночной логике рост цен на продовольствие должен был давно послужить толчком к освоению брошенной земли. Достаточно в стране и людей, которые бы взялись за эту работу, так как другой все меньше. А своих не обнаружится, можно позвать азиатских арендаторов, пусть нам корма производят и налоги в наши бюджеты платят.

Однако эти рассуждения — в рамках рыночной логики. В странах победившего бюрократического капитализма действуют какие-то другие законы. По рыночным бы сейчас началась дискуссия о том, как, кому и под какие гарантии срочно земли раздать, чтобы еду на ней производить. По бюркапиталистическим же все закончится попытками ужесточения госрегулирования цен, что делает смешными даже мечты о работе на земле.

Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.466 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>