В 2010 году было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонскому процессу по сближению и гармонизации систем образования с целью создания единого образовательного пространства. Среди прочих реформ, которые должна претерпеть отечественная система образования, должна быть внедрена сильная система студенческого самоуправления. Это не просто какие-то свободы и льготы для учащейся молодежи. Студенческое самоуправление подразумевает воспитание активного гражданина, который ассоциирует свою жизнь и судьбу с жизнью общества и государства, несет ответственность за происходящие процессы и учится принимать решение. Пожалуй, именно эффективная система студенческого самоуправления будет способствовать формированию в Казахстане «квалифицированного политического класса управленцев, которые составят основу новой управленческой элиты». Напомним, что именно такую задачу поставил перед страной глава государства Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана, озвученном в этом году. |
Присоединившись к Болонскому процессу, казахстанские вузы среди прочих обязательств взяли на себя ответственность развивать студенческое самоуправление. Это означает, что студенты должны взять на себя ответственность в самоорганизации и решении своих насущных проблем, а вузы должны сосредоточиться на реализации своих главных обязанностей – предоставлении качественных образовательных услуг и создании максимально комфортных условий для обучения и проживания студентов.
Однако, несмотря на многочисленность, студенчество по-прежнему представляет собой достаточно аморфную массу, которая в большинстве своем не может определиться с гражданской позицией, приоритетами, системой ценностей. Эти вопросы были обсуждены на прошедшем в Алматы II Международном студенческом форуме, в котором приняли участие лидеры студенческих организаций вузов Казахстана и стран СНГ.
На вузах лежит ответственность за формирование интеллектуальной элиты страны. Студенты вовсе не являются объектами образования и воздействия. Наоборот, в рамках высшей школы должны реализовываться принципы социального партнерства вузов и студенчества.
Если оглянуться на историю человечества, становится ясным, что студенческое самоуправление является неотъемлемой частью развития любого общества и государства.
Сегодня студенческое самоуправление подразумевает под собой вовсе не организацию досуга учащейся молодежи, но в первую очередь участие студенческого актива в управлении вузом.
В казахстанских вузах студенческое самоуправление представлено следующими аспектами: организация досуга, клубов по интересам, проведение спортивных соревнований и секций. Встречаются и более серьезные проекты: создание социальной сети по оказанию помощи иногородним студентам и обеспечению их жильем, внедрение общественного рейтинга студентов, поддержание порядка, воспитание корпоративной культуры.
В зарубежных вузах студенческие советы вносят конструктивные предложения по совершенствованию учебного процесса, следят за успеваемостью студентов, за исполнением и нарушением университетских постановлений и порядка, борются с такими явлениями, как списывание на экзаменах, коррупция.
Своим более богатым опытом формирования студенческого самоуправления поделились с казахстанцами российские студенты.
– Фактически необходимо вырастить себе партнера. Это позволит в будущем администрации вуза сконцентрироваться на решении административных и хозяйственных вопросов, а те проблемы, которые легче и эффективнее могут быть решены непосредственно самими студентами, передать студенческому самоуправлению, – поясняет председатель студенческого совета исторического факультета Омского государственного университета им Ф.М. Достоевского Глеб Тихонов. – Студенческое самоуправление получает все необходимые полномочия и берет на себя ответственность за управление теми аспектами студенческой жизни, которые ориентированы на дополнение действий администрации в сфере работы со студентами. Администрация получает эффективную систему обратной связи со студенчеством, а значит, и гибкость в управлении всем вузом.
Но, к сожалению, общеуниверситетские студенческие советы создаются решением «сверху». И, соответственно, администрацией университета прямо или скрыто контролируются и регламентируются. Что, по сути, недопустимо в партнерских отношениях.
В свою очередь студентка четвертого курса МГУ им. М.Ломоносова Александра Храмова рассказала о том, что студенческое самоуправление дает серьезный жизненный опыт молодежи, происходит становление культуры ответственности.
– По личному опыту могу сказать, что, когда непосредственно участвуешь в жизни вуза, приобретаешь чувство сопричастности вуза, общества и себя лично, учишься ставить перед собой и своим сообществом действительно важные цели и задачи, планировать их достижение и нести ответственность за конечный результат. Постепенно у студента формируется умение самостоятельно обнаружить проблему и решить ее, – поделилась студентка.
Таким образом, пришло время казахстанскому студенчеству выходить из приятного состояния детства и вступать во взрослую жизнь обязанностей и ответственностей, чтобы более старшее поколение воспринимало молодежь всерьез, не как объект, а субъект.
Алина БЕКИРОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.591 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |