Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Подушевое финансирование школ принесет много пользы системе образования



Подушевое финансирование школ принесет много пользы системе образования

 

Подушевое финансирование школ принесет много пользы системе образованияВ Казахстане к 2015 году на всех уровнях образования будет введен механизм подушевого финансирования. В первую очередь реформа коснется среднего звена системы образования.

К 1 сентября будут выбраны школы в четырех регионах Казахстана для внедрения новой системы финансирования, при которой школам будут выделяться средства в зависимости от количества учащихся, а школа приобретает самостоятельность в планировании расходов. Проект еще не вступил в фазу реализации, а уже вызвал как минимум скепсис со стороны общественности. Однако при жестком контроле со стороны государства и высокой степени ответственности чиновников и педагогов подушевое финансирование школ не только оптимизирует бюджетные расходы, но и даст новый стимул к развитию образования, например, инклюзивного.


Необходимость подобного реформирования вызвана рядом причин, главная из которых – школы финансируются независимо от того, насколько высокий уровень образовательных услуг они предоставляют. И такое прокрустово ложе, когда хороший и плохой равны перед бюджетом, не позволяет повышать качество образования, не стимулирует директоров школ и педагогов к профессиональному росту.

Исследование, проведенное ЮНИСЕФ совместно с Институтом бюджетных решений, показало, что казахстанские школы финансируют в равной мере, независимо от количества учащихся и преподавателей, региона. При этом в каждой области абсолютно разные затраты на коммунальные расходы, на ремонт и содержание зданий и т.д. В разных регионах страны даже уровень зарплат разный.

Существуют различные подходы к расчету нормативов подушевого финансирования в разных странах. В идеальной модели государство устанавливает требования к качеству (материально-техническое и кадровое обеспечение) и результатам образовательного процесса. Выполнение этих требований при предоставлении образовательной услуги требует определенных финансовых затрат. Производится калькуляция этих затрат. Полученная сумма делится на число потребителей услуги на уровне школы, муниципалитета, образовательного округа или другой административно-территориальной единицы. Эта величина и является нормативом подушевого финансирования.

Министерством образования и науки РК уже утверждена методика нормативного подушевого финансирования организаций среднего образования. На первом этапе оно будет осуществляться для профильной школы. Первопроходцами станут четыре школы Акмолинской, Актюбинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей.

Итак, каковы же явные плюсы реформирования?

Сейчас установлены нормы потребления электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды в школах. Фактические расходы превышают план, рассчитанный по нормам потребления. При подушевом финансировании определяются нормативы затрат на содержание здания в зависимости от типа здания, года постройки, климатической зоны, тарифов в регионе.

У директоров школ появятся стимулы разумно использовать бюджетные средства, потому что это может повысить их зарплату. На базе действующей системы оценки качества образования будут выявлены те школы, ученики которых показывают лучшие результаты (на уровне района, области, республики). Эти школы дополнительно к бюджету, рассчитанному по нормативам, получат грант. Это вознаграждение будет использовано на усмотрение руководства школы при участии органов самоуправления: выдать премии учителям и директору, улучшить материальную базу, нанять дополнительных работников. Появляются финансовые стимулы для повышения качества образования.

Эксперты прогнозируют, что эти реформы позволят активно развить инклюзивное образование в Казахстане. Бюджет школы на 85 процентов будет определяться числом учеников. При этом на обучение детей с ограниченными возможностями будет выделяться больше финансов, чем для обычных детей.

Стоит отметить, что данная система финансирования не будет поощрять завышенную наполняемость классов, а, наоборот, создаст финансовые стимулы для дробления больших классов. Ведь, как известно, качество вступает в противоречие с количеством. Вместе с тем разрабатывается специальная система финансирования малокомплектных школ. Доля таких школ в республике составляет примерно 54 процента. При этом в них обучаются порядка 16 процентов школьников.  В школах с нормальной наполняемостью затраты будут зависеть от числа учеников, тогда как в малокомплектных школах затраты будут зависеть не от числа детей, а от числа классов.

Во всей этой системе есть лишь два явно спорных момента. Во-первых, стараясь увеличить бюджет школы, директора могут пойти по пути наименьшего сопротивления и записывать в ряды учащихся «мертвые души». И, чтобы избежать этого, понадобится жесткий контроль, который будут реализовывать чистоплотные чиновники. Во-вторых, в погоне за престижем школы будут пытаться избавиться от учащихся с низкой успеваемостью и девиантным поведением. В связи с этим разработчикам необходимо придумать способы стимулирования школ к исправлению таких детей, а не к избавлению от них.

Алина БЕКИРОВА, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 33
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.258 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>