Правительством РК утвержден Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (), сообщает Zakon.kz. Целью а является создание национальной системы обеспечения оперативного, эффективного и квалифицированного реагирования на разливы нефти, вызывающие загрязнения экологического характера, и выполнения соответствующих операций по ликвидации их последствий. |
Основной задачей Национального плана являются обеспечение своевременных, комплексных и эффективных мер предупреждения, готовности реагирования на аварийные разливы нефти, влекущие или повлекшие причинение ущерба окружающей среде, на основании оценки рисков и оценки воздействия на окружающую среду. Национальный план действует в водах Каспийского и Аральского морей в пределах границ, определенных международными договорами, внутренних водоемах и прибрежных зонах Республики Казахстан.
В соответствии с нормативами и требованиями к материалам и веществам, необходимым для проведения работ по очистке моря, утвержденными постановлением Правительства РК от 31 декабря 2010 года № 1524 нефтяные разливы подразделяются на разливы первого, второго и третьего уровней.
Первый уровень - незначительные разливы (не превышающие 10 тонн нефти), ликвидируемые с помощью материалов и веществ, имеющихся на морском сооружении при производстве работ, в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов персоналом сооружения;
Второй уровень - умеренные (средние) разливы (от 10 тонн нефти до 250 тонн), для ликвидации которых, в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, необходимы ресурсы, как имеющиеся на морском сооружении, на месте производства работ, так и дополнительные материалы, вещества и персонал местных береговых служб;
Третий уровень - крупные разливы нефти (от 250 тонн), для ликвидации которых требуются материалы, вещества и персонал различных организаций по ликвидации нефтяных разливов, включая международные.
Ликвидация нефтяных разливов третьего уровня требует незамедлительной мобилизации материалов и веществ из любых точек, располагающих отечественными и международными ресурсами.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны информация о возникновении нефтяных разливов передается в следующей последовательности:
1) лица в течение 5 минут с момента обнаружения нефтяного разлива информируют территориальные подразделения уполномоченных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и охраны окружающей среды по постоянно действующему каналу телефонной связи, с последующей передачей по факсимильной связи по форме согласно приложению к настоящему Национальному плану. При этом, территориальные подразделения, получившие оповещение в течение 5 минут с момента получения уведомления (устного, с последующим письменным уведомлением) направляют лицам ответное письменное (по электронной почте либо по факсимильной связи) подтверждение получения уведомления;
2) оперативный дежурный территориального подразделения уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение 10 минут с момента получения информации о разливе от лиц (устного, с последующим письменным уведомлением) информирует Акима области (в случае его отсутствия, заместителя Акима) и Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
3) с момента получения оповещения о нефтяном разливе и до момента созыва Национальной комиссии по реагированию на нефтяные разливы (далее — Национальная комиссия) Аким области (или его заместитель) является Руководителем и/или координатором работ на месте ликвидации аварии в качестве рабочего органа управления;
4) с момента получения оповещения о нефтяном разливе и до момента созыва Национальной комиссии Руководитель и/или координатор работ по ликвидации нефтяного разлива привлекает силы и средства, находящиеся на данной территории;
Аким области (либо заместитель Акима) информирует Акимов приграничных областей (или их заместителей) в течение 15 минут с момента оповещения.
Вся информация с места нефтяного разлива поступает через территориальное подразделение уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республиканский кризисный центр.
Меры по ликвидации нефтяных разливов третьего уровня координируются Национальной комиссией по реагированию на нефтяные разливы, созданной постановлением Правительства Республики Казахстан.
Охрана здоровья и труда персонала, занятого в ликвидации аварийной ситуации и населения, является первоочередной задачей при реализации аварийных мероприятий. Не допускается выполнение планов и мероприятий по ликвидации аварийной ситуации без предварительного проведения соответствующей оценки риска и реализации мер по снижению риска.
В объем мер по снижению риска входит следующее:
1) изоляция территорий, на которых загрязнение нефтью или сопутствующее газовыделение представляют угрозу для здоровья населения и персонала, занятого в ликвидации аварии;
2) проведение инструктажей для всего персонала, занятого в ликвидации аварии;
3) обучение технике безопасности при использовании специального оборудования или химических средств;
4) использование средств индивидуальной защиты персоналом, занятым в ликвидации последствий, во избежание непосредственного контакта с загрязняющими веществами и контроля воздействия опасных факторов окружающей среды;
5) сменная работа персонала для обеспечения надлежащего отдыха;
6) персонал соблюдает все законодательные требования применимые к охране здоровья и труда. Группа ликвидаторов нефтяных разливов на месте ведет учет реализации аварийных мероприятий с целью контроля опасных факторов и соблюдения требований техники безопасности.
Для нефтяных разливов третьего уровня, уполномоченный орган в области здравоохранения обеспечивает наличие соответствующих средств и персонала для лечения производственных травм. На всех участках производства работ имеются аптечки первой помощи, а задействованный персонал проходит соответствующее обучение по оказанию доврачебной медицинской помощи.
Меры реагирования на разливы нефти в морских и береговых зонах для открытого моря включают:
1) отбор проб и их анализ с целью определения характера, источника и распространения нефтяного разлива и/или загрязнений в прибрежной зоне;
2) контроль и ликвидацию источника аварийного разлива нефти;
3) контроль за распространением нефтяных разливов и/или загрязнений в прибрежной зоне;
4) предупреждение или локализацию нефтяного разлива и/или загрязнений в прибрежной зоне путем использования физических или механических средств;
5) ликвидацию нефтяного разлива с помощью средств, предназначенных для проведения данных мероприятий.
Для ликвидации нефтяных разливов используются следующие методы:
1) механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов);
2) применение химических средств;
3) сжигание нефтяных разливов.
Несмотря на усилия по недопущению нефти к береговой линии, определенная часть нефти во многих случаях загрязняет берег. Существуют различные методы по очистке береговых районов, которые были подвержены разливу нефти. Поскольку береговые зоны зачастую являются высокочувствительными, особое внимание необходимо уделять выбору методов для этих зон. Как часто показывает опыт, попытки очистки наносили больший ущерб берегам, чем сами нефтяные разливы.
С полной версией Постановления вы можете ознакомиться здесь.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.393 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |