Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Слишком активная либерализация казахстанского бизнеса может привести к неожиданным результатам



Слишком активная либерализация казахстанского бизнеса может привести к неожиданным результатам

 

Активная либерализация казахстанского бизнеса может привести к неожиданным результатамПочти три года в стенах Министерства экономического развития и торговли РК бьются над решением задачи сокращения сфер деятельности бизнеса, подлежащих лицензированию.

Соответствующее поручение об упрощении разрешительных процедур глава государства Нурсултан Назарбаев дал еще 6 февраля 2008 года в своем послании народу Казахстана, а затем в каждом своем послании ежегодно. В прошлом году закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» был принят.


Прогресс налицо

Согласно документу из более чем тысячи видов деятельности, подлежащих лицензированию, почти треть выбыла из списка разрешительных.

Наряду с Министерством экономики в разработке проекта активное участие принимали специалисты проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане и Форум предпринимателей Казахстана. Документ обсуждался на самых разных уровнях практически во всех регионах страны. Причем дискуссии не всегда получались мирными. Слишком много шероховатостей содержал законопроект. К счастью, благодаря плодотворной, пусть и длительной, работе огромного круга заинтересованных лиц большую часть проблем удалось решить. В своем роде данный законопроект может служить примером либеральности. Он действительно рожден в спорах, а не в кабинетах.

Попробуем вкратце ознакомить читателей с содержанием этого судьбоносного документа. Итак, основным посылом для его создания стало наличие множества административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности в первоначальном законе «О лицензировании», принятом в 2007 году. Причем наблюдалось это как на законодательном, так и подзаконном уровнях.

Сюда же, кстати, входят не только собственно лицензии, но и те документы, которые требуются для их получения. Некоторые из них после проведенного анализа были признаны совершенно ненужными. Вообще действовавший ранее закон «О лицензировании» закреплял необоснованно широкий перечень лицензируемых видов деятельности, в том числе таких сфер, видов и подвидов деятельности, которые непосредственно не влияют на здоровье человека и состояние окружающей среды. Более того, по некоторым из них существовало обязательное страхование гражданско-правовой ответственности, например по нотариальной деятельности.

Поэтому было принято решение считать основным критерием отнесения сферы к лицензируемому виду деятельности невозможность его контроля с помощью традиционных регулятивных механизмов.

К примеру, целью реформы регулирования, которая началась в Австралии в середине девяностых годов прошлого века, было снижение издержек регулирования для предпринимательства, а также повышение эффективности функционирования рынков для потребителей и производителей. Основным способом достижения указанной задачи была определена ответственность бизнеса в отрасли путем развития механизмов саморегулирования.

Проведение реформы было обеспечено широкой массовой пропагандистской кампанией (которая сама по себе рассматривается современными экономистами как средство непрямого государственного регулирования). Был выдвинут лозунг «регулировать меньше». Это стало одним из принципиальных отличий от целей аналогичных реформ в других зарубежных странах, где целью являлось «регулировать лучше».

Принимая во внимание этот опыт, и нашим законопроектом предусматривается конкретизация принципов лицензирования. В частности, были приняты конкретные квалификационные требования к отдельным видам деятельности, где профессионализм сотрудников бизнеса напрямую характеризует безопасность.

Также исключается необходимость заверения копий документов для получения лицензии, так как, во-первых, увеличивается время оформления документов, во-вторых, на предпринимателя возлагаются дополнительные финансовые затраты за нотариальные услуги. Достаточно лишь предоставить оригинал документов для сверки подлинности.

На основе мирового опыта, указанных выше критериев и принципов, а также в соответствии с рекомендациями Экспертной группы USAID было принято решение вывести из лицензируемых видов и подвидов деятельности переработку минерального сырья (за исключением переработки общераспространенных полезных ископаемых), производство и ремонт измерительных приборов. Также в категорию отказников попадает предоставление социальных услуг для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов, престарелых людей в медико-социальных учреждениях, вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу.

Сюда же входят таможенная консультация, импорт этилового спирта и алкогольной продукции, производство оборудования, сбор лома цветных и черных металлов, деятельность по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации. Помимо этого, от лицензирования освобождено предоставление услуг в области связи, экспорт зерна, адвокатская, нотариальная и аудиторская деятельность, а также оценка имущества, организация и проведение лотерей (кроме государственных или национальных).

В целом от принятия закона ожидается значительное снижение административных барьеров для занятия предпринимательской деятельностью и, соответственно, в будущем социально-экономический прогресс государства.

Вместе с тем для государственных органов последствием принятия законопроекта станет уменьшение временных и трудовых ресурсов, затрачиваемых на выдачу разрешительных документов, снижение нагрузки от избыточного государственного регулирования, а также устранение издержек, связанных с обеспечением выполнения установленных правил и норм законодательства.

Для бизнеса принятие закона будет способствовать сокращению бумажного бремени, издержек, связанных с заполнением форм, отчетностью, прямых денежных расходов, в целом уменьшению затрачиваемого времени на открытие бизнеса.

Регресс тоже

Теперь рассмотрим обратную сторону той медали, которую нам представили в Министерстве экономического развития и торговли. Безусловно, тот факт, что лицензий стало меньше, не может не радовать. Но вот по структуре, будь они хоть трижды обсуждены, не всякий согласится, что отменили то самое, что было действительно не нужно. К примеру, импорт алкогольной продукции… Известно, что в России импорт алкоголя из Казахстана сопряжен с колоссальными издержками. Тут и 10 млн рублей гарантии на счете в банке, и ограничения по объемам ввоза. У нас же лицензия на импорт алкоголя из той же России до 2010 года стоила 10 тысяч тенге, а теперь и вовсе отменили. Вези – не хочу… В магазинах уже появилась водка российского производства дешевле казахстанской. Наш минимум 300 тенге – их минимум 250 тенге. И здесь налицо тот самый демпинг, которого так боялись еще перед созданием Таможенного союза отечественные предприниматели. А ведь алкоголь еще со времен Петра I считался в России одним из трех основных экспортных товаров.

Или взять сбор лома цветных и черных металлов. Лицензирование этого вида деятельности появилось сравнительно недавно. Приблизительно в 2002 году правительство вынужденно пошло на такой шаг. Потому как полицейские рейды обнаруживали в пунктах сбора металлов пропавшие канализационные люки, километры краденых алюминиевых проводов и прочее имущество. Тогда пункты сбора можно было найти в каждом квартале. Оно и неудивительно, ибо бизнес очень выгодный. Тогда алюминий принимали по 60-80 тенге за килограмм, а продавали в Китай по полторы тысячи долларов за тонну. Навар – больше 150 процентов. Те же люки принимали как черный металл по 1-10 тенге за килограмм (при цене хлеба 20 тенге за булку), а продавали по 50-70 тысяч тенге с тонны. Прибыль – 400 процентов.

После введения лицензирования на этот вид деятельности небольшим приемным пунктам житья не стало. Они стали исчезать. Дороги вновь стали безопасными – без дыр в канализационных люках. Электричество перестало пропадать в домах из-за краж проводов.

Уже почти год минул после отмены лицензирования на сбор черных и цветных металлов. В Алматы опять появились пункты приема с недвусмысленной рекламой. На дорогах уже начали появляться прорехи на местах канализационных лазов. До алюминия пока не добрались. Видимо, не знают еще, что в средней районной подстанции хранится меди на два новых «Жигули» и алюминия на приличный поселковый дом.

Нельзя не вспомнить и еще об одном виде деятельности, который подвергся лицензированию сравнительно недавно. Это, конечно же, экспорт зерна. Когда в 2006-2007 годах Казахстан, собрав рекордный урожай, оказался фактически без хлеба, правительство было вынуждено ввести лицензирование. Зайдя в магазин, люди с недоумением лицезрели пустые хлебные полки, мука чуть ли не на половину подскочила в цене. Только путем невероятных усилий после трехдневного дефицита хлеба в Алматы удалось привезти несколько железнодорожных составов с мукой. Но еще одна незадача. Те не смогли встать на разгрузку, потому что все тупики были забиты дефицитным тогда цементом, который тоже пришел на вокзал в результате правительственных мер реагирования.

Ныне, слава богу, Продкорпорация ежегодно формирует резервный запас зерна. Теоретически дефицит исключен. А значит, лицензирование вроде бы и не нужно. Тем более с учетом прошлогодних «успехов» Минсельхоза на ниве освоения урожая. Нигде не оговаривается, сколько зерна сгинуло безвестно в полиэтиленовых элеваторах, предложенных министром сельского хозяйства Мамытбековым. Мыши поели или сгнило по низу – такой результат в одном из хозяйств Алматинской области. В итоге на корм скоту, который здесь имеется, годится.

Прелая пшеница – это, конечно, хорошо. Особенно если учитывать цены на кормовое зерно, которое нынче чуть ли не вровень с хлебом. Но ведь должно быть по-другому. Помнится еще конец 1990-х, когда хлебом свиней кормили, потому что тот был дешевле ячменя. Сейчас ситуация складывается подобная. В прошлом году удалось побывать во многих регионах Казахстана, и везде на полях ячмень. Во всяком случае около дорог. Так куда же он девается? Нынче курицу на подворье дороже кормить, чем купить готовые американские окорока. Это потому что у них корма дотируют, а у нас кот наплакал. Причем не о дотациях речь – кормов мало. А если учесть, что они тоже зерновые, а значит, экспорт не воспрещен, то и выводы однозначные.

И новое…

В этом году в своем очередном послании народу Казахстана президент Назарбаев дал поручение еще более упростить процедуру получения лицензий. Если раньше на принятие таких решений у них было хоть какое-то время, то теперь все произошло в течение полутора месяцев. В итоге и документ вышел еще более интересным, чем все предыдущие, вместе взятые. Приведем лишь наиболее интересные пункты.

«В целях реализации поручения президента РК по снижению административных барьеров для развития МСБ с 1 апреля 2012 года комитетом промышленности Министерства индустрии и новых технологий 10 видов лицензий будут выдаваться в электронном формате. Речь идет о таких разрешительных документах, как:

«…3. Лицензия на разработку, производство, приобретение и реализацию взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;

4. Лицензия на разработку, производство, ремонт, приобретение и реализацию боеприпасов, вооружения и военной техники, запасных частей, комплектующих изделий и приборов к ним, а также специальных материалов и оборудования для их производства, включая монтаж, наладку, модернизацию, установку, использование, хранение, ремонт и сервисное обслуживание;

5. Лицензия на производство, переработку, приобретение, хранение, реализацию, использование, уничтожение ядов;

6. Лицензия на разработку, производство, ремонт, торговлю, приобретение боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему;

7. Лицензия на ликвидацию (уничтожение, утилизацию, захоронение) и переработку высвобождаемых боеприпасов, вооружений, военной техники, специальных средств».

В наш век подделать любой документ на компьютере – дело одного часа от силы даже для непрофессионала. Но ведь список каков: боеприпасы, оружие, яды, пиротехника. Чем это может закончиться – нетрудно догадаться. К примеру, на днях в 1-м микрорайоне Алматы парень, испытывая травматический пистолет, подстрелил 60-летнего мужчину и пятилетнего мальчика. Следствие пока не окончено, но интересно до чертиков, кто вручил этому молодчику этот самый пистолет.

Нельзя не отметить недавний факт провоза на территорию Алматы нескольких вагонов с ядовитым веществом метанолом. До сих пор следственные органы не знают, как это получилось. А получиться все могло просто – по подложным документам. К примеру, некая фирма, обладая псевдолицензией на ввоз подобных веществ, показала ее проверяющим, а в итоге груз дошел до единственного казахстанского мегаполиса. Чем это могло закончиться по-плохому, даже предполагать не хочется.

Если так дальше пойдет, не дай бог, лицензирование частной медицинской практики отменят. Будем тогда глотать лягушек, ставить пиявок и пить травяные настои, встав при луне по пояс в крапиву. Зато, наверное, подстегнем отечественный бизнес к активной деятельности. Хотя больше верится в то, что мошенники и аферисты правительственными льготами скорее воспользуются.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 47
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.236 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>