Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Мигранту нужен гарант



Мигранту нужен гарант

 

Мигранту нужен гарантНа вопросы читателей отвечает руководитель правозащитного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Виктория ТЮЛЕНЕВА (на снимке).

Кумысный патриот, вопрос с сайта газеты "Время":


Если мы хотим быстро развиваться, то привлечение гастарбайтеров необходимо. Просто нужно упорядочить процесс их привлечения. Какие будут в связи с этим предложения правозащитников?

- У нас, по приблизительным подсчетам международных организаций, трудится от 500 тысяч до 1 миллиона нелегальных мигрантов (официальной статистики на этот счет нет). Рабочие из соседних государств к нам ехали, едут и будут ехать. Закрываться от них административными барьерами или силовыми приемами бессмысленно. Государству экономически гораздо выгоднее ввести нелегальную рабочую силу в правовое поле, увеличив таким образом поступления в бюджет, нежели большими группами депортировать их на родину. На мой взгляд, действующая в стране система квотирования на привлечение иностранной рабочей силы себя не оправдала и требует пересмотра. Разрешения на трудовую деятельность иностранцев в Казахстане целесообразнее выдавать не работодателям, а самим трудовым мигрантам. И определить перечень критериев, которым будущий работник должен соответствовать.

Я не утверждаю, что принимать и тем более защищать нам нужно всех, кто хочет здесь работать. Но тех, в ком страна явно нуждается, мы поддерживать все-таки должны.

Ильяс ТЕИПОВ, Алматы:

Трудовые мигранты занимают ниши нашего рынка труда, которые вполне могли занять безработные казахстанцы. Кроме того, гастарбайтеры избаловали работодателей своими низкими требованиями к величине зарплаты. Что вы об этом думаете?

- Критика объективна, но полностью с вами я согласиться не могу. Есть в Казахстане такие сферы экономики, в которые казахстанцы работать не идут, причем не только из-за низкой зарплаты, но и из-за тяжелых условий. Например, возделывание табачных плантаций под Чиликом Алматинской области, работа на хлопковых полях в Южном Казахстане. Что касается строительства и торговли, где трудовых мигрантов не меньше, чем в сельхозпроизводстве, то реалии таковы, что работодателю дешевле и проще нанимать гастарбайтеров, нежели граждан Казахстана.

Во-первых, иностранные рабочие согласны на любые условия. Во-вторых, с ними проще расстаться. В-третьих, на них можно сэкономить. Поэтому сферу трудовой миграции необходимо регулировать путем упрощения получения разрешений на трудовую деятельность. Ведь рабочих мест от этого меньше не станет.

Большинство иностранцев работает в Казахстане нелегально только из-за того, что существующие квоты на привлечение иностранной рабочей силы не соответствуют объективной действительности. Реально требуемое количество рабочих рук в стране в десятки, если не в сотни раз превышает разрешенное государством.

В 2005 году у меня была мониторинговая поездка в Чилик. В интервью с руководителем агентства занятости, который привозит на табачные плантации киргизских рабочих, он сказал: на один восьмимесячный сезон возделывания табака в Чилике требуется 15 тысяч трудовых мигрантов. А уже в 2008 году, спустя три года после той поездки, на трудовую миграцию четвертой категории, то есть сельхозработы, государством было выделено не более 6 тысяч квот на всю страну. Чувствуете разницу в спросе и предложении? Большой вопрос, кто и как эти квоты составляет. По законодательству этим должны заниматься акиматы, которые собирают информацию от работодателей. А те, возможно, намеренно занижают свои потребности в рабочей силе для экономии на налогах. Вот и получается, что государство закрывает глаза на недостоверность информации.

Руслан, Алматы:

В прошлом году нанимал бригаду узбеков, которые строили мне дом, потому что наши рабочие с проспекта Сейфуллина даже кирпичи разгрузить отказались. Так вот, эти узбекские ребята рассказали мне, что у них в Казахстане постоянно возникают проблемы: то заказчик деньги не заплатит, то миграционная полиция паспорта изымает. Жаль их было, если честно, но помочь ничем я им не смог, разве что рассчитался полностью. Кто и как в нашей стране способен отстоять права тех, кто дешево и сердито строит нам дома?

- Такие возможности у государства есть, но оно не сильно спешит защищать тех, от кого постоянно "обороняется". Наше бюро готово оказывать им юридическую помощь, но и к нам трудовые мигранты не особо идут. У меня подозрение, что они просто не верят в возможность решить свои проблемы правовым путем, а других путей мы им предложить не можем. Парадокс в том, что в нашей стране защищать себя неправовыми методами - взятками, посредничеством - куда эффективнее, чем действовать в рамках закона. Но по закону - всегда долго, да и гарантии успеха никто дать не может.

Чаще всего гастарбайтеры сталкиваются с невыплатой им зарплаты, что является следствием работы без заключения трудовых договоров, постоянными рейдами миграционной полиции с последующим изъятием паспортов, штрафами и депортацией.

Меньше всего трудовые мигранты обращаются за юридической помощью по поводу неоказания им медицинских услуг и образования.

К сожалению, в моей практике практически нет историй успеха. Не потому, что я плохой юрист, а потому что это объективная реальность. У меня было пять попыток через суд взыскать с работодателей невыплаченную гастарбайтерам зарплату. Но все процессы закончились, даже не начавшись, поскольку невозможно было собрать доказательную базу. А единственное для наших судов доказательство трудовой деятельности у конкретного работодателя - трудовой договор или бухгалтерские документы. Но их, как правило, в случае найма нелегальной рабочей силы, не бывает.

Кроме того, сами гастарбайтеры не хотят ввязываться в судебные тяжбы, поскольку и времени на это не имеют, и опасаются новых проблем. Вот почему вопросы невыплаты зарплат зачастую не решаются совсем.

Куда более результативно у нас обстоят дела с защитой прав мигрантов, желающих постоянно проживать в Казахстане, по обжалованию действий миграционной полиции. Выигранных нами дел немного, но все они в какой-то мере уникальны.

Знаменитая история гражданина африканского государства Мали Идрисса ТРАОРЕ (см. "Засужу по-черному!", "Пошёл на принцип", "Время" от 24.12.2009 г. и 12.1.2010 г.) закончилась оформлением в миграционной полиции вида на жительство, в которой ему изначально отказывали. Но в этом случае наша победа была предрешена еще до начала судебного разбирательства, в том числе и благодаря публикациям в газете "Время". После Траоре мы подали еще два иска в суд на миграционную полицию, однако проиграли их. В первом случае пытались привлечь сотрудников миграционной полиции к ответственности за волокиту и причинение тем самым материального вреда иностранцу. Во втором - хотели доказать через суд незаконность требования правоохранительных органов, чтобы мигрант проживал по месту регистрации. Хотя очевидно, что это требование ни в одном законодательном акте не прописано. Это же абсурд: люди должны 24 часа в сутки находиться по месту регистрации, и даже поход в гости расценивается как нарушение правил пребывания. Это дело сейчас находится в прокуратуре, куда мы обратились с просьбой опротестовать решение специализированного межрайонного административного суда Алматы.

Вопрос редакции газеты "Время":

Юрист вашего бюро действительно участвовал в комиссии по присвоению статуса беженцев, которая в этом статусе отказала трем десяткам узбеков (см. "Беженцы на выданье", "Время" от 23.10.2010 г.)? Вы согласны с этим решением? Кто эти люди, возвращения которых запросила у Казахстана генеральная прокуратура Узбекистана? За что их преследуют?

- Наш юрист Денис ДЖИВАГА принимал участие в комисии, присутствовал на заседаниях как в самом департаменте по миграции, так и на выездных заседаниях в следственных изоляторах ДВД и ДКНБ Алматы. Иногда его замещала другой юрист - Светлана ХИЖНИЧЕНКО. Не доверять нашим сотрудникам у меня нет оснований, поскольку с точки зрения международных документов эти люди под статус беженцев не подпадают. Беженцем лицо признают в том случае, если у него есть объективные основания полагать, что он станет или уже стал жертвой преследования за свои политические взгляды, религиозные убеждения, принадлежность к определенной социальной группе и т.д. К сожалению, у всех этих узбекских граждан нет стопроцентных доказательств того, что они являлись жертвами преследования либо у них есть обоснованные опасения ими стать. Однако, не оспаривая правильности отказа им в присвоении желанного статуса, на Варшавской обзорной конференции ОБСЕ я от имени нашего бюро говорила о недопустимости экстрадиции этих людей в Узбекистан, поскольку ни одно из государств, ратифицировавших Конвенцию ООН против пыток (Казахстан в их числе), не имеет права экстрадировать людей в страну, где они могут подвергаться пыткам или обращению, унижающему человеческое достоинство. А в Узбекистане, как известно, пытки являются "нормой жизни". Мы сомневаемся в том, что на родине возбужденные против них дела по обвинению в терроризме будут рассмотрены объективно. Поэтому Казахстан должен и обязан решить их проблему любым другим способом - хотя бы предоставлением права на временное проживание. Однако, насколько я знаю, в планах нашего государства - выдать их в Узбекистан, в связи с чем мы планируем продолжать держать это дело на своем контроле и информировать мировое сообщество о результатах его разрешения.

Вопрос редакции газеты "Время":

Как вам работается без Евгения ЖОВТИСА?

- Сложно работается без Евгения Александровича, потому что в его отсутствие практически каждому сотруднику приходится совмещать в себе и администратора, и эксперта по правам человека. До возвращения Жовтиса необходимо сохранить бюро по правам человека как организацию в том составе, в котором мы существуем. А это вопрос финансовый. И где-то даже политический. Этим прежде всегда занимался Евгений Александрович. В отсутствие Жовтиса мы пытаемся оставаться экспертами по правам человека. Это дается очень нелегко, поскольку административная работа съедает практически все время, и его очень мало остается на экспертную работу. Но самое главное - у нашей организации "вынули мозг" - лучшего в Казахстане эксперта по правам человека, не в обиду будь сказано нашим партнерам и коллегам.

 

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

 

Сайт газеты «Время»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 11
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.929 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>