Говоря об уникальной фауне Каспийского моря, нельзя не упомянуть о тюлене – единственном морском млекопитающем из отряда ластоногих. Как и рыбы осетровых пород, каспийский тюлень обитает в наших краях с незапамятных времен и тоже находится под угрозой полного исчезновения. Еще в начале ХХ века тюленье стадо Каспийского моря насчитывало миллион особей. Несмотря на то что научные исследования по каспийскому тюленю в те годы не проводились, определить их численность удалось по записям добывающих компаний, где отмечались места лежбищ, отражались данные о добыче взрослых особей на мясо с жиром и бельков (детенышей), чья белая шубка шла на изготовление меховых изделий. |
За столетие численность тюленей снизилась более чем в 10 раз. В настоящее же время их осталось около 100 тысяч особей по всему Каспийскому морю, и эта цифра снижается из года в год.
Первый удар тюленьему стаду был нанесен в результате масштабного и бесконтрольного промысла. Начиная с 30-х годов прошлого века ежегодно добывалось от 125 до 200 тысяч особей. Промысел остановили в начале 90-х годов из-за нерентабельности. Сейчас лов тюленя ведется лишь в научных целях, хотя от этого тюленей больше не стало.
Ледокол тюленю не товарищ
К числу вредных факторов, способствующих гибели тюленей, в частности, относится потепление климата. В особо теплые зимы лед в северной части Каспийского моря либо вовсе не схватывается, либо рано тает, а, как известно, тюлени производят потомство именно на льду. По данным Атырауского научно-производственного центра рыбного хозяйства, рождение тюленят (бельков) приходится на конец января – начало февраля. В это время льды Северного Каспия становятся этакими природными родильными домами – местами лежбищ тюленей. Постепенно, в период кормления, роста и развития, белая шубка белька с линькой меняет окрас, и щенок становится маленькой копией взрослого тюленя-сиваря. Не все тюлени успевают «сбросить шубку» на льду, поэтому линька продолжается на островах и шалыгах.
В этот период тюлени очень уязвимы, поэтому еще одной угрозой их существования является активное судоходство. Ежедневно воды Каспийского моря бороздят десятки судов: зимой это в основном суда нефтяных компаний, занимающихся разработкой Кашаганского месторождения, причем как караваны, так и отдельные суда передвигаются вслед за ледоколами, прокладывающими путь.
«Зеленые» неоднократно заявляли о гибели тюленей и особенно молодняка в зимнее время. Одинокий белек, оказавшись без мамы в морской воде, быстро погибает. По мнению экологов, ледоколы десятками давят тюленей, а уцелевших добивают винтами следом плывущие суда. И поскольку каждая самка каспийского тюленя производит на свет одного щенка в год (редко – двух), при такой низкой численности смерть каждой половозрелой самки только ускоряет исчезновение вида.
Нефтяники свое участие в истреблении тюленьего стада, разумеется, отрицают. Оказывается, каждый капитан специально проинструктирован на случай, если на его пути встретится лежбище ластоногих. Он обязан обойти их почти за километр и сообщить об этом по рации коллегам. Но насколько точно следуют инструкциям капитаны, остается только гадать.
Свое мнение по этому поводу выразил исполняющий обязанности председателя комитета рыбного хозяйства Минсельхоза РК Бауржан Жумажанов, побывавший в Атырау в середине марта с рабочим визитом. По его словам, на уровне правительства страны будет решаться вопрос об ужесточении контроля над нефтяными компаниями, имеющими разрешение на судоходство в Каспийском море. В планах комитета инициация изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие само судоходство, особенно в зимний период, на маршрутах, где появляются тюленьи лежбища.
Концы в воду
Еще один враг каспийских ластоногих – километровые браконьерские сети, в которых тюлени погибают, запутавшись в ячеях. Другая причина гибели – истощение тюленей из-за недостатка привычной пищи – каспийской кильки. А это их основная кормовая база. Многие помнят, как в 2001 году по всей акватории Среднего и Южного Каспия было обнаружено гигантское количество погибшей кильки. Тогда на месте экологической катастрофы собрали 250 тысяч тонн мертвых рыбешек – годовая квота вылова всех прикаспийских государств и 40% всех запасов кильки в Каспийском море! В погибшей кильке нашли большое содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов.
Впрочем, некоторые эксперты заявили, что к гибели кильки нефтяные компании отношения не имеют. А причина мора – появление в акватории Каспия черноморской и азовской медузы, которая перекочевала оттуда, судя по всему, вместе с кораблями.
Какая собака укусила тюленя?
В 1998 году на Каспии зафиксировано очень странное поведение тюленей. Миролюбивые и спокойные морские звери, живущие в акватории Каспия еще со времен ледникового периода, стали выползать из воды на сушу и нападать на людей. Версию, что «бешенство» тюленей может быть связано с загрязнением среды их обитания из-за роста добычи «черного золота», нефтяные компании и власти быстренько похоронили.
В апреле–июне 2000 года произошел самый масштабный мор каспийских тюленей за прошедшее столетие. Погибших животных сначала находили на островных залежках и морской акватории Северного Каспия, а затем в западной части Среднего и Южного Каспия. В общей сложности количество погибших особей на островах Северного Каспия, береговой полосе Казахстана, России (Дагестан) и Азербайджана, по сведениям природоохранных организаций, составило порядка 25–30 тысяч. По факту гибели тюленя состоялось несколько экспедиций в северные районы: на Зюйд-вестовую шалыгу (Казахстан) и остров Малый Жемчужный (Россия). Тогда исследователи дали заключение, что причиной мора стал вирус чумы плотоядных, более известный как собачья чумка.
Пошумели и забыли
С тех пор массовый мор тюленей, а также гибель рыб осетровых пород и птиц наблюдается практически ежегодно. После очередного такого замора в конце апреля 2006 года, когда к побережью Мангистауской области волнами прибило более двух тысяч рыбин осетровых пород и 337 тюленей, ряд ученых-экологов и депутатов парламента Казахстана забили тревогу. В открытом письме на имя главы государства Нурсултана Назарбаева, в частности, говорилось, что «по данным казахстанских и российских ученых, участвующих в совместных межгосударственных исследованиях, основной причиной гибели ихтиофауны является загрязнение моря нефтью и периодический аварийный выброс сероводорода из скважин. Отсутствие единого экологического мониторинга в казахстанской части Каспия препятствует проведению комплексного анализа состояния экосистемы моря».
Подписавшие это обращение также говорили о лоббировании частными структурами интересов нефтедобывающих компаний, которые привлекают эти самые структуры для мониторинга и экологических исследований. Что нефтедобытчики, ссылаясь на соглашение о разделе продукции, не допускают к мониторингу государственные научные учреждения, а частники «не всегда заинтересованы в объективной информации о состоянии животного мира Каспия».
Более того, тогда Мангистауское управление охраны окружающей среды сделало сенсационное заявление о возможной причастности компании «Agip KCO» (на то время – оператор месторождения Кашаган) к этому экологическому бедствию! По данным мангистауской облэкологии, с учетом морских течений, «розы ветров» и времени мора вероятным местом гибели рыбы и тюленей, предположительно, является контрактная территория компании, то есть месторождение Кашаган, где мог быть выброс токсичных веществ. Эта версия подтверждалась результатом анализа проб, взятых в месте предположительной гибели, где выявлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) фенола и бытовой химии в 3–6 раз. А превышение ПДК нефтепродуктов в пробах донных отложений, взятых в контрольной точке, возросло по сравнению с 2005 годом в 30 (!) раз.
По факту массовой гибели животных даже возбудили уголовное дело, но громких разоблачений никто так и не дождался. Как говорится, пошумели и забыли…
Когда ждать новое ЧП?
Между тем природа продолжает преподносить «сюрпризы». 25 марта инспектора рыбоохраны по береговой полосе Каспийского моря от мыса Урдюк до местности Баутинская коса обнаружили 35 мертвых тюленей – молодняк. По данным Минсельхоза, степень разложения туш показывает, что смерть наступила за полторы-две недели до обнаружения. Три тюленьих тушки сдали в мангистауский филиал республиканской ветеринарной лаборатории для проведения исследований на выявление болезней бактериологического, паразитарного характера и анализа на различные формы отравлений. Результаты пока неизвестны.
Популяция тюленя находится в неразрывной связи с другими обитателями Каспийского моря и всей экосистемой в целом. Об этом надо помнить всегда. И очередная гибель тюленей – новый сигнал SOS властям, что в Каспийском море давно не все в порядке. Поэтому в условиях нарастающего техногенного воздействия на экосистему моря – в преддверии начала добычи большой нефти – необходим полный мониторинг за этим видом, который нигде больше не встречается. Однако в Атырау систематические исследования тюленей государственными структурами не ведутся. Нет денег. С казахстанской стороны состояние их популяции отслеживает тот самый Agip – заказывает научные исследования, привлекая как казахстанских, так и зарубежных специалистов.
Ни капельки не сомневаясь в компетентности сих ученых мужей, стоит, однако, напомнить: кто платит, тот и заказывает музыку. Тем более что за все эти годы ясного и вразумительного объяснения – почему гибнет каспийская живность – так и не получено. А пока, скорее всего, стоит ждать нового каспийского ЧП.
Артур Шилов, Атырау
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.241 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |