Экспортный потенциал таких трех крупнейших производителей зерна, как Казахстан, Россия и Украина, в текущем году составит примерно 55–56 млн тонн. Казалось бы, единое советское прошлое и территориальное соседство создают все условия для создания этими странами единого зернового пула, чтобы диктовать на мировом рынке свои цены на сырье. Однако среди трех бывших союзных республик на этот счет нет единого мнения. В нынешнем маркетинговом году наш северный сосед намерен отправить на экспорт порядка 26 млн тонн зерновых, Украина – свыше 17 млн тонн, Казахстан – 13 млн, из которых 9 млн – в виде зерна и 4 – в виде муки. Пока зерновики трех стран не пришли к единому мнению относительно создания единого зернового пула, однако едины в одном: наращивать производство зерна нельзя без наращивания инфраструктуры для его доставки на мировые рынки. |
Вопрос о создании единого Зернового пула, куда вошли бы Казахстан, Украина и Россия, поднимался в последние годы, в том числе на высшем уровне, не раз. Однако, как говорится, воз и ныне там, подвижек в этом вопросе пока не предвидится.
В чем же причины такой инертности, при, казалось бы, хорошей экономической выгоде? Ответ на этот вопрос попытались дать главные зерновики трех стран в ходе прошедшего на этой неделе видеомоста «Москва – Астана – Киев».
Так, по информации президента Зернового союза России Артема Злочевского, сегодня создание Зернового пула трех государств находится в режиме «отложенности» в связи с позицией Украины, которая «не очень-то заинтересована в создании такого объединения».
«Недавно поднимался вопрос о возобновлении рабочей группы по созданию Зернового пула с участием представителей трех наших стран, но он был отложен до лучших времен», – заявил Злочевский.
По его словам, между Россией и Казахстаном, которые входят с Тамо-женный союз, Зерновой пул сформировался автоматически.
«В рамках Таможенного союза у нас действует унифицированный тариф за перевозку и транзит по территории стран – участниц объединения по железной дороге. Это означает, что условия транзита казахстанского зерна сопоставимы с российским зерном. То есть все сложилось автоматически, но без Украины нет смысла обсуждать создание трехстороннего Зернового пула», – сказал главный зерновик России.
В ответ на его заявление президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко пояснил, что дело совсем не в нежелании его страны войти в Зерновой пул, а в недостаточных мощностях ее инфраструктуры.
«Мы провели анализ, согласно которому вагон, груженный зерном, проходя по территории Украины, 85 процентов своего времени в пути теряет на погрузке, разгрузке и оформлении документов. Оборачиваемость зерновых грузов на Украине составляет восемь дней, это очень много. Из-за нехватки перевалочных пунктов простаивают от двух до трех тысяч вагонов с зерном», – сказал Клименко.
По его мнению, для того чтобы конкурировать со своим зерном, всем трем странам надо усовершенствовать свою логистику и инфраструктуру.
«Наращивать объемы производства зерна нашим странам без наращивания инфраструктуры – это просто выкинутые деньги. Сегодня мировой рынок требует качественное зерно. И этот вопрос надо решать нам всем вместе. Например, Украине для строительства новых элеваторов с высокой пропускной способностью и новых перевалочных пунктов нужно, по предварительным расчетам, примерно 6 млрд долларов США», – резюмировал Клименко.
С ним отчасти согласился и президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев. Он тоже считает, что главные трудности, с которыми сталкивается сегодня Казахстан при экспорте своего зерна, – это отсутствие нужной инфраструктуры в том направлении, где есть спрос на его товар, а также дефицит железнодорожных вагонов.
«Сегодня спрос на казахстанскую пшеницу в Средней Азии, Афганистане, Иране, странах Персидского залива в три раза превышает наши экспортные возможности. При спросе в 23 млн тонн, наш экспортный потенциал всего лишь 13 млн тонн. Но, к сожалению, в этом выгодном для нас направлении у нас нет соответствующей инфраструктуры», – отметил глава Зернового союза Казахстана.
Он напомнил, что еще в начале 90-х годов Казахстан отправлял на экспорт в Иран свое зерно по существующей железной дороге, которая проходила через Узбекистан, заходила краем в Туркменистан и затем доходила до станции Сиракс в Иране.
«Мы отправляли по данному маршруту в 2001 году по 100 тысяч тонн зерна в месяц, а в год выходил 1 млн 200 тысяч тонн, но четыре года назад на данном маршруте возникли трудности. Дело в том, что у Ирана не было своих вагонов и отправляемые в эту страну с нашим зерном вагоны возвращались лишь через 40–60 дней, что не приветствовалось железнодорожниками», – пояснил он.
Кроме этого, по его словам, сложности возникали при разгрузке вагонов, так как в Иране и Казахстане разная ширина колеи железной дороги. Для разгрузки вагонов в Иране использовали грузовики, что также увеличивало время простоя вагонов, груженных зерном.
По словам Тлеубаева, еще одна инфраструктурная проблема при экспорте казахстанского зерна – это ограниченные возможности морского порта Актау.
«Второй маршрут нашего зерна на эк
спорт идет через Каспий, через порт Актау, куда товар приходит в ж.-д. вагонах, но там для разгрузки есть только один причал, второй построить не могут. А потому корабли, неважно какой грузоподъемностью, грузятся почти двое суток», – отметил эксперт.
По его словам, есть еще один маршрут – в сторону Черного и Балтийского морей через территорию России.
«Но транзит через Россию стоит нам порядка 100 долларов, и мы грузим туда только потому, что есть инфраструктура», – сказал Тлеубаев.
По мнению главы Зернового союза Казахстана, «большим спасением для казахстанских зерновиков станет новая железная дорога Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран).
«Нас бы спасла новая железная дорога Узень – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган, которая с широкой колеей войдет на 86 км на территорию Ирана, а навстречу Иран построит свою узкоколейную часть дороги. В октябре текущего года должно состояться завершение строительства дороги, и тогда наше зерно пойдет по кратчайшему и выгодному для него пути к Персидскому заливу», – отметил Тлеубаев.
Действительно, считают эксперты, экспортный потенциал Казахстана с началом эксплуатации новой железной дороги, без сомнения, вырастет. Так, по данным Агентства по статистике, Казахстан по существующим транспортным коридорам может экспортировать в Иран до двух миллионов тонн зерна.
К примеру, в 2009 году Казахстан экспортировал в Иран около миллиона тонн, с января по март 2010-го – примерно 200 тысяч тонн. А новая железная дорога Узень–Горган позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал зерна до трех миллионов тонн в год.
Проект, как было сказано выше, планируется завершить к 2012 году. В первый год эксплуатации железнодорожной ветки объемы грузоперевозок составят около 4,5 млрд тонн, к 2025-му этот показатель планируется увеличить в 3,5 раза.
Кстати, ближе к сроку окончания строительства железной дороги Узень–Горган может начаться активная фаза строительства коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман–Катар.
Кульпаш КОНЫРОВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.214 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |