Из местного бюджета выделено 370 млн тенге для приобретения, хранения и реализации сельхозпродукции по стабильным ценам через шымкентский торгово-логистический центр, созданный при НК «СПК «Шымкент». К тому же у продавцов на созданных на рынках социальных точках реализации зарплата зависит не от наценки на товар, а от объемов реализации. Сейчас можно с полной уверенностью отметить, что проведенная работа по закладке сельхозпродукции на длительное хранение и ее последующая реализация по фиксированным ценам сильно повлияли на цены. |
Правильно поставленная работа местных властей позволила предотвратить в ЮКО традиционный скачок цен на продукты в зимне-весенний период. В результате цены на основную группу овощей были на 20-30 процентов ниже прошлогодних.
В конце прошлой зимы – начале весны цены на овощную продукцию в ЮКО взлетали вверх, несмотря ни на какие усилия чиновников их удержать. К примеру, цена на картофель довольно легко достигла в Шымкенте планки в 110-120 тенге за килограмм. Видя, что ситуацию легче предупредить, чем исправить, областной акимат разработал и принял к исполнению программу стабилизации цен на продукты в межсезонье. В результате через год в марте (когда старые запасы подходят к концу, а новых еще нет) на рынках можно было спокойно купить картошку по цене от 55 до 80 тенге, в зависимости от качества, места происхождения товара и наглости продавца. Что именно было сделано для удержания цен, рассказывает заместитель акима области Берик Оспанов.
– Берик Серикович, оправдала ли себя областная программа стабилизации цен на продукты в межсезонье?
– Однозначно да. В 2011 году из местного бюджета было выделено 370 млн тенге для приобретения, хранения и реализации сельхозпродукции по стабильным ценам через шымкентский торгово-логистический центр, созданный при НК «СПК «Шымкент»». Было закуплено 2384 тонны картофеля, 270 тонн моркови, 3121 тонна лука, 220 тонн риса, 128 тонн гречки, 100 тонн растительного масла и 37 тонн различных круп. Всю зиму эти продукты реализовывались по фиксированным ценам. Сейчас цена рынке не прошлогодняя, что радует, она намного ниже. И хотя свежих овощей пока нет, а старые запасы подходят к концу, сложившаяся ситуация не дает торговцам сильно поднимать цены. Дешевая продукция Стабфонда, к примеру, картофель по 45 тенге за килограмм, влияет на рынок и перекупщики или оптовые продавцы не могут поднять цену. Кто будет у них брать по завышенной цене, если знают, что на рынок регулярно поступает продукция по стабильной, относительно низкой цене? К тому же у продавцов на созданных на рынках социальных точках реализации заплата зависит не от наценки на товар, а от объемов реализации. Им самим выгодно продавать по более низкой цене, чтобы росли объемы продаж и, соответственно, зарплата. Сейчас можно с полной уверенностью отметить, что проведенная работа по закладке сельхозпродукции на длительное хранение и ее последующая реализация по фиксированным ценам сильно повлияли на цены. Кроме того, в прошлом году по области только ярмарок, где сельхозпродукция реализовывалась самими производителями на 15-20 процентов ниже рыночной цены, было проведено 78. Наряду с этим вдоль трасс республиканского и местного значения были организованы торговые площадки, где различные овощи продавались по принципу «с поля – на стол».
– Кстати, насчет ярмарок. Многие жалуются, что, несмотря на все принимаемые властями меры, на ярмарках среди торговцев очень много перекупщиков, а не непосредственных производителей. Естественно, это влияет на цены.
– От перекупщиков избавиться очень тяжело, потому что трудно доказать точно, что это перекупщик. Наша основная задача на этих ярмарках – чтобы цена была ниже рыночной. Если перекупщик готов продавать по такой цене, тогда ради бога. То есть он должен, как минимум, по оптовой цене продавать. Что зачастую не всегда происходит. И тут есть несколько моментов… Производителям часто не то что лень, просто в силу разных обстоятельств они не хотят сами реализовывать продукцию на рынках. Им проще отдать перекупщику. С другой стороны, у некоторых объемы не позволяют. Также, согласен, на определенных этапах контроль со стороны акиматов не всегда на должном уровне. Но я думаю, что это можно отрегулировать. Сейчас есть такая идея, чтобы каждый район реализовывал свою продукцию. Есть палатки, которые закупали для ярмарки в Астане, за районами закрепили участки. Мы хотим, чтобы каждые выходные 3-4 района привозили свою продукцию на ярмарки, напрямую от производителей, без всяких посредников. Понятно, что цена будет совсем другая, ниже, и будет достигнут тот эффект, который мы хотим. Для производителей эта цена будет выше, чем дали бы перекупщики, а для покупателей она будет ниже рыночной.
– Одним из моментов программы было увеличение объемов овощехранилищ. Что сделано в этом направлении?
– Касательно овощехранилищ, они очень большое подспорье и являются одним из рычагов, которые повлияли в этом году на цены. На данный момент в области действуют овощехранилища на 117 тысяч тонн, хотя еще в 2009 году их общая емкость составляла всего 19 тысяч тонн. Практически весь объем этой зимой был задействован. Не скажу, что все они суперсовременные, есть и восстановленные старые, но свою роль они сыграли. Всего для покрытия потребности области в свежей сельхозпродукции в период межсезонья требуется хранилища на 150 тысяч тонн. В этом году мы планируем построить овощехранилищ еще на 53 тысячи тонн. В результате, даже учитывая то, что часть продукции вывозится за пределы области, мы сможем полностью обеспечить потребность региона. Но мы ставим задачу шире, потому что экспорт овощей приносит области очень существенный доход. В настоящее время проводятся работы по подведению инфраструктуры для торгово-логистического центра в Шымкенте, под строительство которого выделено 72 гектара земли. Так вот, там планируется построить емкости для хранения мощностью 96 тысяч тонн овощных и 45 тысяч тонн мясных и рыбных продуктов. Это довольно серьезный объем, часть заложенной на хранение продукции реализуется на внутреннем рынке, что однозначно повлияет на цены, ну и в другие области будет реализовываться. А при наличии спроса – и в другие страны.
– Как будет поставлена работа стабилизационного фонда в этом году?
– В целом сам Стабфонд свою задачу выполняет. И наша задача – правильно разместить заказ на закуп продуктов. Тот объем сельхозпродукции, который сформировался осенью, позволил без особых проблем пройти межсезонье. Но это не говорит о том, что также будет следующей зимой. Потому что относительно низкая рыночная цена однозначно повлияет на снижение объемов производства в этом году. Невысокие цены влияют на то, что крестьянин принимает решение отказаться от этой культуры и перейти на другую, более прибыльную. Поэтому по Стабфонду мы приняли решение, что остатки мы частично реализуем, а частично размещаем в виде семян. Особенно лук и картофель. Порядка 600 тонн мы планируем разместить по фьючерсам. То есть мы предоставляем семенной материал, а осенью этот же объем они нам вернут. Таким образом, мы решаем проблему с хранением остатков. Также сейчас идет массовая реализация продукции через Стабфонд, и в ближайшие две недели мы планируем все распродать. В этом году нам на Стабфонд выделили из республиканского бюджета 2,5 млрд тенге. Сколько и чего будет закуплено, зависит от цен, но в этом году, как мне кажется, цены летом будут ниже прошлогодних. Тем более, что мы будем работать по фьючерсам, выделять семенной материал, оказывать помощь кредитами, заключать прямые контракты. Наша задача – заложить на хранение максимально дешевую продукцию. Естественно, не в ущерб качеству. Если дешевле будет импортная продукция, значит, заложим ее, если наша – значит, нашу. Здесь мы не должны во что бы то ни стало покупать только отечественную продукцию, даже если она будет дорогой. Крестьянин должен реально подходить к этому: если он свои затраты покрывает, если получает рентабельность порядка 15-20 процентов, я считаю, это нормально.
– Программа работает первый год, и наверняка были какие-то трудности, недочеты. Всего предусмотреть невозможно.
– Не ошибается тот, кто не работает. Да, были, да и сейчас есть, можно так сказать, трудности. Так, на рынках работают торговые точки, где реализуется продукция из Стабфонда. К примеру, картошка там всю зиму продавалась оптом по 45 тенге, в розницу – по 50 тенге за килограмм. И это приемлемая цена с учетом нынешних цен. Но есть и другая сторона медали. Понятно, что это конкуренция для частников, и они теряют часть своих доходов. И нам создаются какие-либо препятствия. Хозяину рынка что интересно? Чтобы на рынке было больше торговцев, это его доход. Соответственно, те торговцы, которые занимаются на рынке спекуляциями, из-за работы Стабфонда теряют свой доход и либо уходят с рынка, либо начинают пытаться пойти на сговор с хозяевами рынка, создавать какие-либо препятствия. В общем, есть определенные моменты, которые мы стараемся контролировать, чтобы неприятных моментов не было. Есть и непонимание… честно говоря, каждый день с этим сталкиваемся. Приходится проводить разъяснительную работу с хозяевами рынков, и они идут навстречу. Далее. Стабфонд еженедельно реализовывал продукцию на ярмарках, и сейчас подобная работа ведется по районам. Да, у нас пока нет нужного опыта торговли, и в первый год для нас будет достаточно сложным в плане безубыточности. Но это все нарабатывается, и пока не стоит задача получить прибыль, сейчас главная задача – наработать опыт и реализовывать продукцию из Стабфонда по цене ниже рыночной. Убыток всегда можно компенсировать, если правильно к этому подойти. На следующий год, за счет размещения семенного материала, прямых контрактов и фьючерсов и т.д. Здесь должны работать ответственные и имеющие опыт работы в торговле люди. Это очень важный момент – какую продукцию и как закладывать, как ее хранить, когда продавать и т.д., тут нужны люди, которые в этом разбираются. Сейчас мы над этим работу ведем, кое-какие решения уже приняты, нашли пока одного специалиста нужного профиля. Могу сказать, что к следующему сезону готовность будет намного лучше, и все допущенные ошибки мы учтем. Хочу отметить, что в целом работа по стабилизации цен в области была проведена большая, и даже с учетом допущенных ошибок эти несколько месяцев межсезонья мы отработали хорошо.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.257 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |