Вопрос о монопрофильных городах, их сохранении и перспективах дальнейшего развития в последнее время приобретает актуальное значение. В этой связи необходимо предпринять и в краткосрочной перспективе начать реализовывать комплекс мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в моногородах, создание региональных институтов управления инвестиционными проектами, развитие малого и среднего предпринимательства, конкуренции и снижение зависимости экономики моногородов от результатов деятельности градообразующих предприятий. Все это будет способствовать решению вопросов вымирающих городов, представляющих реальную проблему в рамках всего Казахстана, что при амбициозных планах нашей республики по занятию достойного места среди передовых стран мира является одной из приоритетных задач на ближайшую перспективу. |
Вопрос о монопрофильных городах, их сохранении и перспективах дальнейшего развития на сегодня приобрел новое звучание. Ведь не секрет, что города подобного типа существуют во многих странах мира, и, как показывает практика, многие из них имеют общие проблемы, независимо от места расположения страны или региона. В этом отношении не стал исключением и Казахстан, где по причине большой территории республики проблема монопрофильных городов стала одним из ключевых вопросов, решение которого должно обеспечить снижение негативного воздействия мирового финансового кризиса и определить дальнейшее развитие страны.
Отмечая важность регионального развития посредством сохранения и придания дополнительных импульсов по дальнейшей активизации деятельности моногородов, президент страны Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поручил правительству до начала июля 2012 года разработать целостную программу развития моногородов, в которой надо предусмотреть меры по диверсификации каждой конкретной городской экономики, развитию социальной сферы. «Правительству необходимо принять программу по развитию агломерации. Отдельный вопрос – это развитие малых городов, которые, как правило, зависят от одного крупного предприятия или отрасли», – отметил глава государства, выступая на совместном заседании палат парламента с посланием народу страны.
И вот в 20-х числах марта в правительстве был рассмотрен проект программы развития моногородов, нацеленный на реализацию поручения главы государства, данного в послании народу. В настоящее время Министерством экономического развития и торговли проведен анализ состояния городов республики с монопрофильной специализацией. По результатам анализа в Казахстане определено 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн человек. При этом 8 моногородов расположены в Карагандинской области, по 4 моногорода в Восточно-Казахстанской и Костанайской области, по 2 моногорода в Жамбылской и Павлодарской области. Как стало известно, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития моногородов планируется провести ряд мероприятий по диверсификации экономики, развитию малого и среднего бизнеса, рассредоточению трудового потенциала в точки экономического роста.
У истоков программы
Отметим, что вопрос о моногородах достался нам «по наследству» от Советского Союза. Ведь именно тогда в развитии регионов одной из крупнейших республик страны основной упор был сделан на строительство и развитие монопрофильных городских образований, небольших городов и поселков городского типа (ПГТ), которые были жестко привязаны к тому или иному предприятию одной из отраслей страны и находились от нее в зависимости.
Уделяя первоочередное внимание малым городам, советское руководство в свою очередь негласно ограничивало рост крупных городов, чтобы «не отбить интерес» населения к монопрофильным городам. Однако после распада СССР и появления на его пространстве новых независимых государств проблема моногородов стала приобретать актуальное значение. Во многом это было связано с тем, что крупный бизнес, равно как и инвесторы, а также финансовые институты без колебаний выбирали мегаполисы, оставляя тем самым без внимания малые города. Между тем глобальный экономический кризис еще больше укрепил желание крупного бизнеса закрепиться в крупных городах. На фоне этого все чаще стали подниматься вопросы о возрастающей миграционной активности населения, пытающегося в поисках лучшей жизни покидать малые города и переезжать в мегаполисы. Что в свою очередь способствовало появлению в разных регионах страны «городов-призраков» с пустующими домами, разбитой инфраструктурой и отсутствием перспектив.
Столкнувшись с подобной перспективой, руководство страны решило по– другому посмотреть на проблему моногородов, чтобы в дальнейшем использовать все слабые точки моногородов в качестве стимулов к их дальнейшему развитию. В этом отношении разработка и обсуждение в правительстве программы развития моногородов является актуальной, но несколько запоздавшей мерой. Напомним, что в рамках диверсификации экономики моногородов будут реализованы так называемые якорные инвестиционные проекты. Дополнительно предусмотрено использовать Карту индустриализации, в рамках которой будет необходимо реализовать не менее 1 проекта для каждого моногорода. Кроме этого, в планах создание вспомогательных и обслуживающих предприятий градообразующими предприятиями, а также размещение вспомогательных производств, а также создание в каждом моногороде бизнес-инкубаторов.
Стоит отметить, что в целях привлечения малого и среднего бизнеса (МСБ) в городах, включенных в программу, будут использованы инструменты Дорожной карты бизнеса-2020 и Программы занятости-2020. При этом уже сейчас в 20 моногородах реализуются 114 проектов в рамках Карты индустриализации и Дорожной карты бизнеса-2020. Параллельно с этим правительство намерено решать вопрос по стимулированию добровольного переезда населения моногородов в центры экономического роста областей и республики. Комплекс предложенных мер будет гармонично переплетаться с основными пунктами реализации другого проекта – Программы занятости-2020, а именно в рамках третьего ее направления. Также не останутся без внимания и жилищные вопросы, которые будут учтены в рамках разрабатываемой программы «Доступное жилье».
Поэтому в случае утверждения данной программы регионы получат целый багаж перспективных направлений, обоснованных и финансируемых из бюджета страны. Так, во-первых, в областях появляется возможность закрыть вопрос по появлению «городов-призраков». Также регионы могут рассчитывать на постепенное сокращение миграционного потока местного населения в крупные мегаполисы страны. В-третьих, ожидается, что реализация программы будет способствовать увеличению доли обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства моногородов. Предлагаемые решения для активизации МСБ не только будут способствовать оживлению торгово-экономической сферы, но и благоприятно влиять на самозанятость населения. И, конечно же, реализуемые меры позволят создать дополнительно постоянные рабочие места, появление которых будет способствовать сокращению трудовой миграции, снижению уровня безработицы и, что самое главное, повышению благосостояния населения за счет роста доходов.
Перенимая опыт
Отметим, что Казахстан не является пионером в данном направлении. Так, вопрос о моногородах уже успешно решается в европейских странах, Японии и России. В этом плане заслуживает внимания опыт Великобритании. Англия еще задолго до нас столкнулась с проблемой моногородов. Так, в период 1981–1997 годов в районах, сильно зависящих от угольной и сталелитейной промышленности, было закрыто 124 угледобывающих и перерабатывающих предприятия из существующих 130, в результате чего 193 000 рабочих лишились своих мест и, таким образом, 25 процентов работоспособных мужчин оказались без работы. Моногорода из островков благополучия превратились в очаги социальной напряженности. Наиболее показательным стал пример Toxteth, Liverpool. Произошедшие в 1980 году массовые столкновения между полицией и местной общиной стали следствием экономического упадка города. В области отмечался самый высокий уровень безработицы в стране.
Однако после создания городских корпораций развития ситуация стала меняться. Основной причиной этого стала предложенная Майклом Хизелтайном схема, по которой необходимо было выделять финансирование регионам в расчете, что эти средства будут привлекать частные инвестиции. Местные органы власти были вынуждены создавать конкурирующие проекты за деньги правительства. В результате тщательного отбора только наиболее перспективные и продуктивные проекты смогли получить «путевку в жизнь». Напомним, тогда на территориях английских моногородов в помощь бизнесу были созданы представительные налоговые и нормативные органы, которые были готовы создавать и корректировать наилучшие условия инвестиционного климата. Новые органы были наделены полномочиями превалирования над местными законами на время планирования и осуществления программы, чтобы достигнуть результатов быстро и привлечь иностранные инвестиции.
Вследствие принятых мер ситуация постепенно стала выравниваться. Сделав упор на строительство и сферу услуг, Британия решила свои вопросы. Так, улучшение транспортных связей увеличило количество постоянных рабочих мест. Достаточно отметить, что 54 площадки из 107 бывших участков горных промышленных разработок были возвращены в эксплуатацию после регенерации и еще 22 находятся в процессе регенерации с последующим предназначением для развития. На 44 площадках были дополнительно построены жилые здания и административные комплексы. Отметим, что действующая национальная программа «Coalfields» надеется получить дополнительно 90 участков земли к 2012 году.
И это только один пример решения проблемы моногородов, которых у Британии также достаточное количество (например, проект «Cardiff Bay Development Corporation», создание «Pfizer» нового исследовательского центра, впоследствии ставшего «Innovation Center for Health in Europe» (Инновационный центр здравоохранения Европы) и др. Также достоин изучения комплекс мер, предпринятых британским правительством, благодаря которому на 1988 год в стране действовало 8 мировых автопроизводителей, что в свою очередь способствовало созданию новых рабочих мест В результате производство автомобилей в Великобритании выросло от уровня 888 000 в 1982 году до 1 658 000 в 2003 году.
Другим примером для нас может служить Россия, которая в силу своей большой площади (первое место в мире) также испытывает проблему моногородов. В соседней стране, по данным Экспертного института, насчитывается 467 городов, где население не превышает 100 тыс. человек, и 332 ПГТ, которые также относятся к моногородам. В них проживает ни много ни мало почти пятая часть населения страны – 25 млн человек. Однако еще в 2009 году во исполнение поручения президента России Дмитрия Медведева правительством страны была организована работа по государственной поддержке муниципальных образований с монопрофильной экономикой.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития (Минрегион) России от 21 июля 2009 года была создана Межведомственная рабочая группа Минрегиона по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах России. На первом этапе в программу вошли 26 городов, где были внедрены инвестиционные программы, в том числе были созданы индустриальные промышленные парки в городах Гаврилов Ям и Тутаев Ярославской области, Чистополь Республики Татарстан и др.
В результате только в 2010 году в моногородах было создано свыше 434 тыс. временных рабочих мест, что составляет порядка 13 процентов от всего экономически активного населения страны. Дополнительно было создано более 10 тыс. постоянных мест за счет государственных мер, и еще несколько десятков тысяч постоянных мест созданы предприятиями за счет размещения на них государственного заказа. Благодаря этим шагам наблюдается значительное снижение числа безработных – с 349 тыс. до 179 тыс. человек. Средний уровень безработицы по моногородам снизился с 5,7 до 3,8 процента.
По заявлению премьер-министра Владимира Путина, к 2015 году правительство планирует организовать в моногородах не менее 200 тыс. рабочих мест. Важным рычагом в решении проблемы призвана стать госпрограмма по поддержке моногородов, которую сегодня курирует Минрегион. В рамках этой программы в 2010 году поддержка в 22,7 млрд руб. была оказана 35 моногородам. Основная цель принятой госпрограммы – вывести моногорода в состояние «экономики развития» через применение новых подходов к реализации технологий устойчивого социально-экономического развития территории.
Как указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, в стране предусмотрено создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. И на сегодня использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в программах модернизации ряда российских моногородов, а наиболее успешными кластерами, образующимися за счет создания особых экономических зон, технопарков и бизнес-инкубаторов, являются моногорода автомобилестроения Тольятти и Набережные Челны, «титановая долина» в Верхнем Уфалее Свердловской области, «Камские поляны» в Нижнекамске, «российский Детройт» в Санкт-Петербурге и Калуге и др.
Скоро на старт
Что касается нашей страны, то, учитывая мировой опыт, мы стараемся учиться на ошибках других, пытаясь хоть и медленно, но вдумчиво и многосторонне подходить к решению назревшей проблемы, принявшей республиканский характер. Вместе с тем и затягивать с принятием программы нельзя. Как отметил заместитель председателя комитета регионального развития Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Санат Тунгышбеков: «Где-то до 30 июня она (программа моногородов. – Прим. ред.) должна быть утверждена». И это притом что в Казахстане 87 городов, из них малыми считаются 53–60, моногородов «примерно 23–30, но этот список еще уточняется». По его словам, численность населения в малых городах республики колеблется от пяти до 130–150 тысяч, как в Экибастузе и Темиртау. Как заявил Санат Тунгышбеков, уже в текущем году в рамках программы развития моногородов около шести миллиардов тенге будет направлено на развитие их коммунального хозяйства.
Хочется верить, что, изучая мировую практику, отечественный кабинет министров сможет достойно применить полученные знания, которые создадут предпосылки для качественной разработки программы и эффективной ее реализации. И, возможно, тогда у нас появится очередной повод заявить, что Казахстан тоже идет в ногу со временем и передовыми странами мира.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.239 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |