Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Министр образования и науки ответил на самые волнующие казахстанских выпускников школ и их родителей вопросы



Министр образования и науки ответил на самые волнующие казахстанских выпускников школ и их родителей вопросы

 

Министр образования и науки ответил на самые волнующие казахстанских выпускников школ и их родителей вопросыСегодня Казахстан готовится  к эксперименту с Единым национальным тестированием, чтобы  уже на  будущий год разделить ЕНТ  и комплексное тестирование, предоставив возможность выпускникам школ в 2013 году  сдавать его вместо ЕНТ.

А еще через два года у бывших школьников появится выбор: проходить тестирование или сдавать экзамены, как это было раньше. Наряду с этим уже сейчас в стране ведется активная подготовка к тестированию. В году нынешнем оно несколько отличается от предыдущего – введены некоторые новшества. О том, как предстоит развиваться системе отечественного Единого национального тестирования в обозримой перспективе и как это отразится на уровне образования в Казахстане, говорилось вчера в Астане в ходе выездного заседания в Центре национального тестирования с участием министра образования и науки республики Бахытжана Жумагулова. Именно на эту не теряющую своей актуальности тему размышляет глава образовательного ведомства в интервью нашей газете.


Приближается конец учебного года, и наши читатели все активнее интересуются вопросами, связанными

с развитием образования, в том числе с Единым национальным тестированием – ЕНТ. Насколько оно отвечает требованиям сегодняшнего дня, задачам повышения качества образования, поставленным президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, четкости, объективности и прозрачности процесса. Сегодня на самые злободневные вопросы о ЕНТ нашей газете отвечает министр образования и науки РК академик Бакытжан Жумагулов.

– Бакытжан Турсынович, вы не раз заявляли свою позицию о необходимости совершенствования ЕНТ. Что для этого делается?

– Данная процедура в силу ее большой социальной значимости всегда в центре внимания нашего министерства, мы стараемся выявить и устранить все возможные «лазейки» для нарушения ее объективности, максимально приспособить к требованиям государства и общества. Стараемся учесть все возникающие тонкие моменты и предложить пути их решения.

Поэтому уже в текущем году в ЕНТ вводится ряд новшеств прежде всего по вопросам охвата выпускников и процедуры тестирования. До сегодняшнего дня прохождение ЕНТ было обязательно для всех выпускников школ, желающих поступить в вузы, и из этого установленного законом правила не было исключений. Но ведь кто-то может неожиданно заболеть, могут быть непредвиденные серьезные семейные обстоятельства. И во всех таких случаях неявка на ЕНТ означала перенос поступления в вуз, как минимум, на год. Думаю, это несправедливо. Поэтому в данном вопросе мы пошли навстречу абитуриентам. В закон «Об образовании» внесено изменение, предоставляющее правительству Республики Казахстан определять случаи, в которых непринятие участия в ЕНТ все-таки позволяет в том же году поступить в вуз или организацию послесреднего образования. 27 февраля этого года принято постановление правительства РК № 261 «О некоторых вопросах итоговой аттестации обучающихся». Им определены следующие случаи, когда обучающиеся в организациях общего среднего образования не принимают участия в едином национальном тестировании:

1) состояние здоровья;

2) смерть близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка);

3) чрезвычайные ситуации, а также дорожно-транспортные происшествия.

Естественно, эти случаи должны быть документально подтверждены, и тогда выпускники школ могут пройти итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в тот же год завершения обучения поступить в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование, через комплексное тестирование. Полагаю, это важный в социальном отношении шаг. Еще несколько нововведений направлено на обеспечение более высокой честности и прозрачности процедуры тестирования. Во-первых, в прошлом году были случаи использования сотовых телефонов для получения подсказок, шпаргалок и т.д. Для их предотвращения будут использоваться необходимые технические и организационные средства. Но я уже не раз говорил, что в каждом конкретном случае нарушений за ними надо, в первую очередь, видеть молодого человека, стремится ли он сознательно нарушить правила или это случайная оплошность. Еще раз обращаюсь ко всей вертикали управления ЕНТ – в каждом случае нарушение должно анализироваться внимательно, нельзя допускать формализма и пренебрежения личностью, так как за каждым таким случаем стоит судьба человека.

Во-вторых, министерство сократило количество членов государственной комиссии с 11 до 5 человек. При этом привлекаем в ее состав более квалифицированных людей, имеющих хороший жизненный опыт.

В-третьих, впервые в контроле за ЕНТ в этом году будут участвовать наши штатные работники региональных департаментов по контролю качества образования, созданных по поручению главы государства Н.Назарбаева. Перед ними поставлена задача обеспечить максимальную объективность процесса, взаимодействие с местными органами управления.

– А что делается по содержанию вопросов? Ведь при тестировании достаточно знать только отрывочные факты, чтобы выбрать нужный вариант ответа. А значит, в школе усиливается зубрежка в ущерб полному освоению предмета…

– Эта проблема ставится совершенно правильно. Такие вопросы мы стараемся исключать. Современные технологии тестов позволяют так формулировать вопрос, чтобы для ответа надо было не просто запомнить конкретный факт, а хорошо знать целый раздел или даже несколько разделов учебной дисциплины.

Но дело это непростое, и одним из главных путей его продвижения является включение вопросов, нацеленных на оценку мышления и глубину освоения предмета, тестов логического характера. Это характерно для сегодняшней мировой практики, и мы не должны в этом вопросе отставать. Как ученый могу сказать, что нами проведено большое аналитическое исследование международного опыта, из него мы отбирали все самое лучшее. Детально анализировали и учитывали и наш опыт предыдущих лет. В результате совместно с Всемирным банком мы уже создали базу тестовых заданий логического характера по математике и естественно-научным дисциплинам.

В ЕНТ 2012 года будут впервые использованы такие задания по математике. Далее эта практика распространится на другие предметы. Такие тестовые задания определяют не только уровень освоения школьных программ, но и способности учащихся применять полученные в ходе обучения знания и умения в жизненных ситуациях, т.е. компетентностную и функциональную грамотность. В итоге мы значительно снизим стимулы к зубрежке и повысим заинтересованность школьников в глубоком изучении дисциплин, а значит, повысим качество образования, умение думать, анализировать и делать выводы. Это очень пригодится нашим выпускникам в их последующей жизни.

– А почему для внедрения логических тестов выбрана именно математика? Это был объективный выбор или сыграла роль ваша приверженность к данной дисциплине как известного ученого-математика?

– В том, что математика – моя любимая наука, сомнений нет никаких. Но в данном случае это не определяющий фактор. Дело в том, что математика по самой своей сути является основой всего естественно-научного мышления, базовым «языком» всех точных наук. Поэтому, освоив логические тесты по математике, наши дети легче перейдут на такие тесты по другим предметам.

– В Казахстане много школ, где углубленно изучают те или иные предметы. Как это учитывается при составлении тестовых заданий?

– Тестовые задания для ЕНТ составляются в рамках государственных стандартов (ГОСО) и соответствующего содержания учебного материала. В настоящее время тестовых заданий для выпускников, углубленно изучавших предметы, нет. Тестовые задания для всех выпускников одинаковые и не выходят за рамки стандартов. Но вполне естественно, что более глубокое знание предмета выпускниками школ с углубленным изучением в целом обеспечивает им более высокие баллы ЕНТ.

– Из-за большого количества желающих подать заявление на апелляцию некоторые выпускники не успевают со сдачей заявлений. Что можно сделать, для того чтобы все желающие могли воспользоваться своим правом на апелляцию?

– Такая проблема известна, и в текущем году мы пошли навстречу – продлили время приема заявлений на апелляцию до 14 часов следующего дня. При этом перед апелляционными комиссиями мы не ставим задачу обязательно «завалить» каждого апеллирующего. Ювенал, римский поэт-сатирик, еще в начале нашей эры говорил: «Мнения – как гвозди: чем больше по ним колотить, тем крепче они вонзаются». Поэтому чисто формальный, силовой подход здесь неприемлем. Наоборот, процесс апелляции должен позволить детально разобраться в причинах оспаривания результата ЕНТ, в глубине мышления и логике выпускника, знании и понимании предмета в целом. И такую возможность надо максимально использовать со всей доброжелательностью и педагогическим профессионализмом – это мое однозначное требование ко всем апелляционным комиссиям.

– Насколько применяющаяся сегодня методология ЕНТ позволяет вести качественный отбор абитуриентов в вузы?

– Данный вопрос также находится в сфере нашего внимания. Уже сейчас есть определенные механизмы, позволяющие более целенаправленно отбирать будущих студентов. Это, к примеру, выявление молодых талантов на олимпиадах, творческих конкурсах и предоставление им льгот при поступлении в вуз на соответствующие специальности.

Сейчас мы готовимся и к более системному решению – разделению ЕНТ на два этапа. Первый из них, национальное тестирование, будет ориентирован только на итоговую оценку за среднюю школу. А второй – только для приема в вузы. Причем второй этап будут проходить не все, а только те школьники, которые желают поступать в вузы. И здесь тесты уже смогут полнее учитывать специфику вуза и отдельных специальностей.

В 2013 году мы начнем пилотный проект по переходу на двухэтапное ЕНТ, в 2014 году эксперимент будет продолжен. А в 2015 году произойдет уже полное разделение с широким использованием компьютерного тестирования.

– Изменятся ли в этом году правила приема в вуз выпускников средних школ, а также организаций технического и профессионального образования?

– Здесь два основных момента, на которые хочу обратить внимание будущих абитуриентов: во-первых, установлены пороговые значения результатов ЕНТ и комплексного тестирования для поступления в вузы на платное обучение. В этом году, чтобы поступить в высшие учебные заведения любой формы собственности, за исключением национальных вузов, необходимо набрать не менее 50 баллов. Для поступления в национальные высшие учебные заведения планка выше – не менее 70 баллов.

В зачет идут результаты по следующим предметам: государственному или русскому языку (язык обучения), истории Казахстана, математике и предмету по выбору, в том числе должно быть не менее 7 баллов по профильному предмету (не менее 10 по каждому творческому экзамену), а по остальным предметам – не менее 4 баллов.

Во-вторых, с целью качественного улучшения контингента обучающихся изменен порядок приема в вузы выпускников организаций ТиПО. Теперь, говоря юридическим языком, прием в высшие учебные заведения лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее образование (колледжи), на родственные специальности на обучение по сокращенным срокам на платной основе будет в обязательном порядке осуществляться по результатам комплексного тестирования. То есть комплексное тестирование при поступлении в вуз распространяется на всех выпускников ТиПО. Прошу их внимательно к этому отнестись и соответственно подготовиться.

– Почему баллы ЕНТ за пятый предмет – казахский язык в русской школе и русский язык в казахской школе – не учитываются при конкурсе на образовательный грант?

– Как вам известно, ЕНТ совмещает итоговую аттестацию за курс средней школы и поступление в вуз. Результаты по языкам выставляются в сертификат и аттестат об общем среднем образовании. В конкурсе же на образовательный грант участвуют не только выпускники, сдавшие ЕНТ, но и выпускники прошлых лет, отслужившие в армии, обучавшиеся за границей, которые сдают комплексное тестирование из 4 предметов. Приехавшие учиться в Казахстан наши соотечественники из Монголии и Китая не изучали русский язык, из России, Узбекистана и т.д. – не изучали казахский язык. Для создания им равных условий в конкурсе на образовательный грант учитываются только результаты по четырем предметам.

Но над решением поставленного вопроса мы будем думать, анализировать интересы общества. И возможно, в перспективе какое-либо научно обоснованное решение будет включено в порядок приема абитуриентов в вузы Казахстана. У нас по-настоящему научный подход, и не от одного вопроса, волнующего общество, мы не отмахиваемся. Действуем по принципу, сформулированному известной американской писательницей Луизой Хей: «Проблемы – это хорошая возможность саморазвития».

Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть – тестирование как технология оценки знаний выпускников школ и отбора абитуриентов соответствует тенденциям развития образования в мире. Эту технологию мы постоянно совершенствуем, и здесь немалую пользу приносит максимально полный учет общественного мнения.

Поэтому такие обсуждения на страницах СМИ считаю очень полезными для совершенствования качества образования всех молодых казахстанцев.

Беседовала Карина КОЖАЕВА, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.832 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>