Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Европейский Союз и Казахстан углубляют сотрудничество по всем направлениям - Н.А.Назарбаев



Европейский Союз и Казахстан углубляют сотрудничество по всем направлениям - Н.А.Назарбаев

Европейский Союз и Казахстан углубляют сотрудничество по всем направлениям - АСТАНА-БРЮССЕЛЬ. 26 октября. КАЗИНФОРМ - Европейское издание «New Europe» 24 октября 2010 года опубликовало интервью Президента Республики Казахстан .

Казинформ представляет вниманию читателей текст интервью.


 - Господин Президент, на 25-26 октября запланирован Ваш визит в Брюссель. Как Вы оцениваете сотрудничество Казахстана с Европейским Союзом?

Евросоюз является крупнейшим экономическим партнером Казахстана. Развитие взаимовыгодных отношений с ЕС - наш стратегический приоритет.

В 2009 году товарооборот между нами составил 20 миллиардов евро. В I полугодии 2010 года мы уже достигли уровня в 14 миллиардов. Отмечу, что объемы торговли ЕС с нашей страной выше, чем с другими государствами Центральной Азии вместе взятыми.

Евросоюз - один из основных инвесторов казахстанской экономики. Вместе с тем, и наши бизнесмены вкладывают внушительные средства в рынки стран Европы. В апреле текущего года мы подписали соглашение о сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком. Это открывает новые возможности для расширения нашего экономического взаимодействия.

Конечно, бизнес-проектами наши общие интересы не ограничиваются. К ним также относятся сферы прав человека, образования, экологии, безопасности и противодействия наркотрафику. Мы заинтересованы в углублении партнерских отношений по всем вопросам.

В Казахстане реализуется Государственная программа «Путь в Европу». Это комплекс разносторонних мер, направленных на сближение со Старым светом, освоение его опыта институциональных, правовых и экономических реформ.

Одиннадцать лет назад мы заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Учитывая перемены, произошедшие за эти годы, сейчас ведется работа над новым базовым Соглашением.

Убежден, в XXI веке мы укрепим наше стратегическое взаимодействие в решении проблем современности.

 - ЕС, Китай и Россия конкурируют между собой за энергоресурсы Казахстана. Отдает ли Казахстан кому-либо из них предпочтение?

 Казахстан расположен в центре крупнейшего континента и является важным транзитным узлом между Европой и Азией. У нас богатые залежи полезных ископаемых. В сумме два этих фактора составляют основу нашего экономического успеха.

Мы проводим транспарентную политику освоения месторождений. Все инвесторы находятся в равных условиях. Нефтяные компании, работающие в Казахстане, абсолютно свободны в выборе покупателей своей продукции.

Главный принцип, которым мы руководствуемся - экономическая отдача и безопасность маршрутов. Сегодня мы располагаем разветвленной сетью экспортных путей, параллельно осваивая новые.

Мы можем переправлять нефть транзитом через Иран в Персидский залив. В сторону России и далее в ЕС идут трубопроводы КТК и Атырау - Самара. В китайском направлении протянута нить Атасу - Алашанькоу.

Есть интерес к проектам, направленным в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Мы не исключаем возможности их использования для поставок нефти на рынки Европы.

С каждым годом мы наращиваем добычу углеводородов. Но я хочу подчеркнуть, что для Казахстана сырьевая направленность - пройденный этап. Сейчас мы решаем задачи модернизации экономики.

В стране принят Стратегический план развития до 2020 года. В предстоящее десятилетие мы возведем множество новых предприятий, ориентированных на переработку сырья и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

На этот год мы запланировали 144 объекта, большая часть которых уже построена. Это десятки тысяч новых рабочих мест.

Модернизация казахстанской экономики - грандиозный по масштабам проект, привлекательный для инвесторов. Нам, безусловно, не обойтись без западных знаний и технологий. И я приглашаю европейский бизнес принять участие в этой работе.

 - Какую роль может сыграть Казахстан в стабилизации Центральной Азии, особенно учитывая июньские столкновения на этнической почве в Кыргызстане?

Центральная Азия - очень перспективный регион. Потенциально, это один из полюсов будущего многополярного мира. Но сейчас реализация имеющихся возможностей затрудняется нестабильностью в отдельных государствах.

Республика Казахстан - самое стабильное государство региона. В нашей стране мирно проживают представители 140 этносов. Конфликтов на этнической или религиозной почве между ними нет. С самых первых дней независимости мы смогли сплотить общество. Вся страна объединилась для того, чтобы реализовать давнюю мечту о суверенитете. Мы хотим, чтобы и у наших соседей была стабильная социально-политическая обстановка.

Недавние события в Кыргызской Республике - большая трагедия. Казахстанцы с глубоким сочувствием отнеслись к случившемуся в этой стране. Казахстан использовал различные механизмы многосторонней дипломатии в рамках ОБСЕ, чтобы урегулировать ситуацию.

Благодаря усилиям международного сообщества, в том числе ЕС, эскалации конфликта в Кыргызстане удалось избежать.

Страна встала на путь развития. Принята Конституция, состоялись выборы в Парламент. Тем не менее, положение остается сложным. Кыргызстан все еще нуждается в поддержке.

Больше всего от межэтнического конфликта пострадали южные области. На их восстановление требуется порядка 1 миллиарда долларов. В связи с этим, намерение Евросоюза в течение ближайших трех лет выделить Кыргызстану 118 миллионов евро - очень благородный и значимый жест.

Со своей стороны могу сказать, что Казахстан помог соседям с проведением посевной и уборочной кампаний, передал гуманитарную помощь. В общей сложности это более 10 миллионов долларов.

Мы также помогаем Афганистану. 50 миллионов долларов выделено на обучение 1000 афганских студентов гражданским специальностям. В прошлом году мы перечислили порядка 4 миллионов долларов на реставрацию школ, больниц и дорог в этой стране.

Будучи председателем ОБСЕ, Казахстан придает большое значение помощи Афганистану.

Мы призываем наших европейских партнеров принять активное участие в решении проблем Центральной Азии, которые приобрели трансрегиональный характер.

 - Поддерживает ли Казахстан введение санкций против Ирана?

Как Вы знаете, одним из моих первых президентских указов было решение о закрытии Семипалатинского полигона. День его закрытия - 29 августа - объявлен ООН Международным днем действий против ядерных испытаний. Мы полностью отказались от имевшихся у нас запасов оружия массового уничтожения.

Стартовые шаги нашего независимого государства носили исключительно миролюбивый характер. Они задали тон всей нашей дальнейшей политике.

По инициативе Казахстана Центральная Азия стала зоной, свободной от ядерного оружия.

Свое видение безъядерного мира я стараюсь донести до наших партнеров. Иранское руководство мы всегда призывали быть более транспарентными перед МАГАТЭ.

Любая страна имеет право развивать мирный атом, но делать это должна под контролем профильных международных институтов. Сейчас Ирану нужно активнее использовать имеющиеся диалоговые площадки, чтобы прийти к согласию с мировым сообществом и выйти из сложившегося положения. Это должно быть сделано исключительно мирным путем.

Недавнее известие о возобновлении переговоров Ирана с членами Совбеза ООН было позитивно воспринято миром. Надеемся, что Тегеран предпримет конкретные действия, которые укрепят доверие мирового сообщества, и пойдет навстречу МАГАТЭ.

Хочу отметить, что в апреле этого года на Вашингтонском саммите по ядерной безопасности Казахстан подтвердил готовность разместить на своей территории Банк ядерного топлива. Банк мог бы снабжать атомные электростанции по всему миру. Это позволит государствам сэкономить на обогащении урана, а мировому сообществу - контролировать этот процесс. И в будущем мы сможем избежать тех трудностей, с которыми столкнулся мир в связи иранской программой.

- Международные террористические структуры прилагают все больше усилий для получения доступа к ядерным бомбам. Какие меры нужно предпринять для предотвращения распространения оружия массового поражения?

 - Ядерная угроза является одной из самых серьезных проблем XXI века. Из года в год объем производства радиоактивных материалов неуклонно растет. Риск их попадания на «черный рынок» и далее в руки террористических структур достаточно высок.

При большом желании, используя современные технологии, будет несложно изготовить весьма опасное радиологическое оружие - «грязную бомбу». К этой опасности нужно относиться всерьез.

Казахстан неоднократно выступал с предложениями о том, как противостоять данному вызову.

Прежде всего, нужно разработать новый универсальный Договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. Данный документ должен исключить «двойные стандарты» и содержать конкретные механизмы применения санкций к нарушителям.

Также необходимо как можно скорее решить вопрос о международно-правовом статусе безъядерных зон. В их число, благодаря усилиям Казахстана, входит Центральная Азия.

Наша страна поддерживает Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и программу Глобального партнерства «Большой восьмерки». Мы призываем все заинтересованные государства присоединиться к этим программам.

Также важно, чтобы все мировое сообщество единогласно и недвусмысленно заявило о своем намерении идти к безъядерному миру. В связи с этим я предложил разработать и принять Всеобщую декларацию безъядерного мира.

Эти вопросы нельзя откладывать в долгий ящик.

- Ранее Вы озвучили инициативу создания единой валюты ООН. Как Вы думаете, помогут ли подобные меры снизить риски в случае финансового кризиса? Сможет ли Европа с помощью богатой ресурсами Центральной Азией эффективнее справиться с финансовыми рисками? Какие уроки извлек Казахстан по итогам экономического кризиса?

Очевидно, что роль резервной валюты нельзя возлагать на денежную единицу одной, пусть даже очень могущественной, страны.

Все вопросы по выпуску и обращению мировой валюты должны совместно решаться всеми участниками мировых товарно-денежных отношений. Этот процесс должен учитывать интересы всего человечества. Так мы избежим зависимости мировой экономики от состояния дел в одном государстве. Это моё видение ситуации на глобальном уровне.

Но слабость валютной системы - не единственный фактор, послуживший толчком к мировому кризису. В действительности, их значительно больше. В основе любого хаоса лежит определенный порядок, нужно лишь его распознать. Надо выявить и устранить все недуги, которыми страдает современная экономика. Иначе не выстроить новую работоспособную модель, которая станет основой дальнейшего развития человечества.

В этом отношении я считаю важной и позитивной тенденцией рост значимости различных региональных альянсов, новых «полюсов». С этого года начал свою работу Таможенный союз Росси, Беларуси и Казахстана. Мы создали рынок, в котором 170 миллионов человек, а объем ВВП - порядка 2 триллионов долларов. Наша республика - единственное центральноазиатское государство в его составе. Но постепенно, я убежден, в орбиту объединения войдут и другие страны региона. Это поможет Центральной Азии раскрыть свой потенциал и, безусловно, положительно повлияет на ее экономическое взаимодействие с ЕС.

Что касается уроков кризиса для Казахстана, то здесь нужно принять во внимание один очень важный момент. Казахстан за годы своей независимости не раз оказывался в подобной ситуации. Наша страна пребывала в состоянии перманентной борьбы с различными кризисами и проблемами в течение всего последнего десятилетия XX века.

Мы сделали все необходимое, чтобы не допустить повторения подобных негативных ситуаций. В числе других мер в 2000 году по моей инициативе был создан Национальный фонд. Это наш государственный резерв для будущих поколений.

Фонд полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды. Мы взяли из него средства на антикризисную программу.

Сейчас казахстанская экономика уверенно демонстрирует свою жизнеспособность.

По итогам кризисного 2009 года она выросла на 1,1%.

В 2010 году мы рассчитываем улучшить этот показатель.

По итогам первого полугодия реальный ВВП вырос на 8 процентов. Промышленное производство увеличилось на 11 процентов, сельскохозяйственное - более чем на 3 процента. Международные резервы страны выросли на 5,7 миллиарда долларов, составив свыше 53 миллиардов.

С этого года мы начали реализацию Программы форсированного индустриально-инновационного развития, которая поднимет нашу экономику на новый уровень.

- Сегодня Казахстан председательствует в ОБСЕ - одной из крупнейших организаций в Европе. Достигла ли Астана целей своего председательства?

Вступая в должность председателя, мы понимали, что за год всех проблем не решить. Однако Казахстан активно работает по всем заявленным приоритетам, и уже многого добился.

Мы привлекли внимание международного сообщества к проблемам Центральной Азии. Во многом благодаря усилиям нашей страны был остановлен конфликт в Кыргызстане. Не остался в стороне и Афганистан. Мы хотим добиться усиления гуманитарной составляющей международной помощи исламской республике.

Вопросы экологии - важный аспект нашего председательства. Тысячи казахстанцев находятся в зоне Аральской экологической катастрофы. В ноябре состоится международная донорская конференция. На ней будет рассмотрен вопрос о финансовом и техническом вкладе со стороны членов ОБСЕ в реабилитацию Арала.

В июне в Астане состоялась Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Это ключевое мероприятие в рамках гуманитарной «корзины».

Но самый главный результат нашего председательства в том, что мы смогли радикально изменить дискуссионную атмосферу в ОБСЕ.

Высокий уровень взаимопонимания способствовал позитивным сдвигам в обсуждении будущего европейской и евразийской безопасности. В контексте «процесса Корфу» удалось оживить консультации по Венскому документу 1999 года, который ни разу за эти 11 лет не обновлялся.

На III саммите СВМДА в Стамбуле этим летом я предложил учредить Форум ОБСЕ-СВМДА. По сути, это эквивалентные структуры, представляющие две части одного материка. Их взаимодействие положит начало формированию Континентальной платформы безопасности и укреплению стабильности на пространстве Евразии.

В ходе III Астанинского экономического форума мы предложили начать разработку нового документа «Маастрихт плюс». Боннский документ и действующая Маастрихтская стратегия ОБСЕ не вполне отвечают современным условиям, не учитывают посткризисного развития мира.

На том же Форуме я озвучил идею полномасштабной евразийской интеграции и разработки в рамках ОБСЕ единого документа, отражающего ее основные принципы и направления.

Заключительный аккорд нашего председательства прозвучит 1-2 декабря в Астане, где состоится Саммит глав государств ОБСЕ.

Уже сейчас можно сказать, что 2010 год - уникальный для организации. Впервые ее возглавило центральноазиатское государство, с преимущественно мусульманским населением. В менталитете, в философии ОБСЕ чувствуются перемены. Поэтому, нынешний год может стать предисловием новой эпохи в истории организации.

 

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 16
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.331 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>