В России завершилась одна из острых президентских кампаний. Главная ее интрига состояла не в том, кто победит, это было понятно еще в сентябре 2011 года, когда кандидатом на пост главы государства выдвинули действующего премьер-министра Владимира Путина, а в том, сможет ли он достичь задачи-максимум в первом туре. Вчера стало понятно, что ему удалось добиться поставленной цели. Однако предвыборная гонка преподнесла и другие политические сюрпризы. Большинство экспертов отметили неожиданное третье место в общем зачете дебютанта и миллиардера Михаила Прохорова, который получил 7,7 процента по предварительным подсчетам бюллетеней, пропустив вперед своего идеологического оппонента – коммуниста Геннадия Зюганова. Бизнесмен, как минимум, на уровне общественного сознания и в рамках электоральной кампании доказал, что богатым человеком в России теперь быть респектабельно. |
Вчера в России подвели предварительные итоги президентским выборам, которые состоялись в минувшие выходные. Уже в середине вчерашнего дня Центризбирком (ЦИК) подсчитал порядка 99 процентов голосов. Поэтому оставшийся один процент не обещает какую-либо серьезную корректировку. Самый главный результат был ожидаем и предсказуем. На прошедших выборах победил главный фаворит электоральной кампании – действующий премьер-министр страны Владимир Путин, который в 2008 году покинул пост главы государства из-за конституционных ограничений, запрещающих ему три срока подряд занимать кресло президента. Ему удалось заручиться поддержкой 63,8 процента избирателей. На втором месте традиционно разместился главный российский коммунист Геннадий Зюганов с 17,1 процента голосов. «Бронзовым призером» оказался дебютант и миллиардер Михаил Прохоров. За него проголосовало 7,7 процента россиян. Четвертым к финишной черте прибежал Владимир Жириновский с 6,2 процента голосов. Список «президентских марафонцев» России заканчивает Сергей Миронов, политический КПД которого составил всего 3,8 процента.
Премьер-лига
То, что премьер-министр Путин победит, ни у кого не вызывало сомнения, однако сохранялась интрига: сможет ли он положить на лопатки своих соперников в первом туре или потребуется дополнительное голосование (так называемый второй тур выборов. – Ред.). Однозначный ответ на этот вопрос дал председатель Центризбиркома (ЦИК) России Владимир Чуров.
«Президентом Российской Федерации, по предварительным данным, избран Владимир Владимирович Путин», – сообщил вчера глава ЦИК.
После чего спикер отметил: «Как видите, выборы прошли в один тур». Проблема в том, что на протяжении последних месяцев либеральная оппозиция пыталась мобилизовать своих сторонников, с тем чтобы поставить под сомнение победу Путина или, по крайней мере, сделать ее пирровой. Однако оппонентам премьер-министра не удалось достичь поставленной «задачи максимум», хотя определенный прогресс имеется. Например, фаворит, а теперь и победитель президентской кампании, по данным ЦИК, потерял 17 процентов голосов в Санкт-Петербурге, который традиционно стоит на либеральных позициях. В северной столице Путин получил 58,7 процента голосов. В то время как в 2004 году его поддержало 75,12 процента горожан.
Отметим, что выборы в Питере сильно отличались от общероссийских. Достаточно сказать, что на втором месте оказался не Зюганов, а его идейный оппонент – миллиардер Михаил Прохоров. Видимо, российскую северную столицу не зря обдувает западный балтийский ветер: у населения сложилась несколько иная структура политических ценностей, нежели по стране в целом. Но Санкт-Петербург – это не вся Россия. Вопреки ожиданиям оппозиции, Путин победил в первом туре, набрав более 50 процентов голосов в свою поддержку. Авторитет премьер-министра в обществе не пошатнулся, несмотря на многочисленные пикеты и митинги его оппонентов.
Во-первых, результаты выборов говорят о том, что Путину удалось сохранить и мобилизовать своих сторонников, которые организованно принимали участие в «антиоранжевых митингах». А вчера вечером в Москве они собрались на массовом митинге. Для России подобная поддержка лидера со стороны населения имеет особую ценность. Во-первых, политический курс сохранит последовательность. Не стоит забывать, что соседняя страна исторически кидалась из одной крайности в другую. Такое положение наблюдалось даже в последние 20 лет. Поэтому уверенная победа Путина – это гарантия того, что Россия не свернет с того пути, который она проводила последние годы. Речь идет не только о внешней политике Москвы, но и о внутриполитическом развитии. Что бы ни говорили оппоненты действующего премьер-министра России, здесь имеются позитивные результаты, в том числе и в социальной сфере.
Во-вторых, итоги выборов и победа Путина снизили риски неопределенности для политического истеблишмента страны. В данном случае старый конь борозды не портит, и премьер-министр вполне предсказуемый политик для своих коллег. Впрочем, не окажутся в стороне и деловые круги России, особенно крупные компании, которые также получат дивиденды от прошедших выборов. Не секрет, что действующий премьер-министр оказывал всемерную поддержку системообразующим предприятиям. Подобное положение обещает сохраниться не только в условиях кризиса, но и в посткризисный период развития страны. Правда, взамен Путин потребует от них реализации государственных программ в инновационной области. В связи с этим убедительная победа действующего премьер-министра означает усиление флагманов российского бизнеса на внешней арене.
В-третьих, Путин – знаковая фигура для российских регионов. Ему удалось наладить жизнь на юге страны, а также навести порядок на Дальнем Востоке, который в годы правления Бориса Ельцина превратился в вотчину местных князей. Поэтому победа действующего премьер-министра означает политику, согласно которой страна прирастает регионами. Впрочем, как показывают последние годы, она приносит бонусы и самому Владимиру Путину, поскольку сильную политическую поддержку оказывают ему местные элиты. Кстати, одна из причин его победы на выборах заключается в том, что он имеет доверие у населения на местах, которое наблюдало за тем, как предприятия стали работать, а у них самих появились дополнительные вакансии и предложения.
В связи с этим победа Путина не вызвала сомнения среди его конкурентов. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов (3,82 процента по результатам подсчета 99 процентов бюллетеней. – Ред.), не дожидаясь окончательных итогов голосования, поздравил премьер-министра еще в воскресенье. Он сообщил журналистам: «Я считаю, что абсолютно объективно Владимир Путин победил в первом туре». Он также призвал россиян воздержаться от митингов, по его словам, нет смысла сталкивать политических оппонентов на улицах. С победой Путина поздравил и другой участник электоральной кампании – Владимир Жириновский, который сам недалеко вперед ушел от Сергея Миронова. Лидер ЛДПР разместился на четвертой позиции с 6,2 процента голосов.
Глас несогласных
Между тем далеко не все согласились с итогами голосования. К примеру, лидер Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Геннадий Зюганов заявил о том, что в электоральной кампании использовался широкий арсенал административного ресурса.
«Мы не признаем выборы, считаем их нелегитимными, нечестными, непрозрачными», – заявил в понедельник Зюганов.
Однако он не стал делать каких-либо выводов из своих слов, не упоминал про суд и не призывал своих сторонников выйти на революционные «баррикады». Недовольство Геннадия Зюганова предсказуемо. Лидер КПРФ рассчитывал получить на выборах не меньше 10 процентов голосов, в то время как главный российский коммунист заручился, по первоначальным данным, всего лишь 8,23 процента избирателей. Такой результат не сильно укладывается в электоральную модель КПРФ. Во-первых, на дворе экономический кризис, который льет воду на мельницу левых партий, во-вторых, итоги голосования подрывают лидерство в партии Зюганова. Ему не только не удалось расширить круг своих сторонников, но даже удержать прежних. Однако ближе к вечеру понедельника стало известно, что ему удалось собрать 17,7 процента голосов, что обещает снизить накал «революционных страстей» в одной из старейших партий России.
Лидер коммунистов не единственный, кто ставит под сомнение итоги выборов. Аналогичную оценку голосованию дал Михаил Прохоров, который также считает, что в электоральной кампании имела место примесь аппаратного ресурса.
«Я осознанно шел играть по чужим правилам. Я не считаю выборы честными, но принял этот вызов», – отметил российский миллиардер.
При этом Прохорову не занимать чувства энтузиазма. В разговоре с журналистами он сообщил, что примет участие и в следующих президентских выборах. Прохоров – единственный кандидат, который сильно отличается от других участников президентской гонки. Во-первых, прошедшие выборы для него стали дебютом. На прошлых выборах в Госдуму он разругался с партнерами по партии «Правое дело», в итоге вся электоральная кампания была спущена на тормозах. Во-вторых, в президентскую гонку он включился в качестве самовыдвиженца, за ним не стояла партийная организация. И несмотря на такой расклад сил, ему удалось обойти таких «политических тяжеловесов», как Миронов и Жириновский. В-третьих, он в списке самых богатых людей планеты, по данным «Форбса», что играло против него. Поскольку индекс (Джини. – Ред.) социального расслоения в России выше, к примеру, чем в Казахстане.
Однако Прохорову удалось продемонстрировать хороший результат для новичка, даже в далеко не благоприятных условиях. В данном случае остается признать верность постулатов автора древнекитайской книги «Искусство войны» Су Цзы: победу определяет правильный бой и маневры. Прохоров занял правоцентристскую позицию и не стал питать иллюзий относительно «народного кандидата». Зато ему удалось заручиться поддержкой среднего класса страны, который вопреки глобальному кризису продолжает существовать. Другим его электоратом, скорее всего, стали молодые люди, которым импонирует успех российского олигарха. Тем более что Прохоров показал обществу облик «нового пула» богатых россиян. В определенной степени ему помогали настроения ожидания перемен в обществе, где немало людей, ищущих новые лица в большой политике. На фоне Зюганова, Жириновского или Миронова фамилия «Прохоров» определенно выделялась.
Голос Азии
Голосовали не только в России, но и в Казахстане. Как показали итоги выборов, проживающие в нашей стране российские граждане (13,3 избирателей), также поддержали Владимира Путина. За него свои голоса отдали 77 процентов избирателей. Следом за ним разместился лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который набрал 8,23 процента голосов. А «бронзовым призером» стал Прохоров, его в нашей стране поддержало 8 процентов россиян. Самый первый и очевидный вывод: россияне в Казахстане голосуют так же, как и граждане в самой России. К примеру, в Белоруссии на втором месте оказался Прохоров с 15,2 процента голосов, а тройку лидеров замыкал Зюганов, за которого проголосовало 11,8 процента избирателей.
Такое положение позволяет говорить о том, что политическая жизнь в Казахстане и России развивается синхронно. Наши страны входят в одно интеграционное объединение и, по сути, существуют в едином информационном пространстве. Как и в случае с Россией, казахстанцы (об этом говорят прошлогодние президентские и недавние парламентские выборы. – Ред.) делают ставку на политическую стабильность и последовательность курса развития государства и общества. В целом отметим, что выбор россиян, проживающих в Казахстане, отвечает интересам нашей страны.
При тандеме «Путин – Медведев» отношения между нашими странами вышли на принципиально новый уровень. Россия и Казахстан сегодня входят в Таможенный союз, а с 2012 года являются участниками Единого экономического пространства. В результате объем взаимной торговли между участниками интеграционного объединения в 2011 году вырос на 40 процентов. Проект оказался жизнеспособным. Уже сегодня можно говорить о том, что Таможенный союз быстро наращивает мышечную массу в глобальной экономике, выступает крупным торговым партнером для остальных стран. Так, по итогам 2011 года объем внешней торговли интеграционного объединения вырос на 33 процента и достиг уровня 913 млрд долларов. Скорее всего, уже в этом году Таможенный союз преодолеет отметку в 1 трлн долларов.
Отметим, что Казахстан едва ли не единственное государство, которое в начале 90-х годов говорило о целесообразности интеграции на постсоветском пространстве. Сегодня мы пожинаем плоды объединения экономик трех стран. Отметим, что этот процесс форсированными темпами стал развиваться во время первого президентского срока Путина. А теперь интеграция стала одним из программных постулатов премьер-министра. Как сказал вчера журналистам Владимир Путин, для него «абсолютный приоритет – СНГ».
Победа Путина – это гарантия стабильности подписанных с Россией соглашений. Причем большая часть из них носит долгосрочный характер, а сами они охватывают широкий спектр сотрудничества. К примеру, между нашими странами есть соглашения в атомной сфере и даже в космической. Причем в последнем случае речь идет не только о расположенном в казахстанских степях космодроме Байконур, но и о совместных проектах по запуску на околоземную орбиту телекоммуникационных спутников. Понятно, что Казахстан заинтересован в стабильной и процветающей России, видя в этом залог собственного развития.
Кроме стабильности контрактов и соглашений, следует отметить снижение рисков в отношениях двух стран. Победа Путина для Казахстана означает преемственность того курса, который Россия проводила последние годы по отношению к Казахстану. Что это была за политика? Прежде всего Москва заняла прагматичную позицию по отношению к своим соседям, делая упор не только на свои интересы в регионе, но и на долгосрочные приоритеты развития, между нашими странами выстроились партнерские отношения. В противном случае Казахстану и России не удалось бы создать интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Поэтому вполне закономерно, что Путина с победой на президентских выборах вчера поздравил казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев.
Путин является предсказуемым российским политиком, с которым у руководства Казахстана сложились доверительные отношения. А это особая материя на постсоветском пространстве, где острые вопросы нередко решаются на уровне глав государств. Хотя отметим, что Астана, как правило, занимает прагматичную позицию во внешней политике и способна договориться с любым лидером, у которого здравый смысл и национальные интересы своей страны превалируют над личными эмоциями. Тем более, как заметил на днях казахстанский президент Нурсултан Назарбаев, «наша внешняя политика никогда не страдала геополитической наивностью».
Марат МАМАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.224 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |