«Самая лучшая родословная – это услуги, оказанные родине и человечеству». Ж. Делиль |
Незаметно и апатриотично прошло очередное 23 февраля. В Казахстане обрубили патриотические традиции, связанные с советским периодом, а за новой официальной датой – 7 мая – нет никаких корней. Лучше бы переназвали 23-е февраля на новый манер, как в России, но оставив прежнее содержание, при котором для отечества сделано недостаточно, если не сделано все...
Китайские производители не делают солдатиков в казахстанской военной форме или игрушечную бронетехнику с опознавательными знаками вооруженных сил Республики Казахстан. Давно бытует тезис, что патриотизм начинается с игрушечных солдатиков. Но если посмотреть ассортимент предложения в Алматы и других крупных городах страны, то ничего сугубо казахстанского в этом сегменте товаров найти нельзя. Максимум – советские танки Т-34 и ИС-2, штурмовик Ил-2 и еще кое-что.
Казахстан, как один из правопреемников Красной и Советской армии от их побед не отказывается. Однако официальная идеология и пропаганда к этому периоду истории относится довольно индифферентно, с короткими всплесками на 9-ое мая. Вместе с тем, в супермаркетах, например, не так давно можно было купить серию шоколадных яиц «Ледовое побоище». А там внутри либо русский дружинник, воевода, «охотник», либо тевтонский рыцарь, магистр, кнехт или чухонский ополченец. При этом маленькая справка для детей, кто это такой, как появился в ходе исторического процесса, как сражался на льду Чудского озера.
Ясно, что собственно в Казахстане, если кто и может делать солдатиков, так разве что заключенные в колониях, если есть под рукой необходимые инструменты и материалы. С другой стороны, обилие школьных дневников на русском и казахском языках, выполненных в России по местному заказу, подсказывает технологию. Для начала можно заказать в России солдатиков времен Чингисхана или казахско-джунгарских войн. Ну а потом, по мере развития технологий, организовать что-нибудь подобное у себя в стране. А то дети так и будут играть с немецким танком «Тигр», американским авианосцем «Энтерпрайз» и солдатиками в форме Народно-освободительной армии Китая.
Все свыклись с положением вещей, при котором Казахстан производит то, что не потребляет и потребляет то, что не производит. Но здесь должны быть какие-то вещи, которые нельзя пускать на самотек. Производство солдатиков не требует большого государственного финансирования, даже его из года в год субсидировать. Здесь важно, чтобы поддерживался необходимый уровень патриотичности, а для этого требуется инструментарий. Не мифический – из местного литературного фэнтези, выдаваемого за исторические романы, а самый что ни на есть реальный, связанный своей тканью с настоящей историей.
Но чтобы запускать серию игрушек вроде «Казахстанцы – герои Великой Отечественной войны», нужно мощное идеологическое сопровождение. Пока ничего из этого видно, а единственная более-менее внятная национальная идея в стране – это доллар США. На такой почве очень трудно организовывать, развивать и культивировать любовь к родине, желать ей блага, бороться с трудностями.
Из-за вечной коррупции и некомпетенции чиновников у людей не складывается доверительных отношений с государством. Обыватель воспринимает государство, представляемое бюрократическим аппаратом, как конченного разбойника и пройдоху, от которого лучше всего держаться подальше. На этой почве институт «беобахтеров» (наблюдателей) как в Германии на нашей почве просто немыслим.
В гости на неисторическую родину приезжал знакомый из Германии и мы, как полагается, накатив в честь праздника – День граненого стакана – повели разговоры за жизнь. Мужик работает на ТЭЦ в земле Северный Рейн – Вестфалия. Живет там давно (14 лет), но так и остался для местных и самого себя «русским». Он хоть и этнический немец, но в своем кругу они всех немцев из бывшего Союза «русскими» называют. Только этнические немцы из Прибалтики там стоят несколько особняком и остальные «русаки» их недолюбливают. Еще есть «оси» (бывшие ГДРовцы) и «веси» (западные немцы), которые отличаются друг от друга, как финполицейские и предприниматели. Там вообще много каких подгрупп в среде немцев, но он сталкивается только с перечисленными да «поляками» и «румынами».
Еще когда Александр (так зовут знакомого) только приехал в Германию и проходил курс переобучения, увидел на предприятии огромный плакат (3x5 м). На нем надпись «Беобахтен унд беобахтен» («Наблюдать и наблюдать») и он весь усыпан рисунками глаз – большие, маленькие, разного цвета и разреза, в очках и без… Плакат новый, не геббельсовский агитпроп. И вот эти самые «беобахтеры» («наблюдатели», а по-нашему «стукачи») допекли его хуже турок и поляков вместе взятых. Многие (особенно пенсионеры) целыми днями сидят у открытых окон и смотрят на улицу. Выпил, купил что-нибудь необычное, повздорил с соседом, прошелся по клумбе, «послал» гомиков – тут же звонят по специальному телефону в пункт охраны порядка и обо всем сообщают. Сам Александр из-за этих стукачей лишился водительских прав на штрафной срок. Часто закладывали «беобахтеры» на предмет возлияний, потом его вызвали в клинику на печеночную пробу, и анализ показал: пьет больше нормы. После этого Александру пришлось год быть в завязке, чтобы при новом анализе печеночная проба стала нормальной.
Среди «русских» тоже есть такие, кто вступает в ряды «наблюдателей». Делают они это для того, чтобы стать хорошими в глазах чистопородных немцев. Но одновременно с этим для других русских немцев вчерашние соотечественники «умирают». Никто из «русских» больше не поздоровается, не улыбнется – игнор полный. У Александра был только один партнер по нардам, потому что в эту игру там не играют. И вдруг он узнает, что «нардист» «беобахтер». Теперь моему знакомому в нарды играть не с кем (по этическим соображениям).
Вроде бы немцы тоже прошли свою школу, на примере которой можно понять, что лишний раз докладывать государству о различных вещах нехорошо. Сколько из-за таких стукачей погибло евреев в нацистское время и прочих несогласных с Гитлером. Но сама любовь к системе поражает. Ведь здесь все основано на том, что если одни следуют общим правилам, а кто-то нет – то он мешает усилиям всех остальных. Такого кадра выявляют, наказывают и заставляют держаться в общих рамках.
Однако для нынешнего Казахстана все эти примочки как мертвому припарки. Системы нет. Чтобы «настучать» на соседа – требуется определенный уровень патриотизма, та самая приверженность родине и желание принести ей пользу. А когда на наркоторговца хоть задокладывайся, а самый вероятный эффект от этого – получить от него же «перо» в бок, то стоит много раз подумать, прежде чем выйти из своей обывательской скорлупы.
Считается, что люди склонны путать плохое дело и его прекрасное претворение в жизнь. Но Казахстан уже и этим похвастаться не может. Если раньше государственные деньги «пилились» изящно и по замысловатым схемам, то теперь их крадут грубо и топорно, но глазах у бездействующих правоохранительных органов с их слоновой невозмутимостью и подробным описанием всего процесса и участников в Интернете. Вся страна – один бесконечный полюс импотенции, где никто не может ничего путного.
Из такой ситуации можно выбираться только на патриотической волне, когда масса народа готова самоотверженно служить общему благу и не боится трудностей. Но где взять таких людей, да еще, чтобы они сложились в критическую массу? Для страны, которая не изготавливает даже своих солдатиков, такой вариант вряд ли возможен.
Интернет-издание «Диалог» Время загрузки страницы 0.547 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |