Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Рашид Тусупбеков: Нужно бороться не только с коррупцией, но и с условиями, ей способствующими



Рашид Тусупбеков: Нужно бороться не только с коррупцией, но и с условиями, ей способствующими

 

Рашид Тусупбеков: Нужно бороться не только с коррупцией, но и с условиями, ей способствующимиФинансовая полиция разрабатывает новую стратегию и пересматривает приоритеты. Одна из основных задач, которую Глава государства в своем Послании к народу поставил перед правоохранительной системой и, в частности, перед органами финансовой полиции, – выработка новой стратегии борьбы с коррупцией.

На каких направлениях работы ведомство намерено сосредоточить свои усилия? Как изменятся критерии оценки деятельности ее сотрудников? Почему в противодей­ствии «ржавчине» общества так важна профилактика, и что финпол намерен сделать, чтобы исключить незаконные проверки бизнеса? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту отвечает председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашид Тусупбеков.


– Рашид Тоулетаевич, вы человек с богатым опытом работы в правоохранительной системе, много лет были Генеральным прокурором страны, министром юстиции. Не секрет, что прокуратура не раз подвергала острой критике деятельность органов финансовой полиции, теперь после назначения на должность председателя агентства у вас появилась реальная возможность изменить ситуа­цию. Что на свежий взгляд в работе ведомства необходимо менять в первую очередь?

– Главой государства перед нами поставлена задача выработать новую стратегию борьбы с коррупцией. Также поручено продолжить работу по защите и поддержке предпринимательства, в том числе посредством дальнейшей декриминализации финансовых и налоговых преступлений.

Уже в текущем году будут подготовлены проекты Уголовно-процессуального, Уголовного кодексов и законопроект о частной детективной деятельности.

В связи с этим сейчас нужно конкретизировать стратегические цели органов финансовой полиции, которые должны вытекать из поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана, и других программных документов.

Основные усилия агентства должны быть сконцентрированы на борьбе с системной коррупцией, пресечении фактов расхищения бюджетных средств и теневой экономикой. Исходя из этого, следует определить количественно измеримые индикаторы, которые будут нацеливать органы финансовой полиции на достижение конечного результата – это защита интересов государства посредством борьбы с коррупцией и обеспечение экономической безопасности страны.

Одновременно следует сконцентрироваться на определении критериев оценки деятельности наших служб и территориальных подразделений. Нужно отойти от системы, когда работа оперативных подразделений оценивается исключительно по количеству возбужденных уголовных дел. На практике это приводит к тому, что наши сотрудники идут на все, вплоть до провокаций, лишь бы своевременно обеспечить возбуждение уголовного дела и не испортить свои показатели.

Более того, при такой оценке работы нашим подразделениям выгодна ситуа­ция, когда повсеместно совершаются преступления. Это позволяет им в любой удобный момент организовать «хлопок» и тем самым повысить свою статистику.

Сфера госзакупок – это наиболее яркий пример того, что только задержанием и возбуждением уголовных дел ситуацию здесь не исправить. Уже сколько людей привлекли к уголовной ответственности и даже пересажали, вплоть до высоких должностных лиц, но порядка от этого больше не стало.

В то же время новые критерии не должны привести к тому, что наши сотрудники вообще перестанут работать. Это очень важный и сложный вопрос. Но, разрешив его, мы сможем направить деятельность органов финансовой полиции в нужное русло.

– Коренным образом пересмотреть подходы к оценкам работы и выработать новую стратегию, наверно, будет непросто…

– Здесь не надо изобретать велосипед, нужно посмотреть передовой международный опыт и принять все наиболее прогрессивное из того, что есть в других странах.

Как сказал в своем Послании Президент страны, во главу угла должна стать профилактика, мы должны предупреждать и пресекать совершение коррупционных и экономических преступлений. Борьбу следует вести с причинами и условиями, им способствующими.

Все новые подходы в работе, в том числе передовой международный опыт, должны найти свое отражение в уточнениях к Отраслевой антикоррупционной программе. Агентство сегодня занимается разработкой этих уточнений, в которых будут предусмотрены правовые и информационные механизмы предупреждения коррупции.

– На каких приоритетных направлениях намерена сосредоточить свою работу финансовая полиция?

– По линии борьбы с коррупцией все внимание личного состава должно быть направлено на привлечение к уголовной ответственности лиц, которые систематически занимаются вымогательством взяток.

Зачастую «махровых» коррупционеров люди знают в лицо, поэтому именно таких в первую очередь и нужно привлекать к ответственности. А нередко вместо них на местном уровне за взяточничество задерживаются рядовые исполнители.

Такая деятельность, во-первых, не эффективна. Во-вторых, она осуждается обществом и негативно сказывается на имидже финансовой полиции. Ведь при каждом подобном задержании люди возмущаются тем, что ловят только мелких мздоимцев и воришек, а крупные, откупаясь от правоохранительных органов, продолжают свои преступления. Поэтому на недавнем аппаратном совещании я поручил сосредоточить силы и средства на выявлении системных фактов коррупции.

Мы также должны активизировать работу по выполнению рекомендаций Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. В частности, по введению контроля за крупными расходами чиновников, установлению уголовной ответственности за незаконное обогащение государственных служащих и распространению действия Закона «О государственных закупках» на национальные холдинги и компании, а также связанных с ними юридических лиц.

Что касается противодействия экономической преступности. Здесь основное внимание наших служб должно быть сконцентрировано на пресечении фактов финансирования деструктивно настроенных общественных объединений, экстремистских и террористических организаций как со стороны внутренних, так и зарубежных источников. Борьба с «отмыванием» преступных доходов и их выводом из страны также должна оставаться в качестве приоритетного направления.

Требуется выработать и реализовать системные меры по вопросу обеспечения законности возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. Не секрет, что этот вид налога, вместо того чтобы пополнять бюджет, используется преступниками для своего обогащения. Причем в применяемых для этого мошеннических схемах, как правило, задействованы фискальные органы.

– Сегодня один из наиболее распространенных видов экономической преступности – лжепредпринимательство. Как будет вестись борьба с «левыми» «обнальными» фирмами?

– Деятельность лжепредприятий приносит многомиллиардный ущерб государству. И не секрет, что их существование выгодно не только преступникам, но и отдельным должностным лицам, которые регулярно получают определенный процент от обналичиваемых сумм.

Противодействие лжепредпринимательству не должно ограничиваться исключительно уголовно-правовыми мерами. Необходимо также устранять причины и условия, им способствующие. Например, важно понять, почему подавляющее большинство предпринимателей, несмотря на угрозу уголовной ответственности, прибегают к услугам «обнальных» фирм. Получается, что им выгоднее оплачивать услуги мошенников, чем в полной мере исполнять свои налоговые обязательства. Если так, то нужно посмотреть адекватность налогового бремени. Мы также должны изучить опыт других государств по борьбе с «теневой» экономикой, в том числе в части ограничения обращения наличных денег.

– В жалобах бизнесменов на незаконные проверки, вымогательство нередко фигурируют сотрудники финпола. Что нужно сделать, чтобы таких фактов не было?

– Подразделениям агентства и территориальным департаментам необходимо исключить незаконное вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства в ходе проверок и расследования уголовных дел. К сожалению, это допускалось повсеместно. Сотрудники на местах умышленно инициировали проверки в отношении хозяйствующих субъектов, бесконечно вызывали предпринимателей для дачи объяснений, чем блокировали работу предприятий до тех пор, пока не получали вознаграждение.

Например, только по инициативе сотрудников департамента по Южно-Казахстанской области контролирующими органами проведено 450 проверок субъектов предпринимательства, или треть от общего количества проверок по стране. Нам нужно четко определить на нормативном уровне границы и пределы вмешательства финансовой полиции в экономику и бизнес. Я потребовал от своих подчиненных полностью искоренить практику вмешательства в хозяйственные отношения предпринимателей. Также наши сотрудники не должны использоваться для разрешения гражданско-правовых споров и устранения конкурентов.

В случае поступления заявлений бизнесменов на действия других предпринимателей необходимо разъяснять им о праве обращения в суд без проведения каких-либо проверок. За назначение незаконной проверки субъекта частного предпринимательства должна быть установлена ответственность в виде освобождения от занимаемой должности не только инициатора проверки, но и руководителя, ее согласовавшего.

– В борьбе с преступностью большое значение имеет и достоверная статистическая картина. Что делается для этого в финполе?

– По моей инициативе органами прокуратуры сегодня повсеместно проводится проверка по уголовным делам, находящимся в производстве органов финансовой полиции. По ее результатам мы должны получить четкую картину о количестве дел, находящихся в производстве. Также проверяется достоверность статистической отчетности, формируемой территориальными подразделениями. Как «рисуются» нужные цифры, способы манипуляции со статистическими картами, увы, известны.

Например, отчитываясь в Администрацию Президента по итогам 2011 года, агентство указало, что возмещено 80% от установленного ущерба по экономическим преступлениям, тогда как фактически этот показатель составил лишь 9%. В сторону завышения также искажены показатели об оконченных производством уголовных делах в отношении организованных преступных групп.

Сейчас совместно с органами правовой статистики и специальных учетов мы будем все перепроверять и выводить реальные показатели, а в последующем постараемся сделать так, чтобы статистика была объективной. За искажение показателей будем привлекать к строгой ответственности.

– Что вы еще намерены сделать для совершенствования деятельности АБЭКП?

– Думаю, ряд функций агентства должны быть изменены, а от некоторых нужно отказаться. Так, несвойственным для органов финансовой полиции является компетенция на возбуждение дел об административных правонарушениях.

Будет пересмотрено соотношение руководящего состава и рядовых исполнителей. После изучения имеющейся нагрузки будут также пересмотрены структура и штатная численность центрального аппарата. Возможно, за счет имеющихся в центре излишков будут укреплены подразделения на местах.

В центральном аппарате нужно создать мощный аналитический центр. Он должен обеспечивать прогностическую деятельность, а также определять сферы, наиболее всего подверженные коррупционным и экономическим преступлениям. Здесь же должны вырабатываться конкретные меры, вплоть до изменения положений законодательства, которые способствуют преступности.

Сегодня проводится ревизия всех нормативных, инструктивных актов и указаний, принятых агентством, на предмет их актуальности и соответствия действующему законодательству. Начиная с законов «Об органах финансовой полиции» и «О борьбе с коррупцией».

Мы намерены на постоянной основе проводить мониторинг разрабатываемых госорганами законопроектов на предмет выявления положений, создающих условия для коррупции.

– В настоящее время Генеральной прокуратурой разрабатываются новые редакции Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Агентство будет вносить в них свои предложения?

– Да, мы готовим свои предложения в эти кодексы. Детально прорабатывается будущая модель доследственной и следственной стадии процесса, порядок закрепления материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Изучается возможность декриминализации некоторых составов, которые сегодня отнесены к коррупционным преступлениям, изучается обоснованность отнесения части этих преступлений к данной категории.

В соответствии с поручением Главы государства необходимо продолжить работу по декриминализации финансово-экономических, в том числе налоговых преступлений. На сегодня сложилась порочная практика привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов предпринимателей, которые имеют производство и обеспечивают население рабочими местами.

Сбор налоговых платежей должен обеспечиваться без остановки производства и вмешательства финансовой полиции.

В числе преступных деяний следует оставить только те, которые представляют существенную опасность для общества и государства.

К примеру, к ним относится лжепредпринимательство, целью которого является не занятие предпринимательской деятельностью, а увод капитала в тень путем уклонения от уплаты налогов и обналичивания денежных средств.

– Эффективная борьба с коррупцией невозможна без поддержки общественности и чистоты собственных рядов…

– Безусловно. Чтобы повысить доверие граждан и бизнеса к органам финансовой полиции, прорабатываются дополнительные механизмы взаимодействия с общественными и экспертными советами.

Справедливо и то, что борьбу с коррупцией нам надо начать с очищения собственных рядов.

17 февраля мною принято решение об отстранении от занимаемой должности начальника департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы. Его подчиненный – старший инспектор по особо важным делам Хасанов – был задержан Управлением внутренней безопасности агентства с поличным при получении взятки в сумме 30 тысяч долларов от предпринимателя.

Я предупредил всех руководителей подразделений, как центрального аппарата, так и на местах, – такая практика будет продолжена и впредь. То есть при привлечении к ответственности подчиненных за совершение коррупционных преступлений автоматически будут освобождаться от занимаемых должностей и их руководители.

Чтобы такого не происходило, необходимо избавиться от имеющихся в системе проблем – они всем известны. В первую очередь нам надо разорвать связь наших сотрудников с бизнесом. Для этого необходимо четко на нормативном уровне установить границы и пределы вмешательства финансовой полиции в экономическую жизнь, а также жесткий контроль, как со стороны ведомства, так и общественности, за законностью действий наших сотрудников.

Глава государства в своем Послании народу Казахстана поставил задачу качественного кадрового обновления правоохранительных и специальных органов. Сейчас разрабатывается порядок проведения аттестации всего личного состава. Думаю, так мы избавимся от нечистоплотных и неграмотных людей, а вместо них примем порядочных и профессиональных специалистов, способных эффективно выполнять поставленные перед нами задачи по борьбе с коррупцией и обеспечению экономической безопасности страны.

Ольга СЕМЕНОВА

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 23
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.356 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>