В 2012 году, опираясь на послание президента Казахстана, туристическая отечественная индустрия станет одной из приоритетных отраслей экономики государства. Из бюджета страны выделяется немало средств на развитие отрасли. По поручению главы государства разрабатываются подробные стратегии развития туристических зон. Каждый регион Казахстана обладает своими уникальными особенностями. Но их нужно привести в порядок, чтобы завоевать внимание искушенных и не очень путешественников. Однако ответственность лежит не только на государственных органах. Государство предоставляет средства и инструменты. Задача участников туристического рынка – умело и грамотно воспользоваться этими ресурсами. И вот здесь сохраняется серьезная опасность провалов, поскольку многие отечественные турагентства и туроператоры заинтересованы лишь в получении прибыли сегодня, а не в развитии всей индустрии завтра. В связи с этим наступило время саморегуляции рынка. |
В своем послании народу Казахстана глава государства Нурсултан Назарбаев определил туризм как перспективную отрасль. «Надо изучить в целом по стране точки роста туризма, их немало», – отметил он. Роль туризма в жизни страны подчеркивалась неоднократно. Как в предыдущие годы, так и в этом году на развитие туристических зон и всей индустрии отдыха из бюджета Казахстана будут выделены внушительные девятизначные суммы в долларах США. Однако ответственность за развитие туризма лежит не только на государстве, но, пожалуй, в первую очередь на игроках рынка – турагентах, туроператорах и Казахстанской туристской ассоциации. И, положа руку на сердце, нужно признать, что пока участники рынка недостаточно хорошо выполняют свои прямые обязанности.
В минувшем году отрасль пережила достаточно ощутимые потрясения, которые еще не один раз проявят себя в дальнейшем. По итогам 2011 года продолжает стремительно расти статистика по выездному туризму. Медленно развивается въездной туризм – в виде делового туризма. Заинтересованность казахстанцев во внутреннем туризме также растет медленно и обусловлена лишь тем, что закрылось направление на Египет, а Иссык-Куль представляет угрозу для жизни и кошелька казахстанцев. Долгосрочному отдыху внутри страны граждане предпочитают туры выходного дня. Кроме того, на рынке впервые явно проявился демпинг, когда компании, чтобы хоть как-то покрыть свои долги и расходы, продавали билеты в Турцию, например, всего за 200 долларов. Это произошло из-за того, что турагенты поленились изучить рынок, и спрос клиентов был намного ниже количества предложений турагентов. А потому рынок не может похвалиться какой-то серьезной прибылью. Основным турпродуктом Казахстана по-прежнему остается экологический туризм. Постепенно открываются новые направления: Хорватия, Литва, Венгрия, Финляндия. Растет число казахстанских туристов, которые заинтересованы в лечебно-оздоровительном отдыхе. Также 2011 год побил все рекорды по количеству обманутых туристов и жертв нечистоплотных турагентств.
В 2011 году произошло еще одно событие: были приняты дополнения и изменения в закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы», согласно которым отменяется лицензирование турагентской деятельности. Буква закона вступила в силу с 30 января 2012 года.
– Отныне деятельность турагентов и инструкторов по туризму не будет лицензироваться. Теперь самым главным документом в их деятельности становится договор о гражданской правовой ответственности перед туристом. Всю ответственность за качество продукта несет теперь туроператор. Основная задача турагента – продавать только турпродукт, который формирует казахстанский туроператор. При этом он не имеет права продавать тур оператора-нерезидента. А казахстанский туроператор вправе требовать от турагента указывать в договоре с туристом название туроператора, продукт которого продает турагентство, – пояснила Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА).
Как отмечает директор одной из казахстанских туроператорских компаний Тимур Бадельбаев, «нет однозначного ответа по поводу отмены лицензий на турагентскую деятельность. Это, с одной стороны, реальный путь снижения барьеров. Но, с другой стороны, случаи обмана потребителей, которые повторяются на рынке каждый год, настораживают, и отмена лицензий может привести к негативным результатам».
– В связи с этим мы пришли к тому, что рынок должен саморегулироваться. Для этого был выработан такой инструмент, как Единый турагентский реестр РК. Реестр будет определять профпригодность участников туристической отрасли, – пояснила Рашида Шайкенова. – Этот ресурс станет навигатором, с помощью которого можно в любом городе или регионе Казахстана найти проверенное (и, разумеется, включенное в реестр) турагентство, специализирующееся именно на том направлении или виде отдыха, которые нужны туристу.
Данный перечень турагентств, которым можно доверять, размещен в открытом доступе на сайте КТА.
Однако доверять отечественным турагентствам весьма непросто, поскольку за 20 лет существования отрасли отечественный рынок туризма качественно так и не вырос. Как признается глава туристической ассоциации, туристические услуги динамично развиваются только в Алматы, Астане, Караганде, немного в Атырау и Актау.
– Вопрос соответствия качества и стоимости туристических услуг в Казахстане очень сложный. Мы не можем сегодня хвалиться качественными туристскими услугами. Хотя развитые услуги – показатель развития каждой страны. Перед нами стоят проблемы подготовки специалистов отрасли и повышения качества услуг, а также борьба с теми паршивыми овцами, которые все еще предоставляют эти услуги, – сказала Рашида Шайкенова.
Странно получается, что несмотря на все предпринимаемые из года в год усилия, ситуация в сфере оказания туристических услуг не становится лучше. Мы вновь и вновь обжигаемся на одном и том же и решаем одни и те же проблемы. Турагентства, которые обманывают своих клиентов, по-прежнему остаются безнаказанными. При этом казахстанские туристические зоны все так же далеки от совершенства и зачастую весь сервис сводится к взиманию денег за сомнительные услуги и откровенный дискомфорт. И все это несмотря на то, что туристская ассоциация даже разработала профессиональные стандарты в сфере индустрии туризма, а на то, чтобы облагородить туристические зоны в разных регионах республики, выделяются существенные средства. Например, на развитие курортной зоны «Бурабай» выделено 3 млрд долларов США, на создание центра космического туризма в городе Байконур – 328, 5 млн долларов. И очень жаль, что сама собой прекратилась кластерная программа развития регионов, ведь каждая область Казахстана обладает совершенно уникальными возможностями для развития туризма. Например, зона озера Алаколь могла бы с легкостью заменить казахстанцам Иссык-Куль. Но она до сих пор не облагорожена так, чтобы хотелось платить за отдых на Алаколе те деньги, которые требуют турагенты. Так имеет ли смысл бурно рекламировать Казахстан за рубежом как туристическое направление, если отечественная индустрия не может порадовать даже своих неприхотливых граждан?
Что же нам готовит 2012 год? Будущее выглядит туманным. И, конечно, без поддержки государства здесь не обойтись. Нужно вкладывать средства в развитие туристической инфраструктуры. Но прежде нужно определить эти точки роста, о которых говорит президент Казахстана, проанализировать и оценить, какие деньги нужно вложить в развитие этих регионов, чтобы отечественный туризм стал действительно привлекательным, а не вынужденным.
Алина БЕКИРОВА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.253 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |