Если же улучшить ее более серьезно, то казна сбережет значительно больше. Создание единого оператора государственных закупок поручил правительству президент Нурсултан Назарбаев. Кабмин уже отреагировал: вице-премьер Кайрат Келимбетов поставил задачу перед Минфином к 1 апреля подготовить предложения по образованию единого оператора и единой информационной системы на товары и услуги. Появление новой структуры не будет первоапрельской шуткой. Необходимость перемен в системе госзакупок давно назрела. И речь не просто о том, чтобы создать очередное ведомство. На самом деле подобный опыт в Казахстане имелся, несколько лет работало самостоятельное агентство по госзакупкам. Потом его упразднили, создав комитет при минфине. Тем не менее, от смены названий суть систем не менялась. Непосредственно закупки все ведомства, все бюджетные организации от мала до велика всегда проводили самостоятельно. Считалось, что это обеспечивало гибкость и оперативность закупок, приближенность к нуждам заказчиков. Но на деле государство несло и продолжает нести значительные убытки. Многие госорганы и учреждения осуществляют закупки однотипной продукции – канцелярские товары, ГСМ, оргтехника, автотранспортные услуги и так далее. Причем это приходится делать всем самостоятельно даже при мизерном объеме закупа. Но при этом каждый заказчик закупает по своим ценам. Как говорится, кто на что горазд. Это и приводит к нарушениям, которые вызвали резкую критику главы государства. |
– Сегодня госорганы без конкурса закупают по многократно завышенным ценам у своих же подведомственных предприятий. Без конкурса! Что это?! Правительство никак не может навести порядок в госзакупках. Просто не может! – возмутился Нурсултан Назарбаев. – Масштабы потерь бюджета по этой причине впечатляют. Если обеспечить 20-процентное снижение цен на закупаемые товары и услуги, то можно сэкономить 500 миллиардов тенге!
Пока будет существовать децентрализованный подход к госзакупкам, порядок в этой сфере навести правительству и не удастся. Поэтому Минфину предстоит не просто создать новую структуру, и даже единая база данных по ценам на закупаемые товары и услуги не станет панацеей. Нужны более серьезные изменения.
В соседней России уже подготовлено обоснование для создания самостоятельного ведомства по госзакупкам. Но этим реформа не ограничится. Предлагается вообще отказаться от системы государственных закупок, которую заменит федеральная контрактная система. Впрочем, это еще на уровне идей, а если говорить о реальном результате, проверенном годами, то одним из наиболее успешных является американский опыт. В США отмечается низкое число нарушений при проведении госзакупок. Учитывая огромные суммы, которые на них выделяются, это высокая эффективность.
В Америке действует именно система единого оператора. Правда, он не один, поскольку в США закупается столько видов товаров и услуг и в таком количестве, что никакой единый оператор не справится. Поэтому существует разделение на закупки для текущего обеспечения деятельности и закупки по профилю работы каждого конкретного государственного органа. Текущим обеспечением нужд центральных органов власти занимается Администрация общих услуг. Через нее заказчики могут закупить широкий ассортимент товаров, работ и услуг, стандартных для всех ведомств. Выбор предлагается из более чем 4 миллионов наименований продукции.
Министерства и ведомства подают заявки в Администрацию общих услуг, которая проводит крупнооптовые закупки при помощи тендеров. Большие объемы позволяют существенно снижать цены и экономить бюджетные средства. И это не считая того, сколько удается сберечь временных и трудовых ресурсов госорганов, которые избавлены от всех процедур, связанных с закупками. Кроме того, снижается и возможность для злоупотреблений, поскольку единого оператора легче контролировать. В США надзор за ним ведет управление федеральной закупочной политики.
В централизованной информационной системе содержатся сведения по всем заключаемым контрактам. При этом они доступны не только госорганам, но и частным лицам.
Американская модель используется и во многих европейских странах, например, в Великобритании. Правда, там, помимо единого оператора, есть еще и отраслевые, например, в сфере здравоохранения. В Казахстане имеет смысл также применить похожую схему. Возможно, полностью централизованную. Возможно, отраслевую. Но главное, что пора уходить от системы раздробленных, «самостийных» закупок, когда одну и ту же продукцию закупают разные ведомства. Должны быть созданы пакеты специализированной типовой конкурсной документации по видам товаров, услуг и работ.
Далее следует перейти к тому, чтобы торги по их закупу осуществлялись централизованно, то есть тем единым оператором, о котором говорил глава государства. Тем не менее, не стоит думать, что эта реформа мгновенно принесет плоды. Ведь очень многое зависит от ее реализации. Если система единого оператора будет не до конца продуманной, она может привести к сбою всей системы госзакупа, а, следовательно, затормозит работу государственных органов и бюджетных структур. Для примера достаточно вспомнить единую систему поставок лекарств, из-за которой больницы сидели без необходимых препаратов. Правительству нужно не повторить прошлых ошибок, поэтому начать единый закуп можно с нескольких типовых товаров, например, бумаги или мебели.
Но главное условие – это обеспечение полной прозрачности. Единая информационная система по госзакупкам должна работать не только для чиновников, но и для населения, чтобы каждый налогоплательщик видел, что и по каким ценам закупается за бюджетный счет.
Тимур ИСАЕВ, аналитик, Астана
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.230 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |