Казахстан – молодое государство в прямом и переносном смысле. С одной стороны, в 2011 году страна перешагнула 20-летний рубеж независимости, с другой – в Казахстане в данный момент проживает свыше 16 млн человек, при этом 5 млн из них – это граждане не старше 30 лет. По сути, каждый третий казахстанец молод. Все это заставляет не только обращать внимание на подрастающее поколение граждан, но и формировать политику государства в молодежной среде. |
В этом смысле не стало исключением и очередное послание главы государства народу Казахстана: «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». В нем также нашла свое отражение забота государства о подрастающем поколении. Так, говоря о системе образования, Нурсултан Назарбаев сформулировал ее новую задачу. «Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации», – отметил казахстанский лидер. При этом он обратил внимание на формирование условий, которые сделают качественные знания доступными для молодых людей.
«Следует расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодежи из сельской местности и малообеспеченных семей, развитие сети общежитий», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Еще один аспект – это удобство получения образования. По словам президента, «каждый молодой человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию и образование». И, наконец, говоря о системе образования, не стоит упускать еще одну ее традиционную функцию – воспитательную. Она должна прививать духовные ценности подрастающему поколению.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности», – отметил президент в послании народу Казахстана.
В том, что государство проявляет свою заботу о подрастающем поколении граждан, нет ничего удивительного. Тем, кому сегодня не исполнилось тридцати лет, через 20–30 лет предстоит взять в руки бразды правления. Их опыт, знания, моральные ценности должны будут придать новый облик стране, расположенной в самом сердце Евразии. Но справедливости ради заметим, что внимание к молодежи возникло не сегодня и не вчера. По сути, процесс формирования политики государства в молодежной среде стартовал с первых дней независимости.
Пожалуй, самым известным проявлением молодежной политики государства стала программа «Болашак», которая была принята в далеком 1993 году. Благодаря ей многие молодые люди смогли получить качественное по мировым меркам образование. А сегодня они применяют свои знания в государственной службе и бизнесе. Но «Болашак» – только видимая часть айсберга. Во многом благодаря тому, что ею смогли воспользоваться многие казахстанцы.
Важной вехой развития молодежной политики стало принятие в середине 1999 года «Концепции государственной молодежной политики РК». Системообразующий документ опирался на принципы Всеобщей декларации прав человека, резолюцию ГА ООН – «Всемирная программа действий по развитию молодежи до 2000 года». Таким образом, «Концепция» учитывала мировые тренды в молодежной сфере. Как отмечалось в документе: «Духовное и физическое здоровье молодежи – стратегический капитал страны и важный фактор ее современного развития».
Годом позже, в 2001 году, была принята правительственная программа «Молодежь Казахстана». Суть ее – способствовать развитию молодых людей в качестве будущих членов общества. Любопытно, что программа среди прочего акцентировала внимание и на политическую активность подрастающего поколения казахстанцев. «В целом в ходе реформ в системе власти молодежь не только не усилила свои позиции в сравнении с 80-ми годами, когда существовали квоты по избранию молодых депутатов, но практически потеряла то, что традиционно было у молодежи», – говорилось в программе «Молодежь Казахстана».
Судьбоносным стал закон «О государственной молодежной политике», принятый в 2004 году. Документ закладывал правовой фундамент регулирования отношений между молодежью и обществом, молодежью и государством. По сути, он выделяет молодых людей в отдельную категорию граждан, которые приобретают определенные права. Так, закон гарантировал подрастающему поколению граждан «содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышении квалификации». Еще одна его любопытная особенность – поддержка бизнес-начинаний молодых людей. Тем самым закон, с одной стороны, боролся с безработицей в молодежной среде, с другой – с иждивенческими настроениями.
Позже, в 2008 году, были внесены дополнительные правки в данный закон. Суть их – поощрение активной общественной позиции среди подрастающего поколения граждан. Для этого предусматривается развитие студенческих советов, молодежных НПО, ресурсных центров, волонтерских движений. Закон «О государственной молодежной политике» не единственный документ, который подвергся ребрендингу. В прошлом году началась разработка новой «Концепции государственной молодежной политики РК» на 2012–2015 годы. Суть ее – способствовать дальнейшему развитию политики государства в молодежной среде с учетом новых реалий. Каких именно? Прежде всего, с учетом планов по диверсификации экономики и формирования «умной» экономической базы Казахстана. В стране не просто принимались новые законы и документы, обрисовывающие контуры молодежной политики. На протяжении последних 10–15 лет шел интенсивный процесс формирования новых граждан и стимулирования у них активной общественной позиции. Так, запоминающимся событием стало появление в 2002 году организации «Конгресс молодежи Казахстана», которая представляла собой крупнейшую сеть молодежных организаций страны. Конгресс – это не просто объединение разрозненных организаций, занимающихся проблемой молодых граждан. Важно отметить, что под его эгидой в Казахстане было реализовано множество проектов. С одной стороны, они позволяли молодым людям творчески реализовать себя, с другой – вносили свой штрих в летопись независимости. Достаточно сказать, что одной из инициатив Конгресса молодежи Казахстана стала реанимация студенческих строительных отрядов, которые принимали участие в возведении социальных объектов – школ, больниц. 1 марта 2006 года в Казахстане появилась еще одна организация – «Жас Отау». Ее задача – оказание помощи молодым семьям. На данный момент это единственная организация, занимающаяся подобного рода проблемами. «Жас Отау» оказывает помощь молодым семьям в получении ипотечного кредита на льготных условиях, привлекает внимание общества к таким семьям, оказывает консультации по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам.
С целью повышения статуса и веса казахстанской молодежи 1 июля 2008 года был создан указом главы государства Совет по молодежной политике при президенте РК. Это позволило решить проблемы подрастающего поколения казахстанцев на высоком уровне.
Более того, в 2008 году Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой «сформировать новую генерацию современных и эффективных управленцев для системы государственного управления, бизнеса и сферы общественной деятельности из числа молодежи». В том же году был запущен проект «Молодежный кадровый резерв», с тем, чтобы привлечь мотивированных на карьерный рост молодых людей. Правда, для этого им предстояло держать экзамен. В 2009–2010 годах заявки подали около 3 тыс. человек, и только 100 из них прошли открытый конкурсный отбор.
Говоря о заботе государства, за эталон можно брать разные параметры, но хотелось бы остановиться на одном – уровне безработицы среди молодежи. Тем более, как показали прошлогодние события в арабском мире, именно данный показатель сыграл роль бикфордова шнура в пороховом погребе.
Как ни покажется странным, молодежь больше подвержена рискам остаться без работы. Это связано с маленьким стажем и как следствие – отсутствием опыта. Причем такое положение наблюдается даже в условиях быстрорастущей экономики. А если на дворе кризис, то он только усугубляет непростую ситуацию. Примерно такая картина наблюдалась в 90-х годах, когда в стране только появлялись рыночные институты и формировались новые правила бизнес-игры. Несмотря на это, Казахстану удалось быстро нормализовать ситуацию на рынке труда. Так, в конце 1999 года количество безработных достигало 251381 чел., или 3,9 процента экономически активного населения. Из них молодежь составляла 28,9 процента, или 72679 человек.
Принимая во внимание подобную статистику, в 2001 году был принят закон «О занятости населения», где целевой группой рассматривалась молодежь. И уровень молодежной безработицы с 19,1 процента в 2001 году снизился до 12,1 процента в 2006 году.
Действительно, меры позволили снизить уровень молодежной безработицы с 12,1 процента в 2006 году до 7,4 в 2008 году. Однако эти результаты грозил перечеркнуть глобальный финансовый кризис. Ответом на новый вызов стала молодежная практика. Государство пошло на решительный шаг: взяло на себя расходы по содержанию молодого работника в компании. В течение 6 месяцев из бюджета на счет компании перечисляло 15 тыс. тенге, которые шли на оплату труда нанятого рабочего в возрасте до 30 лет.
В 2011 году уровень молодежной безработицы в мире достиг исторического максимума. По оценке Международной организации труда (ООН), этот показатель составил 13 процентов от экономически активного населения. В Казахстане в 2011 году безработица среди молодежи составила 0,6 процента.
Асель ТЫНЫШБАЕВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.966 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |